Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день слова «труд» и «мотивация» неразрывно связаны друг с другом. Все более развиваются коммерческие сферы, где заработная плата сотрудника напрямую зависит от эффективности его работы, которая в свою очередь стимулируется работодателем. Но стимул не всегда достаточен, потому что только при наличии мотивации деятельность обретает направленность. И, если в коммерческих организациях проблема мотивации выдвигается на передний план, то в других сферах ситуация не изменяется. Чем большее внимание уделяется повышению эффективности труда в коммерческих организациях, тем сильнее контраст с положением дел в государственных учреждениях, где размер заработной платы фиксирован и не требует приложения дополнительных усилий[1]. В данном роде организаций сотрудники зачастую могут работать «с прохладцей». [2]А это, в свою очередь, прямо пропорционально сказывается на качестве выполняемой работы и эффективности труда. Исключительными случаями являются сотрудники с высокой внутренней мотивацией, заинтересованные в профессиональных достижениям и продвижении по карьерной лестнице.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей профессиональной мотивации служащих организации. Предметом исследования является мотивационная сфера служащих организации. Объектом исследования являются руководители и подчиненные организации.
СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ
Мотивация в трудовом понятии – побуждение к активной деятельности, связанной с трудом, которое связанно на удовлетворении важных потребностей для человека. Чтобы регулировать поведение, потребность должна быть сперва осознана человеком. Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности. Его можно определить, как стремление, связанное с удовлетворением актуальной потребности. По версии Дж. Аткинсона, сила мотива зависит от вероятного успеха потенциально совершаемого действия и наличия вознаграждения.[3]
Трудовая мотивация – это процесс выбора и обоснования участия личности в деятельности, связанной с трудом. Мотивы классифицируются по трем критериям: содержательный, по виду деятельности и по степени устойчивости.[4]
По виду возникновения трудовые мотивы разделены на биологические и социальные.
Биологические мотивы являются следствием природных потребностей (голод, сон, воспроизведение рода, безопасность и т.д.). Изначально они побуждают человека к какой-либо деятельности.
Социальные мотивы имеют более усложненную структуру. Ниже самые распространенные из них.
- Потребность находиться и трудиться в коллективе.
- Потребность самоутвердиться в каком-либо качестве, статусе.
- Стремление к самостоятельности.
- Гносеологические потребности.
- Потребность в справедливости в трудовой сфере.
- Компетитивный мотив может быть связан как с имеющими амбициями, так и через перфекционизм разного уровня выраженности.[5]
По содержанию мотивы делятся на:
- Сознательный выбор цели и средств ее достижения;
- Обоснование собственных действий с рациональной точки зрения;
- Определение поведения и разделение программы поведения на этапы;
- Оценка последствий принятой программы;
- Самооценка функциональных способностей и возможностей.
По виду деятельности мотивы классифицируются на четыре группы.
Первая группа представляет собой мотивы, связанные с профессиональным профилем и ориентацией, а также обоснованием выбора деятельности. В их числе:
- Обеспечение жизненно важных благ, удовлетворение первостепенных потребностей;
- Стремление к признанию и связи своей функциональной активности с конкретным видом труда;
- Стремление найти приложение своим интеллектуальным или физическим силам, дабы укрепиться или поднять свой социальный статус.
Вторая группа отражена в стремлении человека руководствоваться целями, значимыми для его коллектива и определяется принадлежностью к определенной социальной группе.
Третья группа касается предписанных социальных норм и связана с их реализацией. К ним относят моральные, патриотические, этнокультурные и т.д.[6]
Четвертая группа мотивов связана с социальным и профессиональным самоопределением. Определяется выбором личностных и профессиональных целей человека. Также, важную роль играет преодоление статусно-ролевого и социально-психологического дискомфорта.[7]
Трудовая мотивация также делится по степени устойчивости: устойчивая и неустойчивая.
К показателям устойчивой мотивации можно отнести:
- Установление оптимальных энергетических затрат в течение трудового процесса в соответствии с ожидаемой и реальной компенсацией этих затрат;
- Устойчивая ориентация на выполнение конкретного вида деятельности;
- Фокус на форме труда, содержание которого связано с интересом к его результату;
- Профессиональные способности, которые и являются первоначальным побуждением к действию, и потребность в развитии этих способностей. Она является вторичным мотивом;
- Установление и осознание временных рамок, в которых находится личность;
- Чувство профессионального долга.
Поскольку мотив является внутренним побудителем действия, то он будет непосредственно связан с ценностными ориентациями человека. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу жизни, интересов и потребностей.[8] Мотив может быть обусловлен актуальной потребностью, которую необходимо удовлетворить, а ценность предполагает наличие жизненно важных объектов и требует подчинения поведения человека. Ценности могут быть нравственными, этическими, профессиональными и т.д. Отличие ценности от мотива в том, что ценность является понятием абсолютным, так как являются ведущими в поведении человека, а мотив основан на субъективной оценке поведения.[9]
МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структуры мотивации трудовой деятельности включает в себя три компонента[10]:
- Материальные мотивы;
- Моральные мотивы:
а) Нравственные, которые возникают вследствие взаимоотношений в группе, опирающиеся на чувство товарищества, коллективизма.
б) Идейные, обоснованные определенными принципами, идеями, взглядами. Имеются в виду профессиональные.
