Файл: Особенности развития инновационного предпринимательства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. системные инновации, которые обеспечивают появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов.

В данной работе будут рассмотрены основные этапы подготовки и реализации инновационных проектов, для наиболее полного анализа наиболее удобно использовать одну из наиболее удачных в практическом отношении классификаций инноваций, а именно, классификацию инноваций в зависимости от объекта, на которую направлена инновационная активность. Данная классификация предложена наиболее авторитетным в настоящее время руководством - Oslo Manual, 3rd Edition. (2005). Guidelines for collecting and interpreting innovation data.

Авторы Oslo Manual предлагают, в частности, различать четыре типа инноваций:

  • Продуктовая инновация;
  • Процессная инновация;
  • Маркетинговая инновация;
  • Организационная инновация.

Рассмотрев огромное количество различных классификаций, можно сделать вывод, что инновации охватывают все сферы деятельности человека и поэтому столь многообразны. Различные ученые выдвигали свои классификационные признаки и виды инноваций, и в будущем их работа будет продолжена.

Глава 2. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта

2.1. Создание инновационного проекта

Как и виды инновационных проектов, различные ученые выдвигают свои этапы инвестиционных проектов. Они столь разнообразны, что порой сложно разобраться в чем же они схожи. Рассмотрим одну из наиболее популярных теорий этапов инвестиционного проекта.

Планирование инновационного проекта состоит из трех этапов: подготовка инновационного проекта, составление бизнес – плана проекта и учет рисков, а так же их особенностей.

В свою очередь, подготовка инновационного проекта состоит из: определение проблемы и цели инновационного проекта; создание рабочей группы; осмысление проекта, разработку плана и этапов реализации проекта, а так же их сроков; определение ожидаемых результатов; составление календарного плана выполнения работ по проекту.


Разработка бизнес – плана инновационного проекта состоит из: определение требований к бизнес-плану инновационного проекта; составление содержания бизнес-плана и оценку эффективности инвестиций в инновационном проекте.

Этап расчета рисков инновационных проектов включает в себя определения классификации инновационных рисков и создания основных приемов управления рисками инновационных проектов.

Рассмотрим подготовку инновационного проекта подробнее. Важным компонентом для всех проектов является постановка проблемы и цели инновации.

Разработка исследовательского проекта состоит из следующих этапов: изучение уровня разработанности проблемы и сбор материала для ее решения; обработка полученных материалов; оформление результатов исследования.

Этапы подготовки и реализации венчурного проекта имеют свои свою особую структуру: прединвестиционный; инвестиционный; эксплуатационный; реализацию инновационной продукции.

Одно из главных правил реализации любого успешного проекта- это грамотная постановка четко определенной реально достижимой цели, составленной на основе существующей проблемы. Описание цели и задач проекта определяют будущее проекта.

Процедуры оформления заявочных материалов на выполнение проектов НИР и ОКР строго регламентированы, в особенности если финансирование проекта осуществляется за счет государственных бюджетных средств. Для реализации проекта создается команда проект, подобранная согласно задачам проекта. Одновременно с подготовкой документов на выполнение НИР и ОКР - заявок, договоров на создание научно-технической продукции, согласования цены на нее, осуществляется определение проекта, как системы взаимоувязанных, взаимообусловленных элементов, находящихся в единстве и выполняющих различные (конкретные) функции в отличие от проекта в целом.

«Материальным воплощением полного осмысления проекта служит разработка методики и технико-экономического обоснования НИР и ОКР. Важнейшими элементами ТЗ являются: цель работы, область применения результатов, содержание работы, программа ее выполнения, технико-экономические и другие показатели, требования к работе уровню и способом ее выполнения, результаты работы, научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов; предполагаемое использование результатов и вид, форма представления отчетных материалов».

Когда приняты и утверждены стартовые материалы и документы, подготовлены организаторские условия выполнения проекта осуществляется планирование выполнения работ – такая стадия подготовительного процесса, которая предусматривает учетное определение предметной области прикладного исследования или ОКР, сроки выполнения проекта и его отдельных этапов, стоимости работы и этапов, конечного и промежуточного результатов, порядок приемки и источники финансирования работы. Наряду с разработкой календарного плана на выполнение НИР, ОКР, технологических работ и оказания научно-технических услуг в обязательном порядке рассчитывается смета затрат, в которой обосновываются необходимость расходов на приобретение оборудования и материалов, оплату труда исполнителей и соисполнителей, календарных планов.


После составления списка затрат, распределяется бюджет на основе сроков реализации того или иного этапа проекта.

Второй этап подготовки проекта заключается в написании бизнес-плана. Выбор стратегии является одним из основных факторов определяющих успех проекта. В то же время он является обязательным условием подготовки проекта и составляется на основе методологической базы проведенных исследований в зависимости от наличия ресурсов, положений на рынке, технологических особенностей, внешней среды и кадров.

