Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В п. 1 Инструкции 2013 года, на наш взгляд, закреплены также шесть видов фактических оснований представления результатов оперативно-розыскной деятельности, без установления которых учрежденные ею правила не применимы. Урегулированное комментируемой Инструкцией представление следователю (дознавателю и др.), суду (судье) результатов оперативно-розыскной деятельности возможно лишь:

- "при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления";

- "в порядке" "выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя" "о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве";

- "в порядке" "выполнения" "судебного решения о" розыске скрывшегося подсудимого ("проведении оперативно-розыскных мероприятий") "по уголовным делам", находящимся в производстве суда, принявшего это решение;

- "в порядке" "исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны";

- "в порядке" "исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве".

- "в порядке" "исполнения требования суда (судьи) о представлении документов.

Не трудно заметить, что авторы Инструкции 2013 года основную часть рассматриваемых фактических оснований позаимствовали у отмененной Инструкции 2007 года, добавив в новую Инструкцию возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности в гражданский и арбитражный процессы, а также в процессе выполнения соответствующих поручений по материалам проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Что же за основания в результате получились? Первое основание специфично уже тем, что только оно дозволяет оперативным подразделениям по собственной инициативе представлять результаты оперативно-розыскной деятельности органу предварительного расследования по собственной инициативе. Таковое допустимо "при наличии в" результатах оперативно-розыскной деятельности "достаточных данных, указывающих на признаки преступления".


Выражение "при наличии" означает здесь, во-первых, что в распоряжении одного из сотрудников оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, имеются "достаточные данные, указывающие на признаки преступления". Во-вторых, такого рода информацию он может представить в порядке, урегулированном Инструкцией 2013 года. Ведь не всегда представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу предварительного расследования, суду (судье) возможно [19 С. 265].

В ст. 9 Инструкции 2013 года, к примеру, понятие "уголовное дело" употреблено в его общепринятом значении. Уголовное дело здесь совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. 140 УПК РФ повода к возбуждению уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении ("приобщение к уголовному делу").

В большинстве же других случаев в Инструкции 2013 года под уголовным делом понимается осуществляемая после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. 140 - 143 УПК РФ источника таковых, уголовно-процессуальная деятельность по предварительному расследованию обстоятельств совершения преступления (общественно опасного деяния), рассмотрению и разрешению вопросов, поставленных перед следователем (дознавателем и др.), судом (судьей) уголовно-процессуальным законом ("доказательства по уголовному делу", "возбуждение уголовного дела", "прекращение уголовного дела" и т.п.).

Во фразе же "по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве" под уголовным делом понимается сам факт (группа обстоятельств), исследование которого осуществляется органом предварительного расследования на одноименной стадии уголовного процесса. Такого же рода обстоятельства, но до возбуждения уголовного дела, подразумеваются, когда речь идет о материалах проверки сообщений о преступлениях. Такие материалы составляют документы, явившиеся поводом начала уголовного процесса, а также доказательствами наличия в исследуемом деянии признаков объективной стороны состава преступления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в России при решении вопроса о понятии и сущности результатов ОРД, которые могут представляться органу дознания, следователю или суду, необходимо руководствоваться следующим:

1. Понятие "результаты ОРД" не тождественно понятию "доказательство". Следует четко различать, что результаты ОРД - это оперативно-розыскная категория, а "доказательство" - уголовно-процессуальная.

2. Будучи оперативно-розыскной категорией, "результаты ОРД" должны отвечать ряду требований, совокупность которых позволяла бы гарантировать их достоверность, соблюдение прав и свобод личности в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

3. Результаты ОРД - это зафиксированные с помощью оперативно-розыскных мероприятий и иных действий любые сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также ретроспективно восстановленные обстоятельства события преступления. Результаты ОРД целесообразно рассматривать как "систему". В общем виде ее определяют как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Анализ следственной и судебной практики, научной литературы позволяет сделать вывод об определенной близости специального тезауруса, при помощи которого описывается понятие результатов ОРД. В функциональном отношении "результаты ОРД" имеют оперативно-розыскное, криминалистическое, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное назначение. Поэтому сформулировать обобщенное определение результатов ОРД вряд ли возможно, да и такой необходимости не имеется, поскольку любая наука имеет свой собственный объект и предмет научного исследования.

Помимо этого, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности в целом должны соответствовать установленным общим нормам. А именно поскольку проведение оперативных мероприятий зачастую связано с проникновением в личную жизнь граждан, то и их результаты должны носить законный характер. В данном случае это прежде всего найдет свое отражение в оформлении проведения мероприятия в соответствии с требованиями закона и, в частности, соблюдении условий их проведения, сроков, порядка, получении в ряде случаев судебной санкции или разрешения руководителя, а также надлежащем оформлении результатов. Другими словами, можно сказать, что ставшая известной в результате ОРМ информация о частной жизни лица не должна предаваться гласности, если это не продиктовано должной необходимостью. В данном случае также остро стоит вопрос о возможности использования сведений, полученных с нарушением закона. Подобную информацию можно передать органам следствия без документального оформления, однако в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы с ее легализацией. Еще одним важным требованием к результатам оперативно-розыскной деятельности, на мой взгляд, относится необходимость сохранения их закрытого характера в ряде случаев, когда разглашение подобной информации недопустимо, во-первых, в соответствии с законом, а во-вторых, может подвергнуть опасности как самих лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких, так и других участников, в частности и конфиденциальных.


Таким образом, напрашивается вывод, что результаты оперативно-розыскной деятельности - это фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, которые не только имеют процессуальное значение, но и могут быть использованы для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее понятие результатов ОРД.

Результаты ОРД - это документально-предметная информационная система, включающая в себя любые сведения и их источники, полученные с соблюдением предусмотренных в Законе "Об ОРД" требований и иных подзаконных актов уполномоченными на то органами и их должностными лицами, о признаках, обстоятельствах, субъектах подготавливаемого, совершаемого или оконченного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, а также месте нахождения лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Данное понятие может быть использовано для более совершенного определения результатов ОРД в УПК РФ и Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета – 1999. – 21 января.

2. Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. // Российская газета – 1998 – 10 дек.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954 (ред. от 30.03.2015).

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 № 1-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 2. - Ст. 198 (ред. от 30.03.2015)

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч.I). - Ст. 4921.


6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

7. Федеральный закон от 04.03.2013 № 23-ФЗ (с изм. от 28.12.2013) "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

8. Приказ МВД России, Минобороны России, Федеральной службы безопасности России, Федеральной службы охраны России, Федеральной таможенной службы России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков и Следственного комитета России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 13.12.2013. № 282.

ЛИТЕРАТУРА

9. Астафьев Ю.В. Значение оперативно-розыскной информации в установлении оснований уголовно-процессуального доказывания // Вестник ВГУ. Серия "Право". № 1 (4). Воронеж, 2012.

10. . Баранов В.М. Законодательная дефиниция как общеправовой феномен // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы Международного "круглого стола" / В.М. Баранов; под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. Нижний Новгород, 2010.

11. Бозров В.М. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2014. № 4.

12. Водько Н.П. Правовые и организационные основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

13. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. М., 2007.

14. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. М.: ИНФРА, 2012.

15. Громов Н.А., Лисовенко В.В., Гущин А.Н. Оценка доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Следователь. 2013. № 3.

16. Гущин А.Н., Громов Н.А., Царев Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Шумилова И.И., 2013.