- Содержательные – побуждения, которые возникают, основываясь на содержании трудовой деятельности. Как пример: удовлетворение от качественно проделанной работы.
В труде В.А. Ядова сформулированы основные мотивы трудовой деятельности:
- Престиж профессии;
- Содержание труда;
- Перспективы роста, повышение квалификации;
- Заработок и возможности его улучшения;
- Атмосфера в коллективе;
- Степень гарантированности работы (выделен социологами США).
Мотивы 1-4 составляют «мотивационное ядро», определяющее направленность и активность труда. По мнению Ядова, путь от внешнего стимула к мотиву проходит через систему личностных потребностей и ценностных ориентаций, в конце которого стимул становится мотивом.[11]
Мотивационное ядро определяется как система мотивов и стимулов, которые являются движущей силой трудовой деятельности работников в конкретный период жизни организации. [12] Для характеристики данного понятия используются следующие признаки:
- Наличие нескольких симультанно воздействующих стимулов на личность в процессе труда;
- Наличие устойчивой причинно-следственной связи между стимулом и мотивом;
- Устойчивость мотивационных комплексов;
- Возможность модернизации мотивационных комплексов для изменения приоритетов стимулов и мотивов.
Таким образом, можно сделать краткий вывод, что мотивация является интегральной и разнонаправленной характеристикой трудового процесса личности. Трудовая мотивация не может являться отправной точкой в прогрессе трудовой деятельности, поскольку требует для себя соответствующего стимула, и только после преобразования стимула через призму личностных ценностей и потребностей может стать устойчивым мотивом. Данную особенность мотивации подтверждают современные подходы к руководству.[13]
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
На данный момент теории мотивации, согласно Чекмареву О.П., разделены на следующие типы:
- Традиционные теории.
Одним из первых подходов в данной теории является метод «кнута и пряника». Гораздо позже, при появлении термина «экономический человек»[14], т.е. человек, руководствующийся собственными целями и абсолютно рациональный, используется в экономических моделях, организационное обществе перейдет на метод поощрения. Именно такова суть модели мотивации Ф. Тейлора, характеризующейся жесткой привязкой уровня заработной плате к количеству и качеству выполненной работы.[15] Таким образом, для высокой мотивации человека к труду, по Тейлору, требуется четкая и нормированная организация труда, сдельная оплата, единые условия материального стимулирования. Слабыми местами данной теории является фокус исключительно на материальном стимулировании, игнорирование внутренней мотивации, отсутствие гибкости и индивидуального подхода к мотивации сотрудников.[16]
- Содержательные теории. Основаны на идентификации внутренних побуждений, которыми человек руководствуется, совершая поступки определенным образом. [17]
В данной классификации можно выделить следующие теории:
- Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В рамках этой теории было предложено классифицировать потребности человека от низших (биологических) до высших (социальных). Ключевой момент в том, чтобы потребности, стоящие в пирамиде выше, были удовлетворены в меньшей степени, чем нижестоящие.
Данная теория имеет довольно много слабых мест. В их числе адекватность реальности, неясность критериев смены актуальной потребности, мотивирующие факторы рассматриваются изолированно. Таким образом, данная теория может быть хороша как концепция, но не как объясняющая модель[18].
- Двухфакторная теория Херцберга. Компонентами мотивации являются «мотиваторы» и «гигиенические» факторы. К первым относятся потребности в самореализации на рабочем месте, в продвижении по карьерной лестнице, достижениях поставленных целей. Гигиенические факторы направлены на избежание негативной ситуации в удовлетворении потребностей человека и включают в себя: условия работы, технические аспекты руководства и правильное распределение ресурсов. [19]
По версии автора теории для достижения повышения продуктивности труда сотрудника нужно воздействовать на оба фактора: воздействовать на мотиваторы для удовлетворения работой и на факторы гигиены, чтобы у него не возникало неудовлетворенности работой.
Слабыми местами данной теории можно назвать недоказанность эффективности воздействия на факторы в повышении удовлетворенности работой сотрудника, не учитывается взаимовлияние изменения воздействия на какой-либо из факторов.
- Трехфакторная модель Мак-Клелланда. По этой теории, на поведение человека можно воздействовать, управляя его тремя группами потребностей: достижения (достичь цели эффективнее, чем до этого), соучастие (дружеские отношения с окружающими), властвование (развивается на основе обучения, выражается в стремлении контролировать ресурсы и процессы, протекающие в окружении. Делится на властвование ради властвования и властвование ради достижения общей цели)[20].
Также, по Мак-Клелланду, мотивы делятся по типу: приближения и избегания. В отличие от теории Маслоу, где потребности расположены по порядку, в теории Мак-Клелланда потребности не расположены в иерархии и могут проявляться по-разному.
Слабое место теории – невозможность проанализировать взаимосвязь между потребностями.[21]
- Х- и У- теория Мак-Грегора. Теория Х исходит из негативных факторов мотивации: наказание, уверенность в безответственности, несамостоятельности и отсутствии тяги к самореализации работника, откуда проистекает ценности рабочего места в стабильности. Теория У построена на противоположных утверждениях: человек воспринимает труд как необходимый процесс, стремится к развитию и осознает потребность в свободе принятия решений, самореализации, эти работники нуждаются в возможности креативно себя проявлять и творчески выражаться. [22]