Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие, система и органы местного самоуправления
1.2. Принципы местного самоуправления
1.3. Функции местного самоуправления
Глава 2. Развитие органов местного самоуправления
2.1. История развития местного самоуправления в России
2.2. Тенденции и перспективы развития местного самоуправления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ежегодно нормативная база местного самоуправления подвергается реформированию и корректировке для ее совершенствования, и при успешной реализации государственной политики в области развития местного самоуправления должно привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании и устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов демократического общества. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкиваются различные организации, а также граждане.
Для гармоничного развития и жизни общества, страны и государства необходимо, в первую очередь, эффективное управление, которое в современных реалиях возможно только в рамках гражданского и демократического общества.
В настоящее время проводятся реформы системы управления в Российской Федерации, но при этом существует ряд нерешенных вопросов, касающихся местного самоуправления. Важность этой проблемы проявляется, в том числе, и в политической напряженности, существующей в результате неразрешимых разногласий между государственным центром управления и местными властями.
Противоречие состоит в отсутствии действительно самостоятельного уровня самоуправления на местах, необходимого для быстрого и результативного решения социально-экономических проблем местности. А ведь именно настоящее функционирование местного самоуправления является признаком прозрачности и открытости власти, а также гарантией от деградации и застоя института власти.
Предметом курсовой работы являются взаимоотношения структурных элементов системы местного самоуправления, рассматриваемой на современном этапе.
Объектом курсовой работы выступают различные организационно-правовые формы современной модели местного самоуправления в России.
Цель курсовой работы: выявить возможные пути для успешного развития органов местного самоуправления.
Исходя из объекта и предмета курсового исследования для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- изучить теоретические основы органов местного самоуправления в Российской Федерации,
- дать понятие местного самоуправления
- рассмотреть принципы местного самоуправления
- рассмотреть функции местного самоуправления
- исследовать историю развития органов местного самоуправления в Российской Федерации,
- оценить тенденции и перспективы развития местного самоуправления в РФ.
Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие, система и органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Для изучения понятия местного самоуправления во всем его многообразии необходимо его рассмотреть, используя несколько подходов.
Во-первых, можно рассматривать местное самоуправление, как вид демократической власти в обществе, которая вместе с принципом разделения властей, является фундаментальным принципом организации государственной власти.
Конституция Российской Федерации в ст. 3, 12, гл. 8 закрепляет местное самоуправление, как демократическую систему управления Российской Федерацией[1]. Таким образом, Россия также, как и Европа (Европейская Хартия местного самоуправления 1985г.) провозглашает в законодательстве страны демократические принципы местного самоуправления.
Во-вторых, местное самоуправление является гарантированным конституцией и законами РФ правом местного населения на независимое от государства, самостоятельное решение местных задач. Поскольку данное право на местное самоуправление признано государством, то оно обязуется предоставить все условия для его осуществления, как-то судебная защита, осуществление гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
В-третьих, местное самоуправление характеризуется как форма организации и реализации местным населением власти на местном уровне, что дает гражданам возможность самостоятельно решать вопросы местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. С властью граждане и органы местного самоуправления получают и ответственность за свои решения, и управленческую деятельность.
По указанным выше пунктам можно сделать вывод о том, что местное самоуправление – это право и форма самостоятельной организации местной власти гражданами для решения круга местных вопросов, управления муниципальной собственностью, в соответствии с интересами жителей соответствующего территориального образования.
По вопросам местного значения волеизъявление граждан реализуется с помощью проведения собраний, путем организации народной правотворческой инициативы, посредством обращений граждан в органы местного самоуправления, а также при проведении местных референдумов[2]. Решения референдумов и собраний (сходов) местных жителей, принятые большинством голосов законодательно характеризуются на территории соответствующего муниципального образования как законные и легитимные; обращения граждан, а также проекты правовых актов обязаны быть приняты органами местного самоуправления на рассмотрение с последующим предоставлением соответствующих решений.
Жители определенных муниципальных образований (поселений, городов, микрорайонов, дворов, улиц и проч.), благодаря закрепленному законодательством территориальному самоуправлению имеют законное право самостоятельно организовать самоуправление (путем сходов, собраний и проч.) для решения насущных проблем местного уровня. Формы общественного самоуправления, учитывая местные особенности и традиции, могут быть иными, такими, как например, комитеты местных ветеранов, материнские комитеты солдатских матерей города, ассоциации выпускников какого-либо местного учебного заведения, общественные советы библиотек.
Для реализации права на местное самоуправление в Российской Федерации могут быть использованы разные формы и организации волеизъявления граждан, согласно Конституции РФ (ч.2 ст. 130) это: собрания (сходны), выборные и другие органы местного самоуправления, референдум и выборы. Вместе с тем граждане могут образовывать органы общественного самоуправления (домовые комитеты, советы микрорайонов и пр.) согласно правовому законодательству о местном самоуправлении.
В Российской Федерации, согласно Конституции (ст.3 п.1) источником власти является народ Российской Федерации, который может осуществлять свою власть не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления (ст. 3 п.2)[3].
Таким образом, местное самоуправление является самостоятельной конституционной формой осуществления власти, принадлежащей народу. Полномочия местной власти описаны в Конституции Российской Федерации (ст. 130 п. 1), где сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. местное самоуправление является конституционно признанной самостоятельной деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций[4].
Мы видим, что независимо от государства население России вправе независимо решать вопросы местного значения. И поскольку граждане самостоятельно управляют своим обществом, осуществляя свою власть на местном уровне, то институт местного самоуправления является демократичным.
Демократический институт местного самоуправления в России имеет свою историю и впервые был реализован во времена Петра I (1699-1702 гг.) в городских реформах. Екатерина II в своей Грамоте на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) отразила основные принципы городского самоуправления, которые в 1870 г. были развиты в Городовом положении. Законодательную форму самоуправление, исторически имеющее вид сельских общин, обрело благодаря осуществлению земской реформы, которая имела своим замыслом наделить население возможностью решать вопросы уездного и губернского уровня. Эта идея была осуществлена в Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)[5].
Однако достигнуть эффективности местного самоуправления не удалось из-за отсутствия элементов самоуправления на самом низшем уровне (волости). После революции 1917 года, новая Конституция РСФСР уничтожила местное самоуправление, когда зафиксировала советское государственное единовластие, начиная с уровня посёлков. Возрождением местного самоуправления можно назвать 1993 год, когда было положено начало формирования правовых основ системы местного самоуправления, вступлением в силу закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
Конституция Российской федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, позволили местному самоуправлению развиваться дальше и получить свой правовой регламент, организацию норм, форм и полномочий. Таким образом, в системе местного самоуправления были обозначены основные принципы местного самоуправления, полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей; механизмы местного самоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет территориальную основу местного самоуправления, в пределах территорий муниципальных образований, под которыми закон понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, или иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Муниципальные образования обладают выборными органами местного самоуправления, местным бюджетом и муниципальной собственностью. Основными типами субъектов местного самоуправления являются: городские и сельские поселения; части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.); совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы и т. д.).
Рисунок 1. Элементы структуры органов местного самоуправления
Таким образом, указанное территориальное разделение, является той основой, которая объединяет местное население для решения вопросов на местном уровне, к которым относятся жизнеобеспечение населения, принадлежащего тому или иному муниципальному образованию.
К органам местного самоуправления относятся:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Стоит отметить, что обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).