Файл: Нормативные правовые акты РФ как главные источники права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции признается правовым государством, главным принципом которого является верховенство права. Данный термин многогранен и многоаспектен, он имеет несколько смысловых трактовок, одна из которых право в объективном смысле как юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. [1] (В дальнейшем термин права будет использоваться в этом значении). Главным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи, в число которых входит Россия, является нормативный правовой акт. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Актуальность курсовой работы, в первую очередь, обусловлена постоянным дополнением и изменением нормативно-правовой базы российского законодательства.

Цель курсовой работы – дать характеристику нормативным правовым актам Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основные понятия по данной теме: закон, подзаконный акт
  • изучить нормативно-правовую базу российского законодательства по выбранной теме
  • выявить особенности использования различных нормативных правовых актов в РФ
  • проанализировать иерархию нормативных правовых актов

Объектом исследования заявленной курсовой работы являются нормативные правовые акты РФ как главные источники права.

При написании данной курсовой работы мы будем опираться на научные, учебные и нормативные источники.

Для успешного исследования выбранной темы будут использоваться такие методы как анализ, дескрипция, системный и статистический подходы.

Глава 1. Основная характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации

Нормативный правовой акт: понятие и классификация

Среди основных форм (источников) права в России главное место занимает нормативный правовой акт. В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.


Кулапов В.Л. выделяет следующие признаки нормативного правового акта: [2]

  1. Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от компетенции органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов;
  2. Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы;
  3. Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты;
  4. Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания (с соблюдением требований регистрации, официального опубликования) и реализации;
  5. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Преимущество нормативного правового акта заключается в том, что он позволяет быстро донести информацию до широкого круга лиц, оперативно отреагировать и подстроиться под постоянно изменяющиеся общественные отношения, интересы и потребности. В юридической литературе существуют разные классификации нормативных правовых актов[3]:

  1. По субъектам правотворчества:
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума;
  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты иных социальных структур (кооперативных организаций, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
  • совместные нормативные акты ( государственных органов и иных социальных структур).
  1. По срокам действия:
  • акты неопределенно-длительного действия;
  • временные акты.
  1. По сферам действия:
  • общефедеральные акты;
  • нормативные акты субъектов Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты – письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий локально-правовые нормы.[4]

Закон как основной источник права в России

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.[5] Данная трактовка характеризует закон с юридической точки зрения.


В обыденном понимании под законом подразумевают некое правило поведения, обязательное для исполнения. Это подчеркивает его нормативную природу, основополагающий характер. К основным признакам также относятся следующие положения:

  1. Закон имеет высшую юридическую силу: никакой иной нормативный правовой акт не должен ему противоречить. При возникновении коллизий между законами и подзаконными актами применяется закон (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Однако следует отметить, что при противоречии федерального закона и нормативного правового акта субъекта РФ, изданного вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ действует правовой акт субъекта;
  2. Принимается высшими законодательными (представительными) органами власти или на референдуме;
  3. Выражает сбалансированные интересы всего населения, что помогает предотвратить или урегулировать острые противоречия различных слоев общества;
  4. Общеобязательный характер: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы. ( ч.2 ст.15 Конституции РФ);
  5. Регулирует наиболее важные стороны общественной жизни.

В законах регламентируются основные направления деятельности государственных органов и должностных лиц, их компетенция, основы государственного и общественного строя и др;

  1. Усложненная форма принятия, отмены и изменения закона, ограниченный круг должностных лиц и государственных органов, имеющих право законодательной инициативы (ч.1.ст.104 Конституции РФ). Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его принявшего, это способствует поддержанию стабильности сложившихся правовых отношений.

Данные принципы определяют лидирующее положение законов в иерархии нормативных правовых актах, их верховенство на всей территории РФ.

