Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Сущность, виды и процедуры банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

     Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный перетοк  капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры бaнкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). 
Вопрос о несостоятельности (банкротстве) - один из самых основных для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет основные правила и для промышленных гигантов, и для мелких фирм.

      Каждый  менеджер знает: худшее, что может  случиться с предприятием, - это  банкротство. Поэтому, принимая любое  решение, руководитель, прежде всего, старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки. 

      Состояние неспособности должника платить  по своим обязательствам принято  называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

      Возрождение института несостоятельности в России после десятилетия забвения началось с появлением Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который был принят Верховным  Советом РФ 19 ноября 1992 г. и введен в действие с 1 марта 1993 г. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.

      Новый Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной  Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом РФ 26 октября 2002 г. и введен в действие по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. Данный ФЗ РФ олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота. Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств.


      Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден, и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

1. Процедура несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения

Законодатель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму от­ношениям, складывающимся между должником и его кредитора­ми в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы, помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения процедур бaнкротства. Закон содержит отдельные главы, посвя­щенные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим про­цедурам. Вместе с тем, используя понятие «процедура (процеду­ры) банкротства», основной нормативно-правовой акт в рассмат­риваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.

Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - «Процедуры банкротства», закрепляет, что при рас­смотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное про­изводство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое согла­шение и иные процедуры, предусмотренные данным Законодательством.

Процедура банкротства - это в первую очередь порядок осу­ществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на последнего. Но что конкретно реализу­ется в рамках этого порядка? Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника ук­ладываются в понятие «меры (мероприятия), применяемые к долж­нику». Все многообразие отношений в сфере банкротства можно свести


к трем группам:

а) определение того, имеются ли основания для «помещения» субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;

б) при наличии последних - применение к нему определенных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имуще­ства, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и раздел его активов и т.д.);
в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т.п.).

Воздействие на должника на разных этапах производства по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер. При возбужде­нии производства по делу - это первоначальные охранительные и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество долж­ника, отстранение его от управления активами, введение сторон­него наблюдателя, установление истинного финансово-экономи­ческого положения и т. д.), при наличии вывода о возможности восстановления платежеспособности - мероприятия по восстанов­лению платежеспособности (те, что перечислены в ст. 109 Закона о несостоятельности, плюс мораторий на удовлетворение требова­ний кредиторов, плюс возможность отказаться от убыточных или низкорентабельных договоров должника' и признать недействи­тельными часть его сделок), наконец, при принятии решения о признании должника банкротом - ликвидационные меры (выяв­ление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического ли­ца - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и дру­гих мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности. Таким образом, процедура банкротствa - это установленный правовыми актами порядок применения допустимых законода­тельством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать, что соотношение процедур банкрοтства и мер, применяемых к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содер­жания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет фактическое содержание правоотношений, имеющих место в свя­зи с открытием конкурсного процесса. Процедуры банкротства, по сути, являются правовыми формами организации и примене­ния мер к должнику.


Цель введения той или иной процедуры банкротства - упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст. 67, 69, 70, 109), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84). А такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс «наполняющих» ее мер. Другими словами, выражение «применить (применение) процедуру банкротства» (абз. 11 - 15 ст. 2 Закона) может восприниматься как применение сопровождающих ее введение (открытие) мероприятий. Последние же применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта (органа), а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и позволяет принять такое решение. В частности, для введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда (ст. 75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).

2.Сущность, виды и процедуры банкротства

2.1 Сущность банкротства

Переход  к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой практики понятия – банкротства предприятия.


Итак, хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины. К основным из них относятся:

1. Серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности.

Реализация этого катастрофического риска характеризуется превышением финансовых обязательств предприятия над его активами.

2. Существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.

3. Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов. Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительным превышением неотложных финансовых обязательств предприятия над суммой остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной форме, которое носит хронический характер.

Характер рассмотренных причин показывает, что финансовая несостоятельность предприятия, определяющая юридический факт его банкротство, во многом является следствием, неэффективного финансового управления.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации управляющих (менеджеров) институт банкротства получает все большее распространение. Оно является предметом государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом. Эти отрицательные последствия характеризуются следующими отрицательными моментами:

– финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий – его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;

– финансовое несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;

– неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;