Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ), утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.

За последние годы в России приняты законы и другие нормативные акты, существенно изменившие реализацию правоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением. Прежде всего это касается оперативно-розыскной деятельности (ОРД), впервые законодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. Традиционно правовое регулирование ОРД отождествлялось с правовым регулированием дознания.

Новые законодательные акты установили, что оперативно-розыскную деятельность могут проводить службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания. Негласные операции могут проводить подразделения ФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации). Появилось новое понятие - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Часть ОРД включена в рыночные отношения. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» разрешает детективом проведение сыска, что является видом ОРД. В связи с принятыми законами оперативно-розыскная деятельность изменяется не только по числу субъектов ОРД, но и качественно. В ней появляются новые, признанные законом направления - обеспечение безопасности органов власти и высших должностных лиц, собственная защита органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, борьба с уклонением от уплаты налогов, нарушением таможенных правил. Изменяется территориальный аспект распространения ОРД. Если раньше только органы внутренних дел и государственной безопасности имели в структуре городские, районные и вышестоящие территориальные подразделения, то потом к ним прибавились органы Главного управления налоговых расследований, государственной налоговой службы.

В юридической литературе фактически нет работ по проблемам прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Объясняется это тем, что в законодательстве до сравнительно недавнего времени отсутствовали прямые указания относительно задач функций и полномочий органов прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью.


В связи с принятием Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» [4] и «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] перед органами прокуратуры поставлена задача осуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность остаются спорными и в современной науке. Основные из них:

- определение объектов прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности;

- концептуальные расхождения в законах и проблемы прокурорского надзора;

- направления совершенствования правового регулирования надзора прокурора за осуществлением ОРД;

- политика - правовые и информационные основы надзора за ОРД и их исторический аспект.

Исследование этих и других вопросов требует от ученых решения данных проблем, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение.

В данной курсовой работе предпринята попытка дать оценку как позитивных, так и негативных элементов современного состояния проблем прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Предметом исследования, проведенного в работе, являются основные положения оперативно-розыскной деятельности, задачи, цели, формы осуществления и основные проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также условия и способы применения закона, регламентирующего прокурорский надзор в данной сфере, на практике.

Цель работы состоит в выявлении и решении наиболее значимых теоретических и практических проблем прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возможности усиления надзора прокуратуры за осуществлением этого важного, сложного и противоречивого вида правоохранительной деятельности.

Выводы по проблемам прокурорского надзора за исполнением законов излагались в трудах таких ученых как Гинзбург А. Я., Гуценко Г. Ф., Доля Е. А., Сурков К. В., Шумилов А. Ю. и других.

Структура и содержание работы обусловлены целью исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

«Оперативно-розыскная деятельность – «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативно-розыскными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее-органы, осуществляющие оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человек и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [3]».

Разведывательно-поисковой характер этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью вытекает из смысла приведенного выше законодательного определения ее понятия и закрепленных в Федеральном законе № 144-ФЗ задач оперативно-розыскной деятельности, в числе которых названы: «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации» [3].

Вполне очевидно, что решение каждой из перечисленных задач предполагает осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных, прежде всего на сбор (получение) информации о тех объектах правовой защиты, которые определены Федеральным законом № 144-ФЗ [3]. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность, представляет собой систему оперативно-розыскных мероприятий, включает в ее состав различные их категории в зависимости от содержания и направленности последних, характера решаемых задач, функциональных особенностей и субъектов осуществления, а также соблюдение (ограничение) прав и свобод участников оперативно-розыскной деятельности [8, с. 44].

В зависимости от специфики решаемых задач важной составной частью рассматриваемой системы оперативно-розыскных мероприятий составляют те из них, которые обеспечивают выявление, предупреждение раскрытие и расследование преступлений, обнаружение разыскиваемых лиц и предметов преступного посягательства, а также оперативное обеспечение мер государственного принуждения, назначается по приговору суда. Именно они в теории оперативно-розыскной деятельности именуются «разведывательно-поисковыми мероприятиями», [13, с. 22] и именно они раскрывают сущность рассматриваемого вида деятельности в целом и поисковой деятельности (оперативного поиска) в особенности [13, с. 22].


Оперативный поиск является первой стадией оперативно-розыскного процесса, как элемент любой познавательной деятельности и как система организации, имеющая свою особую правовую природу, основания и принципы организации.

