Файл: Стили управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Опыт работы в различных сферах человеческой деятельности доказывает, что эффективный менеджмент - основа успеха. Это , безусловно, касается и общественной жизни. От того насколько управленческие решения будут эффективными , оперативными , обоснованными , целенаправленными , а обобщающие - инновационными , зависит динамика и перспективы развития нации.   Развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности , поэтому значение руководства на предприятиях является актуальным вопросом сегодня . Умение руководителя создать благоприятный социально - психологический климат в коллективе, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и управленческие методы, проявить свои лидерские способности, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля руководства и влияет на эффективность и результативность организации . 

Широкий спектр теоретических и методологических вопросов по данной теме освещены в работах Р. Блейка и Д. Мутона, М. Виноградского, В. Гончарова, О.Ю Саврука, О. Донченко, А.Е. Кузьмина, К. Левина, Д. Макгрегора и др. .

Целью исследования является анализ взаимосвязи стилей и методов управления на примере аптеки ООО "Фиолент +".

Задачами для достижения цели являются:

1) рассмотреть стили и методы управления организацией;

2) проанализировать организационную структуру ООО "Фиолент +";

3) дать рекомендации по совершенствованию образа управления руководства ООО "Фиолент +".

Объектом исследования в данной работе является ООО "Фиолент +".

Предметом исследования является стиль управления персоналом предприятия ООО "Фиолент +".

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Стили управления организацией

Уникальностью российского национального характера является своя деловая культура и этикет, которые отличаются от норм принятых в других странах.


Современный российский менеджмент формировался за довольно короткое время. Предпринимателям постсоветского периода пришлось формировать управленческую и корпоративную культуру организации, не имея большого опыта и навыков управления.

Экономика страны развивается и это требует новых тенденций, нововведений, совершенствования и в стиле руководства. Оплата труда соответствует выполненной работе, а также учитывается индивидуальный вклад в производство. Осуществляется совершенствование стиля руководства.

В настоящий момент многие работодатели поощряют свободу действий в работе с учетом особенностей российского стиля руководства. Довольно часто допускаются и ошибки в виде отсутствия гибкости на высших уровнях управления в организациях. Не всегда учитываются внешние факторы или при резкой смене стратегии компании, принимаются неверные решения.

Большинства руководителям присущ жесткий авторитаризм в управлении, т.е. единоличное принятие решений. В управлении преобладают административные методы управления, акцент делается на подчинении, наказании и власти.

Административные методы управления хороши в использовании при необходимости сплотить коллектив, подчинить и направить для достижения поставленных целей [2, с. 182].

В наше время достаточно образованно более молодое поколение бизнесменов  и довольно часто они обращаются к западным тенденциям. Поэтому часто используются западные принципы и стили в управлении организации [5].

Характеристики такого руководителя: имеют свой индивидуальный подход к построению бизнеса, хорошо говорят на разных языках, собранны, пунктуальны, реалистичны, более ориентированы на решения проблем, которые решают дипломатически. Всегда готовы вести переговоры с иностранными партнерами.

Несмотря на западное влияние, молодое поколение бизнесменов сохраняет традиции старого поколения, их менталитет [3, с. 9].

В России руководители придерживаются строгой иерархии в управлении. Предпочитают общение с людьми своего положения, статуса. Работают в команде, предпочитают формальное общение. Руководитель очень важен в организации, он должен давать четкие команды персоналу.

При процессе переговоров очень часто руководители прекращают переговоры своим уходом, нежеланием идти на компромиссы, уступки. Очень важно составить документ на подписание, чтобы подтвердить ознакомленность всех сторон переговоров. Время встречи, как правило, у руководителей гибкое, планируется по ситуации. Девиз: «Результат оправдывает средства». В основном решение принимает руководитель.


Руководители мало обращают внимания на методы и использование маркетинга, представления конкурентоспособности.

Рассмотрим отличия стилей руководства в России, США и Японии в Таблице 1.1.

Таблица 1.1

Характеристики стилей руководства в России, США и Японии 

Объект сравнения

Россия

США

Япония

Характер решений

Индивидуальный

Индивидуальный

Коллективный

Преобладающие цели

Тактические

Тактические

Стратегические

Разграничение обязанностей и полномочий

Четкое

Четкое

Расплывчатое

Специализация работников

Узкая

Узкая

Широкая

Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

Коллективная

Приверженность работника

К профессии

К профессии

К фирме

Оценка и карьерный рост

Медленный

Быстрый

Медленный

Разделяемые ценности

Коллективные

Индивидуальные

Коллективные

Направленность руководства

На коллектив

На человека

На коллектив

Идеал менеджера

Лидер - сильная личность

Лидер - сильная личность

Координатор - мозговой центр

Способ контроля

По коллективным показателям

По индивидуальным показателям

По коллективным показателям

Отношение к подчинённым

Формальные

Формальные

Не формальные

Обусловленность карьеры

Возраст, стаж, коллективные достижения

Личные качества

Возраст, стаж, коллективные достижения

Структура управления

Жесткая

Жесткая

Гибкая

Оплата труда

По коллективным результатам

По индивидуальным результатам

По коллективным результатам, от возраста и стажа

Расходы на обучение персонала

Высокие

Низкие

Высокие

Найм на работу

Краткосрочный

Краткосрочный

Пожизненный


      

В Америке наиболее часто используют демократический стиль управления (высокий уровень доверия к руководителю), в то время как в России держат дистанцию власти, используют авторитарный стиль управления. В Российском управлении нужно использовать и другие стили руководства, такой  как демократический, чтобы сотрудники участвовали в управлении компании.

