Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского. В словаре иностранных слов И.А. Васюковой приводится толкование термина как «мощь», «сила». В Советском энциклопедическом словаре приводится определение термина «потенциал» как «... средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую ее проработку на уровне отдельной отрасли, и особенно, на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.

Основная масса публикаций по теории потенциалов посвящена такому оценочному показателю, как экономический потенциал предприятия.

А.И. Самоукин считает, что экономический потенциал необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, трудовыми коллективами, а также управленческим аппаратом предприятия, организации, отраслей народного хозяйства в целом по поводу полного использования их способностей к созданию материальных благ и услуг. В данном определении, на наш взгляд, подчеркнута достаточно важная черта экономического потенциала. Однако экономический потенциал в равной степени зависит от уровня развития производительных сил.

В словаре «Управление социалистическим производством» под ред. О.В. Козлова дается определение экономического потенциала как «экономические возможности страны, зависящие от уровня развития производительных сил и производственных отношений, наличия трудовых и производственных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма». В данном определении не указывается, однако, о каких конкретно экономических возможностях идет речь.

Ряд публикаций по теории потенциалов посвящен такому оценочному показателю, как рыночный потенциал предприятия, однако четкого и ясного представления о структуре рыночного потенциала предприятия пока также не дано.

Несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, можно отметить ряд моментов, присущих большинству подходов.

1. В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении предприятия. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных (производственно-технических) ресурсах. Трудовые ресурсы иногда предлагается рассматривать как интеллектуальные. Большинство авторов придают им первостепенное значение, так как люди — самый важный ресурс всякой организации, они являются центральным звеном в любой системе управления. В целях стратегического анализа человеческие ресурсы подразделяются на три составляющие — лица, принимающие решения, коллектив предприятия (сотрудники как единое целое) и персонал как трудовой потенциал. Целесообразность такого подхода во многом зависит от глубины анализа и уровня системы стратегического управления на предприятии в целом.


2. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории выделяют блок управления. В нем, как правило, различают три подсистемы: планирования — нацелена на выявление будущего потенциала успеха; реализации — ставит задачи создания нового потенциала и превращения существующего в факторы успеха; контроля - выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок.

Приемлема и позиция разделения функции управления на пять составляющих: планирование, организация, контроль, мотивация и координация. И тот, и другой подходы полностью охватывают систему управления. В данном случае мы сталкиваемся с одинаковыми по смыслу понятиями, но представленными в разных интерпретациях, что в целом не меняет сути.

Анализ последних публикаций, посвященных проблемам оценки потенциала предприятия, позволяет выделить наиболее удачный подход, предложенный Г.С. Мерзликиной и Л.С. Шаховской, согласно которому к предметным составляющим потенциала промышленного предприятия необходимо отнести:

  • рыночный потенциал: потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию предприятия, предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства;
  • производственный потенциал: потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров;
  • финансовый потенциал: потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности. Оценка рыночного потенциала на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки финансового, и особенно производственного, потенциала промышленного предприятия остается открытой.

Для решения подобной задачи первоначально следует конкретизировать в теоретическом обороте экономические категории «производственный и финансовый потенциал предприятия», а затем наполнить их конкретным функциональным содержанием для практического применения.

На наш взгляд, под производственным потенциалом предприятия следует понимать способность реализовывать производственные возможности в целях получения максимальной выгоды при наиболее эффективном использовании:


  • интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых форм организации производства;
  • имеющейся техники в целях получения наиболее высокого уровня технологий;
  • материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости. Финансовый потенциал промышленного

предприятия - это максимально возможный объем финансовых ресурсов, который рационально сформирован и эффективно используется для получения доходов и обеспечения его устойчивого развития. Возможность реализации финансового потенциала может быть достигнута при определенных условиях:

  • наличия собственного капитала, достаточного для выполнения условий ликвидности и финансовой устойчивости;
  • возможности привлечения капитала в объеме, необходимом для реализации эффективных инвестиционных проектов;
  • рентабельности вложенного капитала;
  • наличия эффективной системы управления финансами, обеспечивающей прозрачность текущего и будущего финансового состояния. В результате, с одной стороны, возникает задача улучшения инвестиционной привлекательности корпорации, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи высшему руководству необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.

С другой стороны, в непосредственной связи с первой задачей перед корпорацией неизменно возникает вторая задача — распределения полученных ресурсов(инвестирования).

Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить инвестиционный потенциал корпорации.

Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятий корпорации можно представить как основные составляющие ее финансового потенциала (см. рисунок).

Рис. 1.1 - Система анализа финансового потенциала субъектов финансовой системы

В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию корпорации

Следовательно, финансово-производственный потенциал можно представить в виде следующей функции:

ФППП = F (vpm, гпрг, ir, fr), где ФППП — финансово-производственный потенциал предприятия;

vpm — объем производственных мощностей предприятия;

шрг - материальные и природные ресурсы; ir - интеллектуальные ресурсы; fr - финансовые ресурсы. Стратегия развития предприятия включает в себя используемые органами управления механизмы мобилизации, необходимые для обеспечения ресурсов. Под определением «мобилизация» следует понимать совокупность мер, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот предприятия из собственных и привлеченных источников материальных, финансовых, трудовых, кредитных, информационных и других видов ресурсов.


Таким образом, определение уровня производственного и финансового потенциалов показывает взаимосвязь финансово-производственного потенциала и стратегии как необходимого элемента для ее разработки.

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БИТ ОСНОВА БИЗНЕСА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «БИТ Основа Бизнеса»

Анализируемая в настоящей работе организация – общество с ограниченной ответственностью «БИТ Основа Бизнеса» (ООО «БИТ Основа Бизнеса») – создано в соответствие с Федеральным Законом от 08.02.1998 г. № 14 – Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «БИТ Основа Бизнеса» создано на основании решения Учредителя №1 от 16 октября 2007 года и зарегистрировано в Межрайонной инспекцией ФНС №46 по г.Москве 19 октября 2007 года. Организации присвоен ИНН 7705813720, ОГРН 1077761507086

Юридический адрес: 109316, Российская Федерация, г. Москва, ул. Маршала Катукова, д.24, 6, 1, к.101.

Общество является коммерческой организацией, функционирующей в сфере компьютерных технологий, деятельность которой направлена на удовлетворение общественных потребностей, насыщение рынка товарами и услугами и извлечение прибыли.

Основным видом деятельности ООО «БИТ Основа Бизнеса» является: Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Деятельность ООО «БИТ Основа Бизнеса», права и обязанности его участников регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14 – Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Учредительным договором и Уставом, утвержденным участниками общества. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен уставом общества.

Уставный капитал ООО «БИТ Основа Бизнеса» составил 100 000 рублей.

Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество не отвечает по обязательствам своих участников. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.


Структура ООО «БИТ Основа Бизнеса» представлена на рис.2.1.

Генеральный директор

Зам. Ген.директора по общим вопросам

Зам. Ген.директора по коммерческим вопросам

Начальник отдела продаж

Транспортно-экспедиционный отдел

Гл. Бухгалтер

Менеджеры

Финансовый отдел

Рис.2.1. Организационная структура ООО «БИТ Основа Бизнеса»

В состав руководителей ООО «БИТ Основа Бизнеса» входят: генеральный директор, коммерческий директор, заместитель директора по общим вопросам, главный бухгалтер.

Проведем далее анализ финансовых результатов ООО «БИТ Основа Бизнеса» (табл.1) по данным внешней бухгалтерской отчетности предприятия за 2015-2016гг. (Приложение 2). Таким образом, выручка предприятия увеличилась на 29046 тыс.руб. или на 6,29%, а себестоимость товаров и услуг снизилась на 38552 тыс.руб. или на 40,05%.

Таблица 2.1 - Динамика и структура формирования финансовых результатов ООО «БИТ Основа Бизнеса» за 2015-2016годы

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

В абс. величинах

В удельн. весах, %

Темп прироста, %

В % к итогам изменений

Выручка (нетто) от продажи товаров

461905

490951

100,0

100,0

29046

0

6,29

100

Себестоимость продажи товаров

96256

57704

20,84

11,75

-38552

-9,09

-40,05

-132,73

Валовая прибыль

365649

433247

79,16

88,25

67598

9,09

18,49

232,73

Коммерческие расходы

359056

427653

77,73

87,11

68597

9,37

19,10

236,17

Прибыль от продажи

6593

5594

1,43

1,14

-999

-0,29

-15,15

-3,44

Проценты к получению

41

8

0,01

0,00

-33

-0,01

-80,49

-0,11

Прочие доходы

20

0,00

0,00

20

0,00

-

0,07

Прочие расходы

3591

1885

0,78

0,38

-1706

-0,39

-47,51

-5,87

Прибыль до налогообложения

3043

3737

0,66

0,76

694

0,10

22,81

2,39

Чистая прибыль

900

2694

0,19

0,55

1794

0,36

199,33

6,18