Файл: Интеллектуальная собственность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от результатов интеллектуальной деятельности, входящих в раздел промышленной собственности – технических, художественно-конструкторских и биологических решений, средства индивидуализации представляют собой не решения как таковые, а искусственные символы. Однако правом охраняются они не как простые слова или изображения, а как адресные символы, способные обозначить и выделить из общей массы (индивидуализировать) отдельных предпринимателей, их предприятия, и производимые ими товары или оказываемые услуги.

Средства индивидуализации позволяют привлечь внимание потребителей к предлагаемой предпринимателем продукции, являются инструментом конкурентной борьбы и формирования собственной деловой репутации. Выделяют следующие специальные принципы, положенные в основу правовой охраны средств индивидуализации:

1) принципы охраны товарных знаков:

- правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций;

- принцип охраны знаков «такими, какие они есть» (означает возможность международной регистрации товарных знаков, в результате которой товарный знак будет подлежать правовой охране в других странах - участниках Парижской конвенции);

- положение о признании правовой охраны коллективных знаков (знаков, зарегистрированных за коллективом, которым могут пользоваться все лица, входящие в такой коллектив);

- правило о предоставлении правовой охраны общеизвестных знаков;

2) принципы охраны фирменных наименований, указаний происхождения и наименований мест происхождения товаров:

- принцип охраны фирменных наименований без обязательной подачи заявки о регистрации;

- правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении товаров или личности производителя;

3) специфические принципы правовой охраны средств индивидуализации:

- облигаторный принцип предоставления правовой охраны средствам индивидуализации;

- предоставление правовой охраны средству индивидуализации на основании его государственной регистрации.

Право на топологии интегральных микросхем (далее – ТИМС) – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на ТИМС. Первый закон об охране полупроводниковой интегральной микросхемы был принят в США в 1984 г. Данный закон предполагал специальную (sui generis) правовую охрану данных объектов, отличающуюся как от патентной, так и от авторско-правовой охраны целым рядом особенностей. [15]


В 1986 г. странами – членами ЕЭС была принята Директива Совета о правовой охране топологий (topographies) полупроводниковых изделий. Первый в истории России правовой акт, посвященный правовой охране ТИМС, был принятии в 1992 г. (Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992) и в целом отвечал требованиям Директивы Совета ЕЭС.

Принципы правовой охраны ТИМС в литературе обычно не выделяют, однако можно утверждать, что правовое регулирование в указанной области основывается на следующих положениях:

- предоставление правовой охраны ТИМС не зависимо от официальной регистрации; - предоставление правовой охраны только оригинальным ТИМС (созданным творческим трудом автора);

- закрепление исключительных прав на одну и ту же ТИМС за всеми лицами, создавшими ее независимо друг от друга;

- правило о том, что юридически значимыми действиями с ТИМС является только ее использование в коммерческих целях. Право на селекционные достижения – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на биологические решения.

В силу определенной специфики селекционных достижений, их правовая охрана имеет отличия от классической патентно-правовой охраны, что выражается в особенностях регистрации селекционных достижений и некоторыми особенностями правового режима их использования. Право на секрет производства – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением относительно информации режима коммерческой тайны, ее использованием, распоряжением исключительным правом на такую информацию и его защитой. Секреты производства охраняются только при условии их конфиденциальности (сохранении в тайне), а исключительное право на ноу-хау обеспечивает его обладателю возможность контролировать доступ к охраняемой информации. [16]

Система источников права интеллектуальной собственности. Источники правового регулирования (источники права) – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Система источников ПИС имеет два уровня:

- уровень международно-правового регулирования;

- уровень национального правового регулирования; Международные договоры и соглашения.


3.2 Интеллектуальная собственность в экономике России

Интеллектуальнаяˎ собственностьˎ вˎ Российскойˎ Федерацииˎ вˎ современнойˎ экономикеˎ играетˎ рольˎ ценнейшегоˎ стратегическогоˎ актива,ˎ орудияˎ конкурентнойˎ борьбы.ˎ Аˎ обеспечениеˎ конкурентоспособностиˎ всейˎ российскойˎ экономикиˎ вˎ целомˎ иˎ каждогоˎ предприятияˎ вˎ отдельностиˎ –ˎ этоˎ важнейшийˎ вопросˎ вˎ настоящееˎ время.[17]

Ниˎ дляˎ когоˎ неˎ секрет,ˎ чтоˎ сейчасˎ экономикаˎ Россииˎ основанаˎ вˎ основномˎ наˎ экспортеˎ сырья.ˎ Приˎ сохраненииˎ подобногоˎ курсаˎ экономическийˎ ростˎ дляˎ нашейˎ страныˎ невозможен,ˎ иˎ вˎ дальнейшемˎ этоˎ можетˎ привестиˎ кˎ тому,ˎ чтоˎ вˎ мировомˎ распределенииˎ трудаˎ Россияˎ станетˎ своеобразнойˎ «шахтой»,ˎ котораяˎ поставляетˎ мируˎ лишьˎ полезныеˎ ископаемые.ˎ Дляˎ предотвращенияˎ исполненияˎ подобныхˎ прогнозовˎ российскаяˎ экономикаˎ должнаˎ кардинальноˎ изменитьˎ своеˎ направление.