«Бизнес-план – это комплексный, стратегический, итоговый документ, в котором обосновывается и оценивается инновационный проект в различных аспектах и содержатся данные всех направлений его анализа». В нем раскрываются сильные и слабые стороны проекта, возможности получения ожидаемых доходов и жизнеобеспечения в условиях рыночной конкурентной среды, что является основой для получения финансовой поддержки и средств привлечения капитала для его осуществления.

Основными причинами разработки бизнес – плана являются:

– поиск возможных проблем до практической реализации проекта;

– необходимость привлечения инвестиций;

Завершающим этапом в создании инновационного проекта является анализ рисков.

Инновационные риски относятся к наиболее рисковым проектам для инвестиций. Особенно важно оценит риски инновационного проекта до инвестиций. Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать.

Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач: обнаружение рисков; оценка; воздействие на потенциальные риски; контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков и др.) Распределение рисков между участниками проектов, как правило, закрепляется в проектном контракте.

При обнаружении риска, прежде всего, необходимо определить существование зон риска для проводимой работы, а при их наличии хотя бы качественно оценить важность этих рисков.

В заключение стоит отметить, что в связи с тем, что инновационные проекты обладают высокой степенью риска, необходимо тщательно прорабатывать проект уделяя большое внимание целям, задачам проекта, подготовке бизнес-плана, оценке рисков и составлению бюджета проекта, для минимизации рисков.


2.2. Реализация инновационного проекта

Вторая фаза — реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта. Базовые параметры технологии и характеристики производимого на ее основе продукта устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный этап (создание производственных мощностей) и производственный этап (реализация рыночного потенциала). Вероятность доведения инновационной идеи до ее промышленного освоения крайне низка, что связано со значительной неопределенностью и риском получения технически реализуемого результата, отвечающего требованиям экономической целесообразности.

Для начала заключаются все необходимы контракты, договоры на поставки материалов, договоры с подрядчиками в соответствии с планом и инвестиционными возможностями проекта. На этой стадии необходимо четко определить приоритеты в выборе ресурсов в соответствии с задачами проекта.

Потом наступает, собственно, сама стадия реализации проекта, которая, в свою очередь, начинается с фазы разработки планов. Они должны отражать и не противоречить стратегическому плану проекта и выполнять все поставленные задачи проекта.

Далее следует разработка графиков выполнения всех работы, они должны быт выполнимыми и согласованы со всеми участниками процесса, для того, чтобы не было проблем с выполнением задуманного.

Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы, получив фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, вырабатывая тем самым так называемые сигналы рассогласования. Контроль можно разделить на четыре стадии:

  • мониторинг и анализ результатов;
  • сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;
  • прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
  • корректирующие действия.

В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:

  • контроль в моменты окончания работ (метод «0 – 100»);
  • контроль в момент 50% готовности работ (метод «50 – 50»);
  • контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля по вехам);
  • регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
  • экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.

Контроль сроков. В соответствии с общепринятым принципом управления инновационными проектами считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям: сроки, стоимость, качество. Там, где сроки выполнения проекта серьезно затягиваются, вероятно значительное перерасходование средств и возникновение серьезных проблем с качеством работы. Поэтому во всех основных методах управления работами по проектам основной акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением календарного графика. Информация о ходе работ сопоставляется с графиком, чтобы определить – нет ли отклонений от календарного плана. В случае запаздывания каких-либо работ проводится анализ отклонений, определяются причины запаздывания и рассматриваются различные варианты вхождения в график работ. Варианты мероприятий по корректировке возникшего отклонения необходимо оценить с точки зрения технической и организационной осуществимости, сметных

и прочих возможностей.

Контроль затрат. Контроль за расходованием средств на проект заключается в постоянном сравнении фактических затрат с бюджетом. Сравнение запланированных расходов с реальными дает возможность руководителю проекта прогнозировать расходы на ближайшее будущее и выявить возможные проблемы. Основными задачами бюджетного контроля являются:

  • получение точных оценок затрат;
  • распределение расходов во времени;
  • подтверждение затрат;
  • своевременность отчетности по затратам;
  • выявление ошибочных затрат;
  • подготовка отчета о финансовом состоянии проекта;
  • прогноз затрат.

Цель бюджетного контроля проекта заключается в выполнении первоначального бюджета и нахождении отклонений от него, а не в поиске экономии расходов.

Сравнение фактических затрат с запланированным бюджетом ведется по заранее установленным контрольным точкам, по которым можно определить, все ли идет так, как намечено. Если в результате контроля устанавливается, что бюджет исполняется и отклонений нет, то выполнение следующих работ осуществляется в соответствии с планом. Если устанавливается, что фактические показатели бюджета не соответствуют плановым, необходимо найти причину расхождений и определить источник имеющихся отклонений. Пересмотренные (откорректированные) цифры называют прогнозами. Иначе каждый раз пришлось бы говорить о первоначальном бюджете и о пересмотренном бюджете, а прогнозов за период осуществления проекта может быть столько, сколько потребуется.