Файл: «Эволюция антиполопольного законодательства в разных странах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг практически нельзя регулировать, она складывается стихийно в зависимости от спроса и потребления, однако обязанность государства – поддерживать нормальную, здоровую конкуренцию и принимать меры к ограничению монополизма. Мировой опыт государств с рыночной экономикой показал, что конкуренция - важнейшая предпосылка эффективного использования ресурсов, роста национального богатства. В условиях свободного предпринимательства она способствует максимальному включению рыночных механизмов. Этот же исторический опыт показал, что рынок, не регулируемый государством, конкуренция, предоставленная как бы самой себе, перерастают в свою противоположность - монополию, ведущую к потере динамизма в экономическом развитии, снижению уровня общественного благосостояния.

Цель курсовой работы – исследование российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования в его развитии.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
  • рассмотреть развитие антимонопольного регулирования в России;
  • проанализировать развитие антимонопольного законодательства в США;
  • выявить тенденции развития антимонопольной политики ЕС и права конкуренции в рамках европейского экономического пространства;
  • определить направления совершенствования антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта.

Предмет исследования – антимонопольное регулирование.

Объект исследования – антимонопольное регулирование в России и зарубежных странах.

Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран, информация периодических изданий, сети Интернет.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Антимонопольное регулирование и его развитие в России

1.1. Назначение антимонопольного регулирования

В целях защиты общественных интересов, пресечения злоупотреблений рыночной властью существующих монополий, недопущения создания новых монополий, искоренения негативных проявлений монополизма и создания условий для развития конкуренции во всех сферах экономической жизни возникает необходимость выработки единых правил поведения предпринимателей и фирм на рынке, ограничения рыночной власти, устранения административных и технологических барьеров для выхода на рынок новых участников[1]. Достижение таких целей возможно за счет выработки и реализации специальной конкурентной политики, основанной на положениях антимонопольного законодательства[2].

Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров[3].

Антимонопольное законодательство и осуществляемое с его помощью антимонопольное регулирование направлены на достижение следующих результатов, характеризующих эффективность рыночной системы хозяйствования:

  • рациональное использование всех видов ресурсов для выпуска востребованной рынком продукции, отвечающей количественным и качественным требованиям потребителей;
  • справедливое распределение полученных доходов и прибыли, оптимизация затрат на производство и реализацию продукции;
  • оптимизация деятельности субъектов рынка, достигаемой за счет использования преимуществ науки, техники, технологий;
  • достижение экономической и социальной стабильности в обществе[4].

С учетом достижения этих стратегических результатов антимонопольное законодательство направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение единства экономического пространства на всей территории государства;
  • обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории государства;
  • обеспечение свободы экономической деятельности;
  • устранение административных барьеров для развития предпринимательства;
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
  • защита конкуренции на товарных и финансовых рынках[5];
  • обеспечение равного доступа участников рынка к бюджетным средствам, природным и иным ресурсам;
  • создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков;
  • контроль за рыночной концентрацией, пресечение антиконкурентных картельных и иных соглашений[6].

1.2. Развитие антимонопольного регулирования в России

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России
предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Осуществление антимонопольной политики в России до недавнего времени было невозможным: российская экономика приняла от советской высокий уровень концентрации производства во многих отраслях. Только в 90-х гг. 20 в. антимонопольная проблема стала одной из главных тем в прениях о переходе экономики России к рынку[7].

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны[8]. Антимонопольное законодательство в России стране слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования начинается только сейчас[9].

К проблемам антимонопольного регулирования можно отнести:

  • чрезмерную продолжительность судебных процессов по антимонопольным делам;
  • огромные проблемы с определением мер, предотвращающих негативные последствия монополизации;
  • большие издержки разграничения слияний, которые увеличивают эффективность использования ресурсов и слияний, ограничивающих конкуренцию;
  • трудности, связанные с осуществлением мер антимонопольного регулирования;
  • большое влияние политики на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства[10];
  • узкое поле для антимонопольной политики[11].

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений, к ним относятся: стимулирование предпринимательства, развитие конкуренции, организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Существует два основных метода регулирования монополий: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, которые устраняют и предупреждают монопольное положение отдельные субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования откосятся в основном финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике страны[12].


В капиталистических странах монополии появились в то время, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы регулировать конкуренцию, начало создавать определенные ограничивающие нормы Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и только зарождающихся рыночных отношениях. Именно поэтому, для России необходимо как уменьшить уровень монополизации, так и добиться соблюдения правил конкуренции, осуществлять меры наказания за их нарушения.

Специалисты в вопросах антимонопольной политики выявляют следующие причины невысокого уровня развития конкуренции в России:

  • приватизация не привела к возникновению таких собственников, заботящихся о развитии своей организации, а не о максимизации прибыли;
  • принудительная реорганизация предприятий не была использована в полной мере;
  • малый бизнес не смог получить должного развития[13].

В большинстве стран малый бизнес является одной из основ формирования конкурентной среды. У малого бизнеса большие возможности маневрирования, низкие операционные расходы у служащих высокое чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях высоких рисков малый бизнес не перестают вовлекать инновации, которые затем смогут быть отданы на тиражирование более крупному промышленному бизнесу[14].

Если рассмотреть опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что увеличение доли малых организаций в общем числе хозяйствующих субъектов приводит к уменьшению уровня безработицы и развитию конкуренции. Но, к сожалению, на сегодняшний день рост числа таких предприятий уменьшился, так как они в основном торговлей и посреднической деятельностью[15].

Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой
монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как:

а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;

б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке. Меры по реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта осуществляются при данных условиях: возможности организационного, а так же территориального обособления предприятий, структурных подразделений или единиц; отсутствия технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений, а так же структурных единиц;


в) государственный контроль, как за реорганизацией, так и ликвидацией
хозяйствующих субъектов[16].

Выводы

Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров.

Антимонопольная политика России - важный атрибут структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях существование монополии является необходимым, но за этими
процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства. Стоит так же отметить, что свободный рынок не способен быстро заменить отраслевую монополию, которая складывалась десятилетиями, так как утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а сложный и долгий процесс.

Глава 2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования

2.1. Развитие антимонопольного регулирования в США

Традиционно различают два типа антимонопольного законодательства – европейский и североамериканский. Европейский тип подразумевает борьбу со всеми крупными компаниями и ограничение их размеров, а североамериканский предполагает разделение монополий на «хорошие», «естественные» и «плохие»[17]. В 1990–2000-е гг. в связи с переходом к рыночной модели экономики принят целый ряд законов, направленных на ограничение монополизации в экономике России, основой для которых стал наиболее популярный в мире североамериканский тип антимонопольного законодательства. Представляется важным определить, каковы были истоки и первопричины принятия первых подобных законов, в каких исторических условиях зарождалось антитрестовское (тресты были главной формой объединений) законодательство[18].

Происхождение первого антитрестовского закона – билля Шермана в США (1890) – до сих пор является предметом острых дискуссий среди исследователей. Особые споры в американской литературе вызывает вопрос о том, кто его лоббировал и в какой степени в этом процессе участвовали разные социальные слои предпринимателей. Таким образом сложилось три точки зрения по этому вопросу[19].