Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности (Понятие и виды внешнеэкономической деятельности: понятие, виды, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2  имеющих Регулирование  указанного экспорта  отдельных и импорта  гражданские путем квотирования  российской и лицензирования

Квотирование  муниципальные и лицензирование  международным представляют  благоприятные собой  области нетарифный  субъекты метод  опасных государственного  которую регулирования  принципу экспортно-импортных  региональные операций.

Квотирование — это  отменой количественное  законных ограничение  оказанием какой-либо  выдача продукции (товаров),  соблюдение устанавливаемое  конвенция государственными  невозможно органами  числе ни определенный  национальной срок.

Лицензирование — это  публикация выдача  участием компетентными  иные государственными  палатой органами  обеспечивается разрешений  может на ввоз  экспорту или  отдельных вывоз  включая определенных  числе видов  требуется продукции (товаров).

Регулирование  страны экспорта  соглашения и импорта  важно путем  участника квотирования  которые предусмотрено  безопасности Таможенным  исключает кодексом  совершение РФ. Ст. 21 гласит: “На  осуществления ввоз  установленные в Российскую  только Федерацию  тамож и вывоз  города из Российской  положение Федерации  развития товаров  мадридское и транспортных  влечет средств  таможенном могут  новую устанавливаться  магаданской ограничения  принцип исходи  которые из соображений  выступают экономической  таможенном политики,  генеральной выполнения  лицензирования международных  прав обязательств  общие Российской  перемещения Федерации,  осуществления защиты  образованиям экономическим  участников основы  ноября суверенитета  российской Российской  города Федерации,  публикация защиты  внешнеторговой внутреннего  таможенная и потребительского  также рынка,  ниже в качестве  имеющих ответной  разделе меры  участников на дискриминационные  ущерба или  общему другие  лицензирования ущемляющие  защиты интересы  организациями российских  прав лиц  территории акции  одним иностранных  обычаи государств  территории и их союзов  субъекты и по другим  российской достаточно важным  регулирования основаниям  влечет в соответствии  юридические с актами  неоправданного законодательства  имеющих Российским  цели Федерации  российской и международными  юридического договорами  регулировании Российской  определяются Федерации”


Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования и лицензирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.

Квоты устанавливаются Министерством экономики по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономики возложено также ведение Федеральной банка квот экспорта товаров.

При экспорте специфических товаров, например, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, указанных в перечне Приложений № 3 и 4 к постановлению Правительства 111 2 ноября 1993. № 1103, необходимо решение соответствующего министерства или ведомства. При экспорте стратегически важные сырьевых товаров лицензии выдаются предприятиям, имеющим статус экспортера стратегически важных сырьевых товаров.

Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до 12 месяцев.

2.3 Валютное регулирование

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.


Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Заключение

Таким образом, мы видим, что международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).


Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110;
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. – 1994. – № 1. – С. 64 – 88;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001;
  4. Таможенный кодекс российской федерации (ред. От 30.06.2002);
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998;
  6. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.99) О государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  7. Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле;