Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Анализ теории и практики развития рыночной власти в различных рыночных структурах и современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рынок, являясь развитой системой отношений товарного обмена, имеет собственную структуру и инфраструктуру. Рыночная структура определяется за счет характера объектов рыночных сделок. Разделяют рынки согласно факторам производства (рынки труда, капитала, земли), согласно времени использования (длительного и не длительного пользования), и т.д. Знания рыночных структур важно в определении объемов продаж при различных уровнях цен, а также поведение фирм-конкурентов при воздействии предпринимаемых шагов.

Рыночной структурой определяется степень конкурентности субъектов рынка. Принято выделять основные типы рынков: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Кроме чистой монополии и совершенной конкуренции, оставшиеся структуры относятся к рынку несовершенной конкуренции.

Основной целью данной работы является изучить теоретически понятия рыночной власти в теории и практике.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотреть определение рынка;
  • отметить теоретические аспекты и виды рыночной власти;
  • выявить факторы развития элементов конкуренции на рынке;
  • проанализировать факторы развития рыночной власти монополии и монопсонии;
  • охарактеризовать виды рынков с развитой конкуренций в России.

Объект исследования – общественные отношения, связанные в развитием института рыночной власти в теории и практике.

Предмет исследования – исследование факторов конкуренции и рыночной власти в современной России.

Данная работа была написана на основе и с использованием учебной экономической литературы.

1 Теоретические основы рынка и рыночной власти фирмы

1.1 Определение рынка

Рынками называются развитые системы отношений товарного обмена и представляющиеся из себя системы отдельных связанных между собой рынков, обладающие собственной структурой и инфраструктурой.

Рынками взаимосвязанными между собой являются следующие рынки:

  • рынки рабочей силы;
  • рынки средств производства (инвестиционные);
  • потребительские рынки;
  • финансовые рынки (денежные рынки, рынки капиталов);
  • рынки услуг;
  • рынки технологий;
  • рынки духовных благ [7, с.122].

Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга [13, с.34].

Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

Регулирующая. Данная функция связана с оказанием воздействия на каждую сферу хозяйственной деятельности, в первую очередь на производство. Существующие колебания цен дают информация о состоянии дел, а также занимаются регулированием хозяйственной деятельности. Рост цен сигнализирует о необходимости расширять производство, падение цен - о его сокращении.

Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.

Рынком называю организационную структуру, место встречи покупателя и продавца, производитель и потребитель, где результатом их взаимодействия является установление цен на товары и услуги, а также определяются объемы продаж. Рассматривая структурную организацию рынка можно сделать вывод, что важную роль играет количество производителей (продавцов) или покупателей, которые участвуют в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения [4, с.208].

Структурой рынка называют внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка проводится в зависимости от разнообразных факторов и ее представить в следующем виде:

От экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют: рынки товаров и услуг, рынки средств производства, рынки труда, рынки инвестиций, финансовые рынки.

От географического положения: местные рынки, региональные рынки, национальные рынки, мировые рынки.

От степени ограничений конкуренции: монополистические рынки, олигополистические рынки, рынки монополистической конкуренции, рынки совершенной конкуренции.

В зависимости от отрасли: автомобильные рынки, компьютерные рынки, текстильные рынки, рынки сельхозпродукции и т.д.

От характера продаж выделяю оптовые и розничные рынки.

Некоторые из выделенных рынков являются неоднородными и обладают собственной структурой. Развитые структуры рынков требуют развитых инфраструктур. Инфраструктурой рыночной экономики называют связанные между собой специализированные институты, которые действуют в пределах особых рынков и выполняют определенную функцию, обеспечивающую нормальный режим их функционирования.


Институты инфраструктуры рынка - это совокупности предприятий, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

Развитая структура и инфраструктура рынка проявляется на его конъюнктуре. Конъюнктурой рынка называют совокупности условий, которые сложились на рынке в некоторый момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие [9, с.46].

В зависимости от цели экономического исследования предлагают различные классификации типов рыночных структур. Признак, который положен в основу данной классификации, есть степень влияния некоторого продавца (покупателя) на рыночный цены. А ключевым понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция.

Существует два основных вида конкуренции: совершенная конкуренция, когда каждый продавец (покупатель) не имеет возможности оказывать существенное влияние на цены товаров и, если данное условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной. Несовершенная конкуренция делится на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию.

