Файл: «Имущественное налогообложение банков в РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Налогообложение банков представляет собой одну из наиболее сложных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Формирование адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные стороны финансовой деятельности экономических агентов, а весь комплекс финансово-кредитных отношений в национальном хозяйстве. В этих условиях необходимо последовательно реформировать банковскую систему страны, обеспечивая эффективную работу ее отдельных элементов.

Целью работы является исследование особенностей исчисления и уплаты налога на имущество банков.

Задачи работы:

  • исследовать основные прямые налоги, уплачиваемые банками;
  • рассмотреть порядок исчисления налога на имущество банков;
  • выявить проблемы налогообложения прибыли имущества организаций в России и определить пути их решения.

Объект исследования – банки как плательщики налога на имущество.

Предмет исследования – налогообложение имущества банков.

Информационную базу работы составили нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую деятельность и налогообложение в Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические аспекты налога на имущество банков

1.1. Объект налогообложения по налогу на имущество банков

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций, в том числе банков, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ[1].

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 г. положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 г. не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.


Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 № 03-05-05-01/36524).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 г. освобождены от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми[2].

Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом, движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество. Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ. Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией — приобретателем, с 1 января 2015 г. подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозави­симых лиц в течение 2013–2014 гг., признается объектом налогообложе­ния по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 г. Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.


Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц. При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 № 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ). Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 № БС-4-11/19568). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении кото­рых налоговая база определяется как кадастровая стоимость[3]. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и поме­щения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помеще­ния, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

1.2. Порядок исчисления налога на имущество

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соот­ветствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определе­ния кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась
при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций, начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Н К РФ).


Таблица 1

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ[4]

Основание

Учет при определении налоговой
базы

Исправление технической ошибки в
кадастре

Учитывается, начиная с налогового
периода, в котором была допущена
такая техническая ошибка

Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Учитывается начиная с налогового
периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания

Остальные случаи

Не учитывается при определении

налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах

На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов)
общей площадью свыше 3 000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения - сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение;

— офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— торговых объектов;

— объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3 000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 г.);


4) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

В Москве налоговая ставка в отношении объектов недвижимо­го имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах: 1) 0,9 процента — в 2014 году; 2) 1,2 процента — в 2015 г.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

1) торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв.м. и помеще­ний в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляю­щих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представи­тельства.

Рисунок 1. Главные льготы по недвижимому имуществу с 2018 г.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, на­логовая база по которым определяется как кадастровая стоимость, уста­навливается в размере: в 2014 г. — 1,0 процента, в 2015 г. — 1,5 про­цента, в 2016 г. и последующие годы — 2 процента.

Выводы

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций, в том числе банков, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ[5].

С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении кото­рых налоговая база определяется как кадастровая стоимость: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и поме­щения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помеще­ния, не учитываемые на балансе в качестве основных средств. При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соот­ветствующего субъекта РФ.