Россияˎ располагаетˎ 12%ˎ ученыхˎ мира.ˎ Этоˎ болееˎ миллионаˎ человек.ˎ Однакоˎ инновационнойˎ деятельностьюˎ занимаютсяˎ лишьˎ 15%ˎ предприятийˎ иˎ научнаяˎ продукция,ˎ которуюˎ ониˎ выпускают,ˎ неˎ превышаетˎ 1,5–2,0%ˎ отˎ общегоˎ экспортаˎ страны.ˎ Доходыˎ отˎ экспортаˎ научнойˎ продукцииˎ составляютˎ лишьˎ 1ˎ млрд.ˎ долларовˎ (этоˎ вˎ 740ˎ разˎ меньше,ˎ чемˎ вˎ США).ˎ Этиˎ фактыˎ указываютˎ наˎ то,ˎ чтоˎ сейчас,ˎ кˎ сожалению,ˎ вˎ Россииˎ инновацииˎ иˎ научнаяˎ деятельностьˎ практическиˎ неˎ оказываютˎ влиянияˎ наˎ экономику.ˎ Подобнаяˎ ситуацияˎ недопустимаˎ вˎ мире,ˎ вˎ которомˎ существуетˎ информационноˎ общество,ˎ еслиˎ странаˎ желаетˎ бытьˎ вˎ авангарде.ˎ Россииˎ необходимоˎ решитьˎ рядˎ проблем,ˎ связанныхˎ сˎ недостаточнойˎ стимуляциейˎ инновацийˎ иˎ сˎ недостаточнымˎ привлечениемˎ интеллектуальногоˎ ресурсаˎ вˎ развитииˎ экономики.ˎ Наˎ мойˎ взгляд,ˎ этиˎ проблемыˎ вызваныˎ тем,ˎ чтоˎ оченьˎ долгоеˎ времяˎ интеллектуальнаяˎ собственностьˎ былаˎ вˎ рукахˎ государства.ˎ Развитиеˎ институтаˎ интеллектуальнойˎ собственностиˎ подразумеваетˎ наличиеˎ инициативнойˎ человеческойˎ деятельности,ˎ активныйˎ обменˎ научно-техническойˎ информациейˎ внутриˎ страныˎ иˎ заˎ еёˎ пределами,ˎ частноеˎ владениеˎ интеллектуальнойˎ собственностью.ˎ Такˎ какˎ вˎ советскийˎ периодˎ многиеˎ изˎ этихˎ факторомˎ отсутствовали,ˎ тоˎ институтˎ интеллектуальнойˎ собственностиˎ неˎ могˎ нормальноˎ формироваться.ˎ Сейчас,ˎ когдаˎ вˎ Россииˎ формируютсяˎ рыночныеˎ отношения,ˎ вместеˎ сˎ нимиˎ формируетсяˎ иˎ рынокˎ интеллектуальнойˎ собственности.ˎ Иˎ еслиˎ сейчасˎ будетˎ происходитьˎ активноеˎ развитиеˎ иˎ реорганизацияˎ этогоˎ рынкаˎ вˎ соответствииˎ сˎ требованиямиˎ мировойˎ экономики,ˎ тоˎ Россияˎ можетˎ изменитьˎ своеˎ положениеˎ вˎ мировомˎ сообществеˎ иˎ изˎ страныˎ сˎ сырьевойˎ экономикойˎ перейтиˎ кˎ экономикеˎ постиндустриальной.


Наиболееˎ перспективнымˎ сценариемˎ развитияˎ российскойˎ экономикиˎ являетсяˎ инновационно-активный.ˎ Вˎ егоˎ основеˎ лежитˎ активацияˎ научно-техническойˎ иˎ инновационнойˎ деятельностиˎ –ˎ промышленногоˎ освоенияˎ экономическиˎ эффективнойˎ наукоемкойˎ техникиˎ иˎ технологий,ˎ укреплениеˎ конкурентныхˎ позицийˎ отечественныхˎ производителейˎ наˎ внешнемˎ иˎ внутреннемˎ рынках.ˎ Дляˎ началаˎ хотелосьˎ быˎ сказатьˎ оˎ главныхˎ особенностяхˎ положенияˎ интеллектуальнойˎ собственностиˎ вˎ экономикеˎ России.[18]

Нашаˎ странаˎ обладаетˎ двумяˎ значительнымиˎ преимуществамиˎ вˎ областиˎ экономикиˎ знаний.ˎ Первоеˎ –ˎ этоˎ фундаментальнаяˎ наука.ˎ Несмотряˎ наˎ «утечкуˎ мозгов»,ˎ котораяˎ происходилаˎ последниеˎ 20ˎ лет,ˎ Россияˎ всеˎ жеˎ занимаетˎ лидирующиеˎ позиции,ˎ уступаяˎ лишьˎ США.ˎ Второе,ˎ этоˎ высокийˎ уровеньˎ образования,ˎ которыйˎ превосходитˎ уровеньˎ любойˎ страныˎ соˎ сравнимымиˎ показателямиˎ экономическогоˎ развития.ˎ Проблемаˎ заключаетсяˎ вˎ том,ˎ чтоˎ сейчасˎ наукаˎ иˎ производствоˎ практическиˎ неˎ связаныˎ междуˎ собой.ˎ Необходимоˎ создатьˎ систему,ˎ вˎ которойˎ быˎ исследовательскиеˎ центры,ˎ университеты,ˎ НИИˎ иˎ крупныеˎ предприятияˎ взаимодействовалиˎ другˎ сˎ другом.ˎ Например,ˎ вˎ СШАˎ практическиˎ любойˎ университетˎ являетсяˎ лабораториейˎ поˎ разработкеˎ новыхˎ изобретенийˎ (которыеˎ затемˎ оченьˎ быстроˎ воплощаютсяˎ вˎ жизньˎ заˎ счетˎ внедренияˎ ихˎ вˎ экспериментальноеˎ производство),ˎ аˎ вˎ Россииˎ покаˎ научнойˎ деятельностьюˎ занимаютсяˎ вˎ основномˎ энтузиасты-одиночки.ˎ Положениеˎ постепенноˎ исправляетˎ системаˎ грантовˎ дляˎ студентов,ˎ котораяˎ привлекаетˎ вˎ научнуюˎ деятельностьˎ молодыхˎ иˎ перспективныхˎ будущихˎ ученых.ˎ Ноˎ такжеˎ нельзяˎ списыватьˎ соˎ счетовˎ иˎ профессоровˎ иˎ преподавателейˎ высшихˎ учебныхˎ заведений.ˎ Необходимоˎ развиватьˎ вˎ ВУЗахˎ системуˎ неˎ толькоˎ передачиˎ знаний,ˎ ноˎ иˎ ихˎ производства.ˎ Следовательно,ˎ нужноˎ создатьˎ вˎ Россииˎ передовуюˎ отрасльˎ научныхˎ исследованийˎ иˎ опытно-конструкторскихˎ разработок.ˎ Иˎ созданиеˎ подобнойˎ отраслиˎ иˎ поддержкаˎ наукиˎ требуютˎ развитияˎ инфраструктуры,ˎ формированииˎ качественноˎ новойˎ материальнойˎ базы.

Ещеˎ однойˎ проблемойˎ являетсяˎ то,ˎ чтоˎ вˎ Россииˎ покаˎ неˎ доˎ концаˎ развитоˎ законодательство,ˎ защищающееˎ интеллектуальнуюˎ собственность.ˎ Толькоˎ недавноˎ появилисьˎ законы,ˎ которыеˎ вˎ полнойˎ мереˎ охватываютˎ всеˎ частиˎ интеллектуальнойˎ собственности.ˎ Однойˎ изˎ самыхˎ негативныхˎ особенностейˎ рынкаˎ интеллектуальнойˎ продукцииˎ являетсяˎ пиратство.ˎ Создательˎ фильма,ˎ книги,ˎ музыкальногоˎ произведенияˎ илиˎ какой-либоˎ программыˎ дляˎ ЭВМ,ˎ даже,ˎ несмотряˎ наˎ авторскоеˎ право,ˎ практическиˎ неˎ застрахованˎ отˎ нелицензионногоˎ копированияˎ иˎ незаконнойˎ продажиˎ егоˎ произведения.ˎ Из-заˎ этогоˎ страдаютˎ неˎ толькоˎ создателиˎ продукции,ˎ ноˎ иˎ государство,ˎ такˎ какˎ сˎ пиратскойˎ продукцииˎ налогиˎ неˎ поступаютˎ вˎ бюджет.ˎ Этоˎ проблемаˎ вызванаˎ неˎ толькоˎ наличиемˎ «пиратов»,ˎ ноˎ иˎ отсутствиемˎ вˎ общественномˎ сознанииˎ понятияˎ «плагиат»,ˎ «незаконноˎ использование».ˎ Главнойˎ задачейˎ государстваˎ вˎ этомˎ случаеˎ являетсяˎ неˎ толькоˎ преследованиеˎ пиратстваˎ поˎ закону,ˎ ноˎ иˎ внушенияˎ гражданамˎ идеи,ˎ чтоˎ любоеˎ нарушениеˎ правˎ наˎ интеллектуальнуюˎ собственностьˎ незаконно,ˎ дажеˎ еслиˎ оноˎ совершеноˎ неˎ сˎ цельюˎ полученияˎ прибыли.[19]