Совершенной конкуренцией называют такие условия, когда на рынке существует большое число фирм, которые производят стандартные и однородные между собой товары, свободный выход и вход на рынок и практически полностью отсутствует ценовой контроль.

Чистой монополией называют рынки, где вся власть сосредоточена у одного продавца, поскольку он является единственным, а его товар не имеет товаров-заменителей, вход на рынок заблокирован и проводится жесточайший контроль цен.

Для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов, производящих дифференцированный товар, т. е. его качественные характеристики, отличаются от качественных характеристик аналогичного товара другой фирмы, вход на рынок свободный, а ценовой контроль ограничен.

Для олигополии или олигополистической конкуренции характерно маленькое количество продавцов, а ценовые решения и объемы продаж принимаются взаимозависимо, т.е. каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Товары данного рынка являются как стандартизированными, так и дифференцированными, а вход на рынок затруднен.


Монопсонией называют рыночную ситуацию, когда на рынке существует единственный покупатель, который создает цены. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы.

Монополией, практикующей дискриминацию, называют компании, которые состоят в назначении разных цен для разных покупателей. Яркими примерами являются авиаперевозки, врачебная практика, адвокатские услуги и т.д [11, с.105].

Двусторонней монополией называют рынки, на которых один покупатель, не имеющий конкурентов, и один продавец-монополист. К примеру, профсоюз и предпринимательская организация.

Для дуополии характерна такая рыночная структура, где действуют лишь два производителя определенного вида продукта. Каждый из них действует самостоятельно.

Представленные рыночные структуры обладают различной степенью распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция в настоящее время – скорее научная абстракция, чем фактическое состояние рынка. В настоящее время к ней приближены с известной долей условности, рынок зерна и ценных бумаг. Чистая монополия также крайне редка. Наиболее массовыми рыночными структурами является монополистическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие др. виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции. В то время как львиная доля промышленного производства находится в руках компаний, которые формируют олигопольный рынок: автомобильной, металлургической, табачной промышленности, станкостроительного производства и другие.

Каждая рыночная структура отличается в зависимости от степени рыночной власти отдельного производителя, находящегося в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке.

1.2 Теоретические аспекты и виды рыночной власти

Рыночной властью называют способность воздействовать на цены, устанавливая такой уровень цен, который превышает издержки как дополнительные, так и предельные, т.е. издержки производства одной дополнительной единицы продукции.

Рыночная власть выражается способностью продавца или покупателя оказывать воздействие на рыночную ситуацию, которая складывается при реализации определенного товара или товаров, не имеющих заменителей, посредством цены товара или объема выпуска.


Рыночной властью фирмы называют степень ее влияния на цену товара, устанавливаемую выше конкурентного уровня. Обрести и сохранить рыночную власть - это важней элемент стратегии фирмы, которая направлена на максимизацию его стоимости [12, с.77].

Источников рыночной власти чаще всего является захват фирмой существенной доли рынка, а главным результатом - прибыль. Показатели рыночной власти связаны с оценкой прибыльности их работы, меры доходности используемого ими капитала (коэффициент Бейна или норма экономической прибыли). Использование этого показателя подразумевает принятие базового положения макроэкономики, заключающееся в том, что в условиях наличия совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективно функционирующем финансовом рынке, норма прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Коль скоро же норма прибыли для какого-либо актива превосходит конкурентную норму, соответствующий вид инвестирования квалифицируется как предпочтительный, а отраслевой рынок не признается свободно конкурентным.

В другом подходе определение степени рыночной власти фирмы основывается на положении, согласно которому в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками. Такая ситуация складывается на рынке, функционирующей монополии, и в меньшей степени - на олигополистическом рынке.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.

Монополия предполагает одного, господствующего на рынке, что предопределено соответствующей позицией в производстве товара (услуги), обладающего исключительными правами производства, торговли, промысла государства, компании и. т. д.

Господствующее положение на рынке определяется некоторым рыночным пространством - конкретным товаром, или группой товаров, определенной ассортиментной группой, продукцией какой-то отрасли, или конкретным рынком - местным, национальным, рынком какой-то конкретной страны или ряда стран, международным рынком, или рынком функциональной направленности.

Рыночное пространство контролируемой монополии определяет область монополистического господства, которое регулирует монополия, своеобразная область монополистической "рыночной власти". Принято выделять следующие виды монопольного положения:

  • монополия,
  • олигополия,
  • монопсония,
  • олигопсония.

Их совокупность формирует рыночное пространство продавцов и покупателей, которое представлено в таблице 1.