С учетом сказанного необходимо подчеркнуть, что нами разделяется высказанное в литературе точка зрения, согласно которой «система разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно с применением присущих той или иной службе средств, методов и форм, составляет сущность оперативно-розыскной деятельности [15]».

Не вступая в полемику по поводу предлагаемых многими авторами определений понятия «поисковая деятельность», «оперативный поиск» и других терминов для обозначения рассматриваемой организационно- тактической формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, поскольку это уже обстоятельно сделано в ранее опубликованных работах и подготовленных диссертационных исследованиях, следует в качестве примера привести точку зрения С. Е. Матвеева, А.С. Вандышева, Б.Я. Нагиленко, И.Н. Зубова и Ю.Ф. Кваша работы которых по данной проблематике являются определенным шагом в теоретическом исследовании проблемы. По их мнению, оперативный поиск представляет собой «комплекс оперативно-розыскных, организационных и иных правовых мероприятий, осуществляемых различными правовыми подразделениями органов внутренних дел РФ согласно их компетенции в интересах создания собственной информационной сети, обеспечивающий выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших обнаружение разыскиваемых лиц» [16, с. 87]. Бесспорно и то, что оперативный поиск – исходная стадия оперативно-розыскного процесса, результаты которого могут использоваться для проведения, прежде всего иных оперативно-розыскных мероприятий согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ [3].

Как справедливо отмечает в этой связи Ю.Ф. Кваша: «Отличительная черта рассматриваемого комплекса оперативно-розыскных мероприятий в том, что все иные формы ОРД основываются на его результатах. Однако это возможно при условии установления достоверности первичной информации, дополнительной ее детализации, обусловливающий возможность использования данных, сигнализирующих о криминальных признаках, в интересах решения различных задач ОРД [17, с. 102]…»

Таким образом, в общем виде выявления (поиск) первичных оперативно-розыскных данных представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, осуществляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности для обнаружения, проверки и накопления сведений, содержащих новые (ранее не известные органы внутренних дел) специальных знания, имеющие значение для решения задач борьбы с преступностью [18]. Следовательно, направление оперативного поиска предполагает – поиск среди населения; в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и сбыта похищенного имущества; в криминальных группах, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, отбывающих уголовное наказание. Рассматривая данное определение понятия поисковой деятельности в качестве базового представляется необходимым уточнить наши позиции по этому вопросу.


Во – первых, речь, по нашему мнению, должна идти не только о выявлении (поиске) оперативно-розыскных данных, но и поиске других видов социальной информации о ранее неизвестных органам внутренних дел лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Во - вторых, в данном понимании поисковая деятельность (оперативный поиск является исключительной прерогативой оперативных подразделений осуществляющих ОРД, а не всех служб и сотрудников органов внутренних дел, которые осуществляют отдельные поисковые мероприятия (например, ГИБДД, участковые инспектора полиции, миграционной службы и др).

Например, осуществление оперативно-розыскной деятельности возлагается на полицию органов внутренних дел МВД Российской Федерации. В структуре полиции ГУ МВД РФ по субъектам России включены подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, как:

- уголовный розыск;

- экономическая безопасность и противодействие коррупции;

- оперативно-розыскная часть собственной безопасности;

- отдел национального центрального бюро Интерпола;

- оперативно-розыскное бюро;

- бюро специальных технических мероприятий;

- цент по противодействию экстремизму;

- оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защиты и отдел оперативно-розыскной информации ГУ МВД РФ субъектов России.

На уровне управления уголовного розыска оперативно-розыскную деятельность осуществляют следующие отделы (отделения):

- отдел зонального контроля;

- отдел организации агентурно-оперативной работы;

- сопровождение оперативно-розыскных мероприятий и защиты информации;

- отделение организации оперативно-розыскной деятельности в сфере несовершеннолетних;

- отдел координации деятельности органов внутренних дел по розыску лиц;

- отделение по розыску преступников;

- отдел организации раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личности;

- отделение организации раскрытия преступлений против половой неприкосновенности;

- отдел организации раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личностей прошлых лет;

- отдел по организации раскрытия разбойных нападений и грабежей;

- отдел организации раскрытия преступлений с незаконным оборотом оружия взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- отдел организации раскрытия преступлений против собственности насильственного характера;

- отделение организации раскрытия краж из жилища граждан;