Сейчас,ˎ кˎ сожалению,ˎ наˎ мировомˎ рынкеˎ наукоёмкихˎ товаровˎ российскиеˎ изобретателиˎ находятсяˎ вˎ невыгодномˎ положении.ˎ Нашеˎ законодательствоˎ созданоˎ такимˎ образом,ˎ чтоˎ продажаˎ лицензийˎ наˎ использованиеˎ патентаˎ практическиˎ неˎ возможна,ˎ ноˎ приˎ этомˎ полнаяˎ продажаˎ правˎ наˎ обладаниеˎ иˎ использованиеˎ изобретенияˎ оформляетсяˎ оченьˎ легко.ˎ Такимˎ образом,ˎ государствоˎ препятствуетˎ тому,ˎ чтобыˎ патентˎ иˎ правоˎ продажиˎ лицензийˎ оставалосьˎ вˎ стране.ˎ Этоˎ способствуетˎ утечкеˎ многихˎ изобретенийˎ наˎ Запад.

Оченьˎ частоˎ введениеˎ новогоˎ изобретенияˎ вˎ производствоˎ занимаетˎ весьмаˎ длительныйˎ периодˎ времени.ˎ Этоˎ недопустимо,ˎ такˎ какˎ мироваяˎ экономикаˎ постоянноˎ ускоряется,ˎ поэтомуˎ новшестваˎ должныˎ бытьˎ сразуˎ жеˎ внедреныˎ вˎ производство,ˎ чтобыˎ избежатьˎ моральногоˎ износаˎ ещеˎ доˎ выпуска.[20]

Действительно,ˎ сейчасˎ передˎ российскойˎ экономикойˎ стоитˎ несколькоˎ задач,ˎ выполнениеˎ которыхˎ сыграетˎ серьезнуюˎ рольˎ вˎ еёˎ развитииˎ иˎ приближенииˎ кˎ постиндустриальнойˎ экономике,ˎ экономикеˎ знаний:

1)ˎ Поддержаниеˎ престижаˎ научнойˎ деятельностиˎ иˎ привлеченияˎ вˎ сферуˎ фундаментальныхˎ исследованийˎ новыхˎ специалистов.

2)ˎ Созданиеˎ исследовательскихˎ центровˎ приˎ ВУЗах.

3)ˎ Участиеˎ крупныхˎ предприятийˎ вˎ экономикеˎ знаний,ˎ созданиеˎ инновационныхˎ фондов,ˎ сотрудничающихˎ сˎ институтами.

4)ˎ Инвестицииˎ вˎ наукоемкийˎ секторˎ экономикиˎ сˎ цельюˎ обновленияˎ оборудования,ˎ внедренияˎ новыхˎ технологий,ˎ перестройкиˎ информационныхˎ систем.

5)ˎ Технологическоеˎ сокращениеˎ срокаˎ созданияˎ иˎ выводаˎ наˎ рынокˎ новыхˎ изделий,ˎ улучшениеˎ ихˎ логистики.

6)ˎ Созданиеˎ трехˎ уровнейˎ защитыˎ интеллектуальнойˎ собственности:

–ˎ правовойˎ (усовершенствованиеˎ законодательстваˎ вˎ сфереˎ защитыˎ интеллектуальнойˎ собственности);

–ˎ организационныйˎ (созданиеˎ наукоградов)

–ˎ экономическийˎ (налоговыеˎ льготыˎ дляˎ предприятий,ˎ производящихˎ наукоемкуюˎ продукцию)

7)ˎ Формированиеˎ вˎ сознанииˎ гражданˎ идеиˎ оˎ неприкосновенностиˎ интеллектуальнойˎ собственности.

Такимˎ образом,ˎ всеˎ этиˎ мерыˎ поˎ преобразованиюˎ экономикиˎ требуютˎ проведенияˎ долгойˎ иˎ затратнойˎ системыˎ реформˎ соˎ стороныˎ государства,ˎ ноˎ именноˎ этиˎ реформыˎ приведутˎ кˎ тому,ˎ чтоˎ экономикаˎ Россииˎ выйдетˎ наˎ новыйˎ уровеньˎ иˎ встанетˎ вˎ одинˎ рядˎ сˎ экономикамиˎ развитыхˎ странˎ Запада.