Файл: Механизм признания должника несостоятельным (Понятие несостоятельности (банкротства) юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Получение прибыли – одно из важных составных частей любой рыночной деятельности осуществляемой коммерческими учреждениями
и другими хозяйствующими организациями. В условиях же развивающейся экономики России особо ценное значение имеет защита интересов и прав хозяйствующих субъектов граждан. Немалую роль при этом играет такой фактор, как банкротство несостоятельного лица (должника), позволяющий восстановить ущемленные права кредиторов. Институт несостоятельности (банкротства) является тем комплексом правовых норм, созданный с целью обеспечения устойчивой рыночной экономики и ее основ. Банкротство - есть результат формирования кризисного финансового состояния, при этом должник приходит маршрут от эпизодической до хронической (устойчивой) неспособности удовлетворять запросы кредиторов, включая требования
по обязательным отчислениям в внебюджетные фонды и бюджет.

Банкротством (несостоятельностью) является объявленная должником или признанная Арбитражным судом невозможность должника в полном объеме выпоолнить требования кредиторов, предъявляемые к денежным обязательствам или осуществить выплату по всем обязательным платежам.

Мы живем в эпоху неустойчивой экономики, финансовых кризисов, повышения налогов, резких скачков курсов доллара и евро и многих других негативных обстоятельств, которые являются помехой для процветания предприятий и организаций и более того позволяют им лишь некоторое время "удерживаться на плаву". В связи с чем выбранная мною тема несостоятельности является весьма актуальной.

К основным целям данной курсовой работы можно отнести: исследование содержания, смысла и истории становления института несостоятельности, главных принципов правового регулирования несостоятельности, дать определение и подробную характеристику несостоятельности (банкротства), основанных на обобщении и анализе убедительного количества юридических документов.

Во введении содержится обоснование актуальности выбранной темы, раскрыты основные цели данной курсовой работы.

В первой и второй главе раскрыты основные признаки и общие понятия несостоятельности в целом.

В заключении приводятся итоги анализа, формулируются конечные предложения и выводы о насущности дальнейшего исследования, разработки и улучшения рассмотренных вопросов.

Глава I.


Понятие несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Определение несостоятельности или "банкротства" исторически возникли еще в Древней Руси 9-12веков. Первые упоминания, касающиеся несостоятельности, можно было встретить Русской правде - это одно из 1-ых русских законодательных актов.

Законодателями того времени выделялись две формы несостоятельности, а точнее:

- несчастная (невиновная) несостоятельность, которая возникала случайно,
в результате несчастного случая, природного катаклизма;

- злонамеренная (виновная) несостоятельность, возникающая в случае легкомысленного поведения должника, приводившая к растрате (растрата доверенных средств.

При этом обе эти несостоятельности были видами коммерческой несостоятельности.

Важным этапом в формировании института несостоятельности было принятие банкротского устава, который был принят 19.12. 1800 г. Принятие этого устава стало первой попыткой комплексного регулирования несостоятельности с помощью принятия общего кодифицированного акта.

Данный устав ввел большое количество новых моментов в институт банкротства. В нем прослеживается переход законодателя к наиболее современным понятиям критериев банкротства, отказ от категории неоплаченности, свойственной Русской правде. Банкротом законодателем того времени признавалось то лицо, которое не смогло погасить своих долгов. Под несостоятельностью подразумевалось такое имущественное состояние лица (юридического и физического), при котором это лицо было не в состоянии удовлетворить запросы своих кредиторов. Состояние,
в котором оказалось лицо, стало результатом недостатка имущества, или результатом таких обстоятельств временного ухудшения состояния дел, при котором появлялось основание полагать, что должник находится в таком положении, в котором он располагает недостаточными средствами для полной расплаты с кредиторами.

Банкротский устав в отличие от Русской правду рассматривал три вида несостоятельности:

- несчастная несостоятельность, признаваемая при наличии случайных обстоятельств, которые никак не зависели от поступков должника (пожар, наводнение и т.д.);

- неосторожная несостоятельность, проявляющаяся по вине самого должника;

- злостная несостоятельность, или, злонамеренное банкротство, появляющаяся в тех случаях, когда должник признавался банкротом в силу своей неопытности, или при попытке сокрытия всего или части своего имущества.


Вслед признания несостоятельности все имущество должника становилось конкурсной массой. Исключение составляло имущество, переданное должнику на хранение, либо находящееся у него по договору комиссии, либо имущество, являющееся личными вещами или находящееся
в залоге.

О выявлении несостоятельности осуществлялась трижды публикация
в газетах, а также производились всевозможные объявления на ярмарках, рынках, и других людных местах. Все найденное имущество должника, кроме вещей первой необходимости, сразу включалось в конкурсные массы и опечатывалось кредиторами, а сам должник в случае неимения удовлетворяющего кредиторов поручительства третьих лиц, арестовывался.