На данный момент существует более миллиона различных законов в РФ, исходя из этого, появляется необходимость их систематизировать для упрощения их поиска в законодательной базе. Для этого ученые разработали различные критерии классификации законов:[6]

  1. По субъекту законотворчества: принятые в результате референдума; принятые законодательным органом.
  2. По предмету правового регулирования: конституционные; административные; гражданские; уголовные и т.п.
  3. По характеру: текущие; чрезвычайные.
  4. По сфере действия: общефедеральные; региональные.
  5. По содержанию: экономические; социальные; политические и т. п.
  6. По сроку действия: постоянные; временные.
  7. По юридической силе: Конституция; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; законы субъектов РФ.
  8. По степени значимости: конституционные; текущие (обычные).

Конституционные законы – законы наивысшей юридической силы, которые закрепляют основные, первостепенные начала - общественный и государственный строй, служат базой для текущего законодательства и применяются в усложненной форме.

К их числу относятся:

  1. Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года – главный учредительный акт, который закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, регламентирует деятельность высших органов власти. Она играет важную роль в становлении правового государства, формировании гражданского общества.

Конституция занимает самостоятельное и особое место в правовой системе демократической России, это обуславливается следующими признаками:

  1. Учредительный, фундаментальный характер;
  2. Акт, принятый на референдуме, путем прямого волеизъявления граждан;
  3. Всеохватывающий характер конституционных установлений;
  4. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ ( ч.1 ст. 15 Конституции РФ). Никакие иные нормативно-правовые акты не должны ей противоречить;
  5. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесение в неё поправок. ( глава 9 Конституции РФ).

Таким образом, Конституция-ядро правовой системы, один из главных показателей развития страны.

  1. Законы, вносящие в Конституцию дополнения и изменения.

Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения законодательными органами не менее чем 2/3 субъектов РФ.[7]

С момента принятия Конституции было внесено 4 поправки:

  1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы»;
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ»;
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
    «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»;
  4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ
    «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ».
  5. Федеральные конституционные законы.

Они издаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, в которой строго ограничен их перечень. ( ч.1 ст. 108 Конституции РФ)

Данный закон имеет усложненную фору принятия: должен быть одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не имеет права наложить на него вето, в течение 14 дней должен быть им подписан и в течении 7 дней опубликован.


Федеральные конституционные законы обладают повышенной юридический силой относительно текущих законов.
В качестве примера можно назвать такие ФКЗ как:

-ФКЗ « О референдуме РФ»;

-ФКЗ «О Конституционном суде РФ»;

-ФКЗ «О государственном флаге РФ» и др.

Текущие (обычные) законы создаются на основе и во исполнение Конституции РФ и ФКЗ. Они регулируют различные сферы жизни общества.

К ним относят:

  1. Федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, экономической, политической и духовной жизни общества.[8]

Данный пласт законов является наиболее обширным и постоянно подвергается изменениям, в связи с этим в сложившейся юридической практике принято выделять основные и поправочные федеральные законы.

Порядок их принятия (ст. 105-107 Конституции РФ) является упрощенным, это необходимо для более легкой процедуры закрепления новых норм, гибкости законодательства.

  1. Кодексы – федеральные законы, включающие в себя юридически цельные комплексы правовых норм, регулирующие определенные сферы жизни общества.
  2. Чрезвычайные законы – законы, которые принимаются в период военного положения, социальных и экономических кризисов.
    Таким образом, законодательная база РФ достаточно обширна. Она отражает уровень развития той или иной сферы деятельности, по изменениям, происходящим в законодательстве, можно проследить эволюцию общественных отношений, тенденции их развития.

Подзаконные акты РФ: понятие и виды

Подзаконный акт – нормативный правовой акт, издаваемый на основе и во исполнение закона, главным назначением которого является уточнение, детализация и развитие актов наивысшей юридической силы.

Подзаконные акты представляют собой взаимосогласованную иерархичную систему, в которой каждая последующая ступень актов детализирует предыдущие, акт с более высокой юридической силой является основой, юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу. Данные иерархические связи, обеспечивая единство их содержания, устойчивость в регулировании конкретных общественных отношений, позволяют достичь определенных поставленных результатов.

В зависимости от положения органа, издающего подзаконный акт, его компетенции выделяют следующие виды: