Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Ответственность за нарушения исключительных прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день одним из ключевых показателей развития и создания цивилизованного общества является степень усовершенствования различных достижений науки и техники в хозяйственной деятельности, а также применение их на практике. Ведь от уровня интеллектуального потенциала государства или общества в целом в первую очередь зависит разрешение проблемы социально-экономического развития страны и, как следствие, демографическая политика, распределение ресурсного потенциала, модернизация производства и т.д.

Необходимо отметить, что в современных условиях в Российской Федерации еще не создан эффективно функционирующий рынок интеллектуального товара, а именно: различных научно-технических разработок, технологий, изобретений.

Для нашей страны приоритетным остается рынок материальных товаров, и это несмотря на то, что опыт зарубежных стран, в частности, США, демонстрирует обратное: ведущая роль сегодня отводится именно «интеллектуальной начинке», то есть всевозможным результатам интеллектуальной деятельности.

Немаловажен здесь и тот факт, что высокий уровень развития также имеет и институт интеллектуальной собственности.

Для наращивания умственного потенциала нужны не только высококвалифицированные кадры, то есть человеческий капитал, наличие качественной технической и технологической базы, соответствующие условия для развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок.

В условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли вопросы охраны и использования интеллектуальной собственности приобретают все большее значение. Особенно это характерно для организаций и предприятий, задействованных в предпринимательской, коммерческой, внешнеэкономической и производственной сферах. Такие объекты интеллектуальной собственности, как знаки обслуживания и товарные знаки, становятся значимыми элементами современной экономики и составляют значительную часть стоимости товаров. По оценкам некоторых специалистов, эта цифра составляет около 80% объема мировой торговли.

Исходя из вышесказанного, объективно актуален анализ проблем и перспектив защиты фирменного наименования, а также совершенствование нормативно-правовой базы и изучение практических аспектов ее реализации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны фирменного наименования.

Предметом исследования в работе стали нормы российского законодательства, регулирующие права на фирменное наименование.


Цель работы исследование основных вопросов правовой охраны и использования фирменного наименования участников гражданского оборота и производимой ими продукции как обособленной совокупности охраняемых объектов, приравненных по правовому режиму к результатам интеллектуальной деятельности и играющих все более заметную роль в современном гражданском обороте и, в частности, в его предпринимательском секторе.

Задачами исследования данной курсовой работы являются:

1) Определить место права на средства индивидуализации в структуре элементов отрасли гражданского права;

2) Очертить круг субъектов прав на средства индивидуализации и охарактеризовать специфику фирменного наименования, как объекта правовой охраны,

3) Показать особенности признания и предоставления правовой охраны фирменному наименованию.

Степень научной разработанности проблематики исследования. Свои работы исследуемым вопросам посвятили такие авторы как Алексеева О.Л., Андронова Т.А., Белов В.В., Белов А.П., Бушев А.Ю., Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П., Данилина Е.А., и другие авторы.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.

I. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

1.1. Понятие средств индивидуализации

Средства индивидуализации являются достаточно специфическими объектами, по сравнению с результатами интеллектуальной деятельности, поэтому первые по своему режиму лишь приравнены к последним. При этом и те, и другие имеют важную общую черту - нематериальность. Нематериальные объекты должны обладать способностью поддаваться обособлению для возможности получения правовой охраны, однако из-за различия в сущности объектов, охраняемых ч. 4 ГК РФ, правовая охрана предоставляется им по различным основаниям.


В.А. Дозорцев пишет, что результаты интеллектуальной деятельности делятся на две группы - объекты, для которых приоритетное значение имеет форма результата и существо результата. Для первых каких-либо специальных актов закрепления прав в этом случае не требуется, основанием возникновения является сам факт создания произведения, поскольку повторное создание такого же результата практически невозможно. В отношении вторых для установления правовой охраны требуются специальные мероприятия по обособлению объекта - регистрация, поскольку такой же результат может быть создан повторно другим лицом[1].

Для определения основания предоставления правовой охраны определенному виду средства индивидуализации следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1508 ГК РФ, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они в результате интенсивного использования стали широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ, индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Каких-либо особых требований к обособлению фирменного наименования не предъявляется. В результате такого положения в Российской Федерации насчитывается огромное количество организаций с идентичными наименованиями. В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Из содержания указанной нормы следует, что основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация, хоть это официально так и не называется. В связи с чем часть авторов считает, что исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица[2].


Согласно ст. 8 Парижской конвенции, фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации. А.П. Сергеев указывает, что это положение касается только фирменных наименований иностранных юридических лиц. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государство - участник Конвенции может вводить систему особой их регистрации[3]. Далее он продолжает: "Право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование"[4]. Некоторые ученые также полагают, что возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистрации фирменного наименования[5].

Сегодня п. 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29[6] устанавливает, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности. То есть судебная практика стоит на той позиции, что факт регистрации будет превалирующим перед фактом использования при доказывании приоритета прав на фирменное наименование.

Представляется, что более правильным будет подход, согласно которому правовая охрана фирменному наименованию будет предоставляться именно с момента его внесения в ЕГРЮЛ, что, в сущности, будет являться регистрацией этого средства индивидуализации. С этого времени третьи лица будут располагать информацией о возникшем фирменном наименовании, сферах деятельности, в которых оно используется, и о его правообладателе. Поэтому обособленность от однородных в глазах общества фирменное наименование приобретает с момента внесения его в ЕГРЮЛ. В данном случае факт начала использования, по сути, и будет фактом создания объекта интеллектуальной собственности, однако для фирменного наименования важна не форма, а именно сущность, что исключает применение факта использования как основания предоставления правовой охраны.

Следует отметить, что обособление средства индивидуализации товаров является своего рода подтверждением того, что это средство способно выполнять свои функции. Регистрация в этом случае также направлена на достижение этой цели, а не на предотвращение повторного создания средства индивидуализации. Ввиду чего в отношении фирменного наименования существуют мнения о том, что регистрирующий орган следует наделить полномочием по отказу в регистрации юридических лиц с фирменным наименованием, которое не отвечает предъявленным к нему законодательным требованиям[7], что представляется весьма полезным для соблюдения интересов частных лиц и всего общества; естественно, такое положение будет касаться только российских юридических лиц.


В отношении последнего средства индивидуализации, согласно п. 1 ст. 1539 ГК РФ, указано, что обозначение приобретает статус коммерческого, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Применительно к этому средству индивидуализации для предоставления ему правовой охраны необходим лишь факт известности обозначения на определенной территории, при этом никаких процедур регистрации не требуется, хотя некоторые высказываются за необходимость регистрации коммерческого обозначения.

Законом определено, что исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента приобретения обозначением известности в пределах определенной территории.

Безусловно, подход, согласно которому правовая охрана на коммерческое обозначение возникает с момента начала его использования, является более простым в применении, нежели подход, закрепленный в законе, однако первый нельзя считать правильным, с точки зрения концепции средств индивидуализации, их назначения и практики использования. Для средств индивидуализации важна сущность, а не форма, поэтому факт создания не может быть основанием предоставления правовой охраны этим объектам интеллектуальной собственности. Коммерческое обозначение ориентировано на потребителей, поэтому оно должно стать воспринимаемым потребителями и контрагентами правообладателя именно как средство индивидуализации предприятия, то есть стать известным в месте расположения такого предприятия, поэтому основанием для предоставления правовой охраны коммерческому обозначению должен служить именно факт приобретения известности на определенной территории, а не факт использования обозначения. При неизвестности коммерческого обозначения возможность такого смешения сама собой исключается, поскольку в сознании третьих лиц отсутствует обозначение, которое могло бы быть смешано с другим обозначением. Иногда в судебной практике прямо указывается, что только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением и, соответственно, только на такое обозначение возникает исключительное право. При этом, действительно, исключительное право не может возникнуть ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.