Файл: Исторический аспект формирования и развития института социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 4
С какой целью оно это делает, понятно - чтобы здоровые люди были уверены в своем будущем - если их постигнет несчастье стать инвалидом, то общество не оставит их наедине с их проблемами. История социальной политики в области инвалидности за последние сто лет знает, как известно, две доминирующие основные доктрины:
1) Доктрина «социальной полезности», согласно которой человек, имеющий физический или психический дефект, при надлежащих условиях способен принести пользу обществу и оплатить часть расходов на свое содержание.
2)Доктрина «равных возможностей» исходит из того, что общество обязано обеспечить для инвалидов равные со здоровыми права во всех областях жизни.
В России в последние годы быстро формируется третья, так называемая, «рыночная» доктрина. Как говорится в Государственном докладе «О положении инвалидов в РФ» (2016 г.) - «должны быть пересмотрены старые принципы, и политически и этически легитимированы новые трактовки краеугольных для социальной политики понятий социальной справедливости, равенства, новых представлений о необходимых масштабах социальных гарантий, о соотношении ответственности общества и индивидуума за благополучие последнего».
В Советской России господствовала еще одна концепция, называемая концепцией «социальной полезности». Причем, на практике сложилось раздельное проживание инвалидов и здоровых.
Дети-инвалиды воспитывались в интернатах, взрослые проживали в специальных учреждениях социальной защиты, работали на предприятиях Минсоцзащиты, объединялись в организации, согласно характеру инвалидности.
Казалось закономерным, что здоровые руководят жизнью инвалидов и решают их проблемы. Все эти обстоятельства, наряду с политикой льгот, приводили к следующему состоянию: пассивности части инвалидов в отношении реабилитационных мероприятий, социальному инфантилизму; недостатку у инвалидов опыта общения и, как следствие, отсутствию социальных навыков (умению «подать» себя, умению слушать собеседника, ладить с людьми); неумению порой адекватно вести себя в конкретной ситуации; негативным установкам здоровых по отношению к инвалидам, подозрительности в сочетании с жалостью, желанию прекратить контакт.
Доктрина «равных возможностей» в России не только не присутствует в общественном сознании, но лишь недавно стала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику. Рыночные преобразования последнего десятилетия значительно обострили ситуацию - упал жизненный уровень не только инвалидов, но и населения в целом.
Политика льгот в условиях кризиса вызывает у части населения раздражение и плохо скрываемую неприязнь. В формировании общественных установок активное участие принимают коммерциализированные средства массовой информации. В этих условиях особое значение обретает еще один фактор, оказывающий влияние на ход и успех социальной защиты детей-инвалидов - социально-психологический.
Как показывают исследования, проведенные Л.А.Шабалиной и Н.Г.Добровольской[5], инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в социальной жизни общества, не могут реализовать их просто потому, что здоровые не хотят с ними общаться, предприниматели - принимать на работу. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации, которые не требуют тесных контактов с инвалидом или контакты «на равных». Ситуации на подобие «инвалид - Ваш начальник», «инвалид - представитель власти» вызывают негативные реакции. Такой характер установок имеет сложную природу.
Здоровые часто считают инвалидов «грустными, злыми, несчастными, подозрительными и завистливыми», им приписываются такие качества, как «недоверие к здоровым, повышенное чувство жалости к самому себе, недостаток инициативности, повышенные требования».
С другой стороны, 97,7% опрошенных признают инвалидов слабыми и незащищенными группами и считают, что общество должно оказывать им помощь. Таким образом, отношение здоровых к инвалидам можно оценить как двойственное: с одной стороны, они оцениваются как отличающиеся в худшую сторону, что порождает неприязнь и враждебность; с другой стороны, они воспринимаются как лишенные многих возможностей, «несчастные», что порождает симпатию и сочувствие.
В Государственном докладе «О положении инвалидов в Российской Федерации» (2016) говорится, что эта двойственность «дает надежду на улучшение отношений инвалидов и здоровых, как залог социальной интеграции».
На мой взгляд, эта ситуация в общественном сознании как нельзя лучше иллюстрирует модель «социального апартеида» - сочетание жалости и неприязни, социальной помощи и раздельного проживания, доминирования здоровых над инвалидами.
Таким образом, переход к доктрине «равных возможностей» сопряжен не только с экономическими трудностями, политическими проблемами, но и преградами социально-психологического плана. Любая программа по социальной защите детей-инвалидов должна иметь под собой серьезную материальную базу. Для того чтобы обеспечить доступность архитектурной среды, изготовить достаточное количество протезов, средств транспорта и специальных приспособлений, обеспечивающих физическую независимость ребенка, создать рабочие места и приспособить их к физическим возможностям ребенка-инвалида, обеспечить высокий уровень медицинской, педагогической, психологической, профессиональной, социальной реабилитации, организовать досуговые, творческие, спортивные центры, необходимы значительные вложения средств. Уровень материальной базы для решения проблем детской инвалидности определяется: уровнем национального дохода на душу населения, темпами роста ВНП; долей, которую общество готово расходовать для реабилитации детей-инвалидов и характером вложения выделяемых средств.
В зависимости от степени проработанности проблемы на законодательном уровне, формируется социальная инфраструктура, приводятся в действие исполнительные механизмы, позитивно влияющие на социально-экономическую адаптацию семей.
Сюда входят учреждения социального обслуживания, оказывающие медицинские, социально-бытовые, педагогические, правовые и экономические услуги семьям с детьми-инвалидами, а также системы специального образования и воспитания для детей-инвалидов, общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов.
