Файл: Система источников предпринимательского права (Правовой обычай и международные соглашения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дает понятие предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [4, ст. 2];

определяет ее организационно-правовые формы;

закрепляет правовой режим имущества субъектов хозяйствования;

устанавливает порядок заключения, изменения, расторжения и исполнения хозяйственных договоров.

Учитывая тот факт, что предпринимательские правоотношения являются разносторонними, требующими детальной правовой регламентации в части осуществления различных видов хозяйственной деятельности, законодатель пошел по пути создания специального массива законодательных и подзаконных актов, осуществляющих регулирование основанной на нормах гражданского законодательства предпринимательской деятельности. [10, с.8]

Следующую группу законодательных актов предпринимательского права составляют федеральные законы, которые распространяют свое действие на территорию всего государства и регулируют наиболее важные сферы предпринимательскихотношений. По своей юридической силе федеральный закон преобладает над всеми иными нормативными актами, за исключением Конституции и федеральных конституционных законов.

Следует отметить, что закон представляет собой нормативный акт, изданный в особом порядке представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений [3].

К числу федеральных законов, направленных на регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности, относятся: О лицензировании отдельных видов деятельности (04.05.2011 № 99-ФЗ, ред. от 30.12.2015); О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (24.07.2007 №209-ФЗ, ред. от 03.07.2016); О защите конкуренции (26.07.2006 № 135-ФЗ, ред. от 03.07.2016); О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (08.08.2001 № 129-ФЗ, ред. от 03.07.2016); Об обществах с ограниченной ответственностью (08.02.1998 № 14-ФЗ, ред. от 03.07.2016); О несостоятельности (банкротстве) (26.10.2002 № 127-ФЗ, ред. от 03.07.2016) и другие.

На региональном уровне система законодательных актов пополняется законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и регулируют вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции РФ), исключительного ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта Российской Федерации.


Так, например, Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закрепляется региональное нормотворчество в системе норм, регулирующих малый и средний бизнес (ст. 2). Это находит отражение в законах субъектов федерации, в таких как:

Закон Мурманской области «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» от 27.05.2008 г. N 977-01-ЗМО;

Закон Сахалинской области «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области» от 16.02.2009 г. N 9-ЗО;

Закон Нижегородской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» от 05.12.2008 г. N 171-З;

Закон г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» от 26.11.2008 N 60.

Следует отметить, что законодательные акты субъектов Российской Федерации выступают неотъемлемой и необходимой частью правового установления предпринимательско-правового режима и экономического порядка в целом.

2.2. Подзаконные акты, регулирующие хозяйственные правоотношения

Меньшей юридической силой, чем законодательные акты, обладают подзаконные акты, которые принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Наивысшей юридической силой в системе подзаконных актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением, и являются источниками предпринимательского права в той части, в какой регулируют предпринимательские правоотношения. Это указы: О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности (15.05.2008 N 797); Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации (31.12.2014 N 837); О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства (05.06.2015 N 287), другие.

Следующим по важности в системе нормативных правовых актов предпринимательского законодательства являются постановления Правительства Российской Федерации, которые, являясь подзаконными актами, принимаются на основании и во исполнение законов Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни. Это нормативные акты общего межведомственного характера, которые выражают основные направления правовой политики Правительства. Они могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.


Постановления Правительства Российской Федерации касаются различных сфер предпринимательской деятельности, например: О Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации (05.08.2000 N 581, ред. от 09.07.2001); О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (28.10.2014 N 1110, ред. от 25.12.2015); О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте (06.03.2012 N 193, ред. от 10.08.2016); Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок (26.11.2015 N 1268) и др.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации как источники предпринимательского права составляют так называемое ведомственное законодательство. Они принимаются в форме приказов, инструкций, постановлений, уставов обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, граждан; издаются только в случаях и пределах, установленных федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства.

Свою нишу в системе подзаконных актов занимают и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в частности: нормативные акты глав субъектов Федерации называются указами; в свою очередь нормативные акты администраций краев, областей – постановлениями. Они должны соответствовать как законодательству федерального уровня, так и законам субъектов Российской Федерации и призваны урегулировать предпринимательские правоотношения на территории субъекта Федерации с учетом геополитических и этнических особенностей.

Систему предпринимательского законодательства составляют также нормы, содержащиеся в решениях органов местного самоуправления по вопросам местного значения, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень и призванных отражать местные условия и инициативы населения. Они должны соответствовать принципу единой законности в государстве и не противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов Федерации.

Локальные нормативные акты как источники предпринимательского права издаются руководителями государственных и общественных учреждений и организаций в виде приказов и инструкций по вопросам внутренней служебной и трудовой жизни соответствующих коллективных формирований. Они издаются на основе уставов и положений данных организаций и не должны противоречить всей системе федерального и местного законодательства.


Таким образом, систему подзаконных нормативных правовых актов составляют Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, а также акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Действующие в государстве нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательские отношения, дополняя друг друга, составляют сложную и многоуровневую, но при этом единую систему предпринимательского законодательства Российской Федерации.

3. Правовой обычай и международные соглашения

3.1. Роль правового обычая в регулировании предпринимательской деятельности

В Российской Федерации, наряду с нормативным правовым актом источником права, в том числе и предпринимательского права, является правовой обычай.

Правовой обычай представляет собой правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений; требования, подкрепленные длительной традицией. Однако правовым обычай становится только после того, как получит официальное одобрение государства и в силу этого подпадает под его защиту. Исходя из этого, правовой обычай – это исторически сложившееся в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила [12, с.133].

Как источник права обычай сохраняет значимость лишь в той мере, в какой полезен для применения закона (в дополнение к закону) или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

В настоящее время правовой обычай имеет ограниченное применение, т.е. регулирует только некоторые сферы общественных отношений. Так, обычаи применяются в торговом праве, в отдельных институтах гражданского, в частности обязательственного права.

Как источник предпринимательского права правовой обычай действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда правоотношения в области осуществления предпринимательской деятельности нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается действующим законодательством [2, с.48]. Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации неоднократно указывает на обычай как на источник права, а п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет понятие обычая делового оборота как сложившегося и широко применяемого в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом выделяют ряд специфических условий использования обычаев делового оборота в качестве источника:


во-первых, они применимы только при отсутствии правил, установленных действующим гражданским законодательством;

во-вторых, обычаем делового оборота можно воспользоваться лишь в случае, если стороны в договоре не предусмотрели иное;

в-третьих, обычай делового оборота – это не всеобщее, а сложившееся в какой-либо определенной области гражданского оборота правило (например, в торговом мореплавании, страховой деятельности);

в-четвертых, если обычай делового оборота противоречит нормативным требованиям, он в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не действует;

в-пятых, обычай делового оборота, не соответствующий основам общественной нравственности, также согласно ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.

Пределы применения правового обычая в предпринимательском праве определены обычными требованиями, обычной ценой, обычными сроками. Так, в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота. Статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет присоединяющейся стороне право требования расторгнуть или изменить договор присоединения, если последний лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, несмотря на то, что он не противоречит закону и иным правовым актам.

На обычно предъявляемые требования указывают и ст.ст. 478, 484, 495, 519, 721, 992 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На обычно устанавливаемую цену ссылаются ст.ст. 358, 424, 524, 919 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обычные сроки упоминаются в ст.ст. 889, 853, 614 названного акта.

Применение правового обычая имеет место и в торговом мореплавании. Так, в соответствии со ст. 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Подобное этому правило содержится и в ст. 132 Кодекса торгового мореплавания, в силу которой размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту.