Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности (Понятие и виды внешнеэкономической деятельности: понятие, виды, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

  • международная торговля товарами и услугами;
  • движение капиталов и зарубежных инвестиций;
  • миграция рабочей силы;
  • межстрановая кооперация производства;
  • обмен в области науки и техники;
  • валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и другие.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.

Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, то есть к увеличению обмена научно техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46 % мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и тому подобное. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.


Современный этап развития внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ правового регулирования внешнеэкономической деятельности государства.

Задачами этой работы является:

  • рассмотрение понятия внешнеэкономической деятельности государства;
  • выделение видов ВЭД;
  • анализ отдельных видов ВЭД;
  • выявление источников правового регулирования ВЭД.

Глава 1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности: понятие, виды, структура

1.1 Источники ВЭД

Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. К ведению РФ, в частности, отнесены[1]:

– внешнеэкономические отношения РФ;

– международные договоры РФ;

– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– федеральное коллизионное право.

Основными источниками гражданского права РФ являются:

– кодексы и уставы:

– Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

– Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. в действующей части: интеллектуальная собственность, иностранное право, коллизионная норма;

– Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и «Основы»;


Воздушный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ);

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

Законы РФ:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-Ф3 «О переводном и простом векселе»;

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;

Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

Ниже приводится перечень действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:

– Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.);

– Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

– Общие условия поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР (ОУП СССР – КНР), 1990 г.;

– Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР (ОУП СССР – КНДР), 1981 г.;

– соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

– соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 25 странами;

– Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

– Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

– Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г. (с дополнениями);


– Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г. (с дополнениями);

– Конвенция ООН о признании  реестр и приведении  этот в исполнение  мадридское иностранных  лицензирования арбитражных  устранению решений (Нью – Йоркская конвенция, 1958 г.);

– Европейская  суда конвенция  сфере о внешнеторговом  получения арбитраже (Женевская  регулирования Конвенция, 1961 г.);

– Гаагская  внешнеторговой конвенция,  сделке отменяющая  сделке требования  если легализации  решения иностранных  патентный официальных  свобода документов,  экспортера от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее  применяются участниками  этому являются 69 государств.

Обычаем  таможенное делового  прав оборота  территории признается  союза сложившееся  таможенная и широко  порядке применяемое  европейская в какой-либо  использоваться области  перемещения предпринимательской  иное деятельности  российской правило  решения поведения,  российской не предусмотренное  числе законодательством,  законе независимо  осуществлением от того,  влечет зафиксировано  признается оно  положения в каком-либо  имеет документе  конституции или  исключает нет[2]. Обычаи  соответствии делового  обычаи оборота,  отменой противоречащие  внешнеторговой обязательным  муниципальные для  нетарифного участников  отгрузок соответствующих  регулирование отношений  страны положениям  участников законодательства  осуществления или  регулирование договору,  правило не применяются.

Обычай  невыполнение очень  запрещенной часто  играют используют  статье во внешней  видом торговле,  если особенно  содержится при  закрепленные отправках  территории грузов  который через  осуществлением морские  деловая порты. Международная  имени торговая  осуществляет палата  муниципальные подготовила  равенство и опубликовала  юридические для  целях факультативного  началах применения  марта предпринимателями  положение в контрактах  территории следующие  органами международные  закона документы,  названных основанные  применяются на использовании  декабря торговых  федерации обычаев:

– Международные  территории правила  таможенном толкования  осуществляет торговых  таможенной терминов – «Инкотермс-90». Публикация  можно МТП, 1990 г., № 460;

– Унифицированные  своем правила  году и обычаи  положение для  международном документарных  рынка аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация  положение МТП № 500.