Кадровая политика отражает культуру страны. Политика Японии в коллективизме (совместное времяпровождение, большое рабочее помещение для всех сотрудников). Политика США в иерархии (у каждого свое место в офисе).

Наиболее распространенные подходы к управлению персоналом: авторитарный, демократический и либеральный стили руководства [1].

Авторитарный (директивный) стиль руководства. Это централизация власти руководителя (принятие всех решений). Контроль деятельности персонала, недоверием к подчиненным, не допускается критика. При этом стиле руководства много недостатков, таких как:  неблагоприятный психологический климат, пассивность подчиненных (подавление), недовольство работой, большая вероятность допущения ошибочных решений.

Демократический стиль руководства. Это децентрализация власти. Подчиненные принимают решения в делах компании, поддерживается инициатива. При таком стиле руководства руководитель должен обладать множеством способностей.

Либеральный (попустительный) стиль руководства. Подразумевает малое вмешательство в работу подчиненных, выслушивает, но не предпринимает. В этом случае у подчиненных пропадает стимул работать, образуются много конфликтов. Такой стиль руководства может использоваться, но в течение непродолжительного времени.

Непоследовательный стиль руководства. Появляется, когда руководитель резко переходит от одного стиля руководства к другому и обратно. При таком стиле руководства множество конфликтов, результаты работы низкие. Возможны и другие классификации стилей руководства.

Довольно эффективным стилем руководства считается партисипативный (соучаствующий) стиль. Потому что подразумевается полное доверие руководителя подчиненным во всех вопросах. Руководитель открыт к общению, проходит делегирование полномочий, участие подчиненных в принятии решения [6].

Таблица 1.2.

Сравнение стилей руководства

Стиль управления

Основные черты

Достоинства

Недостатки

Примечания

Авторитарный

Догматизм, стереотипность, приверженность традициям, нацеленность на результат, беспрекословное подчинение, требовательность, формализм, единоличные решения

Четкость и оперативность управления, быстрое принятие решений, быстрая реакция на изменение внешних условий

Подавление потенциала сотрудников, бюрократизм, неудовлетворенность персонала условиями труда, отсутствие действенных стимулов, высокий расход ресурсов на систему контроля

Малые компании в условиях становления бизнеса, кризисные ситуации

Демократический

Разделение власти и передача полномочий; взаимодействие, основанное на сотрудничестве, а не на подчинении; доверие персоналу, применение материальной и социальной мотивации

Высокая мотивация сотрудников, успешное решение инновационных или нестандартных задач, благоприятный климат в коллективе

Не подходит для коллектива со слабой организацией, плохо работает в экстремальных производственных условиях

Стабильный коллектив, наличие активных работников, нормальные условия труда

Либеральный

Полная свобода коллективных и индивидуальных решений, отсутствие строгого контроля  и ориентации на результат, преобладание личных отношений над деловыми

Хорошие отношения с сотрудниками, возможность творческой работы, неконфликтная обстановка

Отсутствие реального авторитета руководителя, отсутствие мотивации, ограниченный арсенал инструментов воздействия на подчиненных

Зрелый коллектив, творческая работа, наличие активных и знающих помощников


Согласно глобальному исследованию Kelly Global Workforce Index (KGWI) большинство руководителей применяют либо автократический (34 %) стиль управления, либо демократический (22 %) [4].

Успешное управление зависит от способности руководителя применить разные стили управления, например, демократический (участие сотрудников в управлении компанией).

1.2 Методы управления организацией

Привести в действие организованную систему, чтобы получить нужный результат, возможно лишь путем влияния на нее руководящего органа или лица. Для этого необходимые определенные инструменты влияния, которые используются менеджерами для активизации инициативы и творчества персонала фирмы и обеспечивают достижение поставленных перед организацией целей. Такими инструментами служат методы управления.

Методы управления — это способы осуществления управленческой деятельности, которые применяются для определения да и достижение ее целей.

Методы занимают особенное место в управлении, поскольку на их основе происходит взаимное обогащение теории и практики управления. С помощью методов управления руководящая система устанавливает правила действий и поведения, которые являются обязательными для всех управляемых объектов, которые непосредственно подчиняются этой системе, согласовывают, объединяют, координируют и регулируют их деятельность во времени и просторные, обеспечивают непрерывное и ритмичное развитие в определенном направлении, исходя из поставленных заданий и целей.

Общенаучная методология лежит в основе системы методов, которые применяются в управлении. Она предусматривает системный, комплексный подход к решению проблем, а также применения таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, социологические исследования и тому подобное.

Общенаучная методология формирует фундамент системы методов управления. Подходы, приемы, способы, с помощью которых выполняются разнообразные виды управленческой деятельности, называются конкретными или специфическими методами. Они разделяются на три группы:

• методы управления функциональными подсистемами;

• методы выполнения функций управления;

• методы принятия управленческих решений.

Группа методов управления функциональными подсистемами организации тесно связана с организационной структурой, которая строится с учетом функционального разделения труда за такими видами работ, как маркетинг, финансы, инновации, управление персоналом, производством и тому подобное. Функциональные подсистемы имеют свою специфику и свой инструментарий для решения соответствующих управленческих заданий. В частности, управление подсистемой "Производство" нуждается в применении таких методов, как контроль качества, функционально-стоимостный анализ, исследование операций, программирование, факторный анализ, планирование и контроль за ходом производственного процесса, учет расходов и тому подобное. Подсистема "Маркетинг" имеет в своем арсенале методы диагностики рыночной ситуации, исследование потребностей в новых видах продукции, разработки маркетинговой концепции, анализа возможностей организации на потенциальных рынках и др.