Менее удачным оказывается новый Устав о несостоятельности (банкротстве), который был принят 23 июня 1832г. В нем были установлена более сложная система видов и разрядов долгов, преимущество было отдано монастырям и церквям. Затем удовлетворяли требования по выплате трудящимся заработной платы и только после этого удовлетворяли требования конкурсных кредиторов и казны. Также в новом уставе 1832 года не были указаны конкретные сроки начала и окончания производства.

Дальнейшее совершенствование законодательства о (несостоятельности) банкротстве характеризуется появлением серии указов Сената. Указ Сената от 1806 г. накладывал вето на выбор кураторов из сторонних лиц, т.е. лиц, которые не являлись кредиторами должника. Указ Сената от 1809 г. закреплял положение, прекращающее конкурсное производство в случае наличия у должника одного кредитора, но запросы кредитора в данной ситуации удовлетворялись в соответствии с законом.

В 1846 г. воздействие норм о торговой несостоятельности было распределено среди дворянства.

В связи с тем что были проведены судебные реформы и появились разные виды судов возникла потребность в упорядочении вопросов подсудности дел о банкротстве. Решение данных вопросов можно было решить с помощью Указа Сената 1868года.

Революция 1917 г. безусловно, внесла свои поправки
в законотворческую деятельность. В основном преобразования настигли область государственного права. Но, тем не менее, даже в изменениях правоотношений, которые регулировались государственным правом, можно было найти отражение вопросов о банкротстве. Например, в утверждении
о выборах 02,10,1917 в Учредительное собрание указывалось, что лишаются права выбора несостоятельные должники, которые были признаны
по причине того что вступили в законную силу судебные определения злонамеренных банкротов в течение трех лет.


Дальнейшим этапом развития института банкротства (несостоятельности) становится утверждение Гражданского кодекса РСФСР в 1922 году, а также принятие Гражданского процессуального кодекса РСФСР в 1923 году. В 1927 году в него добавляют определенные главы, которые способствуют урегулированию многочисленных вопросов банкротства (несостоятельности).

В России с 1930-х гг. практически не контролировались правоотношения, относящиеся к несостоятельности предприятий. Официальная доктрина отрицала существование института банкротства,
в связи с тем, что существовало мнение, утверждающее, что при плановой социалистической экономике несостоятельности нет места. Кроме того,
в начале 60-х гг. нормы о банкротстве из законодательства СССР были исключены.

В Российской Федерации законодательно институт банкротства закрепился в законе №3929-1 РФ от 19.11.1992 г., далее в статьях 65 и 61 ГК РФ.

Между тем следует отметить, что после принятия 1-ой части ГК РФ

большое количество положений закона о несостоятельности (банкротства) 1992 г. считались устаревшими, что в свою очередь сказалось на практике.
В федеральном законодательстве в 1993-1994 гг. закон о банкротстве применялся очень широко. Так, например, в 1994 г. в сумме в России
в арбитражных судах было рассмотрено примерно 100 дел о объявлении предприятий несостоятельными.

Таким образом, главными мотивами необходимости изменения законодательства в области несостоятельности (банкротства) являлись отсутствие опыта в применении и бессмысленность заимствования практики у других, более развитых в политическом и экономическом плане государств без учета российской оригинальности. За шесть лет существования Закона 1992г. о банкротстве в нашей стране образовался ряд объективных оснований, которые способствовали принятию нового закона о банкротстве
в 1998г. Данный закон являлся результатом накопившегося опыта в ведущих зарубежных странах, а также отличительной чертой российской действительности.

В результате чего была разработана российская правовая система регламентирования несостоятельности (банкротства), не уступающая общепризнанным мировым аналогам. Также следует отметить, что данный закон так и не смог в полном объеме гарантировать действенную правовую защиту потребностей субъектов гражданского оборота в разделе несостоятельности. В большей степени на защиту интересов кредиторов был направлен ФЗ №6 "О несостоятельности (банкротстве)" от 08 января1998г. Но в результате данный закон из метода улучшения экономики превратился в первопричину конфликтов, способствовал разорению большинства платежеспособных предприятий. Стоит отметить, что кредиторы в большей степени были заинтересованы именно в банкротстве предприятий и, как следствие, овладении их имуществом, а не в нахождении мер по оздоровлению предприятий.


Эти и другие обстоятельства подвели к необходимости создания
и утверждения нового закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Законодательством о несостоятельности (банкротстве) является сложнейший комплекс правовых норм, содержащих в себе множество нормативных актов. Основополагающим законодательным актом выступает Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит выделенные понятия о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.

Глава II

Признаки (критерии) несостоятельности (банкротства).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) к признакам банкротства относится следующие случаи:

- юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий
и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им
в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В данном законе раскрывается понятие несостоятельности (банкротства) - признанная арбитражным судом неспособность должника
в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. А должником соответственно является гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий
и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Статья 4 настоящего закона раскрывает состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
и обязательных платежей, а именно:

1) Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.