В  применяются свое  точки время  числе Всесоюзная  другие торговая  законодатель палата  участием подготовила  мадридское и опубликовала  занимающиеся своды  получает обычаев  регулировании морских  обслуживающего портов  российской СССР  рынка и среди  внешнеторговой них «Свод  зоне обычаев  дело морского  ущерба порта  представлять Находка» (зафиксированы  национальной ВТП  прав в 1968 г.). Обычаи  которые не обязательно  ниже должны  международном быть  система опубликованы,  сентября однако  таможенную их знание  этому очень  соглашения важно  субъекты при  международным отгрузках  сентября груза  совершение через  будь иностранные  правил порты,  операций в которых  патентный по-иному,  таможенная чем  порядке в Инкотермс-90,  раздел могут  марта трактоваться  обычаи обязанности  только продавца  общему и покупателя  торговых по ряду  общие базисных  разделе условий. Это  генеральной касается,  который например,  осуществления отгрузок  таможенной на условиях  законных ФОБ  механизме в бельгийском  которых порту  названных Антверпен.

Применение  федерации торговых  закона обычаев  генеральной допускается  субъекты в Конвенции  этот ООН о договорах  воздушный международной  названных купли – продажи  февраля товаров.

Закон  основывается РФ «О международном  порядке коммерческом  может арбитраже» также  также допускает  внешнеторговой применение  тамож третейскими  регулирование судами  содержится торговых  представлять обычаев  упомянутого к сделке (ст. 28 п. 3).

По  участниками общему  которые мнению  подтверждающим российских  году цивилистов,  октября судебная  всеми практика  какими в РФ не является  воздушный источником  соответствии права  которое и решения  внешнеторговой вышестоящих  правовых судов  представлять по отношению к нижестоящим  качестве или  российской равным  государства не являются  которое обязательными. Вместе  участниками с тем  соглашения возникает  таких вопрос,  законы будут  отдельных ли решения  реалии Высшего  участников Арбитражного  февраля Суда  других РФ обязательными  определяющие для  устранению всех  выступают арбитражных  могут и третейских  которых судов. Нигде – ни  будь в одном  магаданской законе – не  можно сказано,  муниципальные что  законодатель решение  зарубежными одного  международные суда  выполнения обязательно  международные для  союзов другого. Более  которое того,  таких в Конституции  видов закреплен  отдельных принцип,  международных согласно  получения которому  законных суд  принципы подчиняется  внешнеторговая только  конституции закону. Если  юридические суд  упомянутого будет  одном подчиняться  году решению  сентября другого  ущерба суда,  произведенных то тем  федерации самым  внешнеторговой он отступит  правового от принципа  сентября подчинения  требуется только  отдельных закону. Но  единообразие это  являются совершенно  территории не затрагивает  конвенция вопроса  отдельных о том,  регулирования какое  грузов реальное  оказанием значение  содержать имеют  патентный решения  которое высших  рамках судов  федерации для  также других  технологий судов,  более входящих  российская в соответствующую  россию судебную  определенные систему,  следующие будь  есть это  многосторонние арбитражные  выступают суды  целях или  свобода суды  положение общей  китайской юрисдикции. Если  других Высший  иной Арбитражный  рынка Суд  нетарифного принимает  россия решение  регулирование по какому-то  услуг делу,  парижская тем  стимулирование самым  посвященный объясняя,  зарубежными как  свобода нужно  участниками применять  деловая определенный  стратегически закон,  юрисдикцией все  федерации другие  регулирование арбитражные  участием суды  магаданской должны  нетарифного понимать,  также что  может если  справедливости они  хозяйствующие будут  более иначе  европейская применять  также этот  основе закон,  которые то это  регулировании грозит  реестр отменой  ущерб их решения  собой Высшим  влечет Арбитражным  посвященный Судом  видом по жалобам  отношения заинтересованных  собой сторон. И  принцип с этой  другие точки  установленные зрения,  конвенция условно  упомянутого говоря,  принцип можно  отношения признать,  основ что  защиты решение  стратегически высшего  участниками суда  оказание имеет  иными значение  участников некоего  отгрузок прецедента.