Оценка воздействия названных факторов на процессы социально-экономической защищенности семей в современных экономических условиях приводит к выводу о необходимости совершенствования существующей социальной политики, включая контроль за механизмом ее выполнения, а также укрепление взаимодействия семей с общественными институтами.
В результате анализа наиболее актуальных проблем детей-инвалидов и их потребности в различных видах помощи, были разработаны и предложены практические рекомендации, которые предусматривают совершенствование системы социальной защиты семей с детьми-инвалидами, включая сохранение экономической активности родителей, поддержку процессов социально-экономической защищенности семей, повышение их адаптационных ресурсов.
Они содержат предложения в области: социального обеспечения и социального обслуживания семей с детьми-инвалидами; занятости работников, имеющих детей-инвалидов; пенсионного обеспечения детей-инвалидов и их родителей; образования детей-инвалидов, а также предложения по обеспечению доступности информации по социальным вопросам для родителей и открытости учетных данных о семьях в официальных материалах по ряду социально-демографических характеристик.
Глава 2. Правовые положения детей-инвалидов как субъектов социальной защиты.
2.1. Дети-инвалиды как субъекты социальной защиты.
В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения не только в законодательной базе, но и в формах и методах управления социальной защитой населения, в организационной структуре государственных служб, занятых социальной защитой детей-инвалидов.
Это обусловлено, во-первых, нарастанием масштабов социальных управленческих задач, ростом численности престарелых и инвалидов в стране, катастрофическим ухудшением всех жизненных условий их существования, мизерным уровнем пенсий, резким ростом стоимости лекарств, продуктов питания, одежды и т.д. В новых условиях требуется создать гораздо более разветвленную и всеохватывающую сеть учреждений социальной помощи. Требуется принятие специальных социальных программ для детей-инвалидов, изменение отношения общества к их нуждам. Во-вторых, изменение в подходах к государственной политике в отношении инвалидов и соответствующие изменения в организации и деятельности социальных служб связаны с освоением передового зарубежного опыта работы с детьми-инвалидами. С появлением публикаций об этом опыте и практической деятельностью российских служб социальной помощи инвалидам выстраиваются новые ориентиры и установки.
В связи с этим все чаще и настойчивее поднимается вопрос об индивидуальном, адресном подходе к ребенку-инвалиду. В новых условиях острейшей проблемой стала реабилитация инвалидов. Следует отметить, что именно этот аспект давно являлся важнейшим направлением работы с инвалидами за рубежом. Все это требует расширения масштабов деятельности социальных служб, развития новых подразделений, совершенствования их структуры, изменения концепции помощи детям-инвалидам и их семье. Как известно, после того, как была сформирована законодательная база социальной защиты инвалидов по стране в целом, у них появились юридические основания для претензий к деятельности Министерства труда и социальной защиты населения. Огромное количество писем, жалоб были направлены родителями детей с ограниченными возможностями в разные инстанции.
Одной из основных причин неудовлетворенности граждан деятельностью министерства являются, как показывает анализ, проведенный некоторыми специалистами, низкие размеры пенсий, пособий, компенсаций, которые не способны гарантировать людям нормальный уровень жизни, поскольку их размер далек от размера прожиточного минимума. Ввиду сложной экономической ситуации многие законодательно установленные денежные компенсации, привилегии не обеспечивались достаточными финансовыми средствами. Подобная ситуация была характерна как в целом по России, так и для ее регионов. Известно, что в ноябре 1991 г. распоряжением Б.Н. Ельцина при Президенте Российской Федерации был сформирован координационный комитет по делам инвалидов.
До создания данного комитета проблемами инвалидов занимались в основном общественные организации. На государственном уровне подобный комитет возник впервые в истории России. Структура координационного органа по делам инвалидов, созданная порядке эксперимента, была максимально сориентирована на то, чтобы улучшить координационную работу всех организаций инвалидов, поднять медицинское обслуживание и профилактику, реабилитацию инвалидов на более высокий уровень. Совершенно новым было направление по сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями.
В состав Комитета вошли видные учёные и специалисты в области права, медицины, социальной и трудовой реабилитации, народные депутаты, инвалиды. Координационный комитет много сделал для создания общественных организаций на местах. Кроме того, сотрудники координационного комитета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации принимали активное участие в разработке постановлений и распоряжений президента страны. Вместе с тем его деятельность оказалась недостаточно эффективной.
В июле 1994 года координационный комитет по делам инвалидов при Президенте России был упразднён. Основным государственным органом, занимающимся вопросами социальной защиты населения являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в составе которого Постановлением Совета Министров России от 23 июля 1993 г. был создан Департамент по делам инвалидов[6]. Он был организован в целях совершенствования управления социальной защиты этой категории населения.
Департамент по делам инвалидов получил большой объем полномочий. В обязанности этого нового органа входила разработка комплексной системы социальной защиты инвалидов, то есть фактически формирование основных направлений социальной помощи (включая организацию реабилитации, прямой социальной помощи и поддержки инвалидов). Департамент занимался также организацией медико-социальной экспертизы в масштабах страны, координацией деятельности государственных, общественных и иных организаций инвалидов. Департаментом была создана сеть служб реабилитации и социального обслуживания инвалидов, подготовлены предложения по совершенствованию законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов и деятельности их общественных организаций. Была поставлена организация подготовки кадров в сфере социальной защиты инвалидов.
Однако, несмотря на проводимую работу, имеющую большое значение для социальной защиты инвалидов, многое из задуманного осталось на бумаге, главным образом, из-за отсутствия должного финансирования всей отрасли социальной защиты.