Файл: Понятие и задачи экономического анализа (на примере ТОО «ВК-Профиль»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Классификация типов экономического анализа имеет большое значение для эффективного понимания его основы и задач.

Отличительными признаками любого анализа считаются:

1) его целевое ориентирование и задачи;

2) объекты изучения и источники информации;

3) методика организации.

В экономической литературе экономический анализ делится по разным признакам (таблица А.1 Приложения А) .

Классификация экономического анализа по типам руководства. Хозяйственная работа (управляемая система) заключается в некоторых подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий деятельности, природоохранной работы и др. Аспект изучения по желанию руководящего органа может быть убран в сторону каких-либо подсистем хозяйственной работы. В связи с этим следует выделить:

  1. технико-экономический анализ, им в основном занимаются технические службы фирмы (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием считаются анализ взаимодействия технических и экономических процессов и выставление их воздействие на экономические итоги работы фирмы;
  2. финансово-экономический анализ (финансовая служба фирмы, финансовые и кредитные органы) основное внимание следует уделять финансовым результатам работы фирмы: исполнению финансового плана, эффективности применения личного и заемного капитала, нахождению резервов повышения суммы прибыли, росту рентабельности, повышению финансового положения и платежеспособности фирмы;
  3. аудиторский (бухгалтерский) анализ представляет собой экспертную диагностика финансового “здоровья” фирмы. Организуется аудиторами или аудиторскими организациями для оценивания оценки и планирования финансового положения и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;
  4. социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) он направлен на изучение взаимосвязь социальных и экономических процессов, их воздействие друг на друга и на экономические итоги хозяйственной работы;
  5. экономико-статистический анализ (статистические органы) используется для анализа массовых общественных явлений на различных уровнях руководства: фирмы, отрасли, региона;
  6. экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей cреды) изучает взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранностью и улучшением окружающей среды, тратами на экологию;
  7. маркетинговое изучение (служба маркетинга предприятия или объединения) используется для анализа внешней cреды функционирования фирмы, рынков сырья и сбыта готового товара, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, создание ценовой политики, формирования тактики и стратегии маркетинговой работы [21, c.56].

По субъектам (применение анализа) отличают внутренний (управленческий) анализ и внешний (финансовый) анализ.

Внутренний анализ делается непосредственно на фирме для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного руководства производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, важной для планирования, контроля и принятия оптимальных решений, отработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой работы.

Внешний анализ делается на базе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного руководства, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

Финансовый анализ может быть пояснен как процесс изучения сущности финансового механизма функционирования фирмы. Его главное назначение состоит в анализе, диагностике и прогнозировании финансового положения фирмы и нахождении резервов увеличения его устойчивости.

По признаку времени экономический анализ делится на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный (перспективный) анализ ведется до проведения хозяйственных операций. Он важен для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для планирования будущего и оценки ожидаемого исполнения плана, предупреждения нежелательных итогов.

Дальнейший (ретроспективный) анализ производится после окончания хозяйственных актов. Он применяется для контроля за исполнением плана, нахождения неиспользованных запасов, объективной оценки итогов работы фирм.

Перспективный и ретроспективный анализы идут рядом друг с другом. Без ретроспективного анализа нельзя провести перспективный. Анализ итогов деятельности за прошлые годы дает возможность проанализировать тенденции, закономерности, найти запасные возможности, прошлый опыт и т.д., что имеет большое значение при пояснении уровня экономических данных на перспективу. Умение увидеть перспективу дает только ретроспективный анализ. Он считается базисом перспективного анализа.

От глубины и качества предварительного анализа на будущее зависят итоги ретроспективного анализа. Если плановые данные не полностью обоснованы и реальны, то дальнейший анализ исполнения плана вообще теряет смысл и требует будущей оценки обоснованности плановых данных.

По пространственному признаку можно определить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.


Внутрихозяйственный анализ позволяет изучить работу только исследуемой фирмы и его структурных подразделений.

При межхозяйственном анализе могут сравниваться итоги работы 2-х или более фирм. Это дает возможность найти передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать максимально объективную оценку эффективности работы фирмы.

По методике анализа объектов изучения хозяйственной работы (АХД) может быть диагностическим, сравнительным, факторным, маржинальным, экономико-статистическим, экономико-математическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе порой ограничиваются лишь сравниванием отчетных данных по итогам хозяйственной работы с показателями плана текущего года, информации прошлых лет, передовых фирм [18, c.56].

Диагностический (экспресс-анализ) - это способ выставления характера нарушений нормального хода экономических процессов на базе типичных признаков, основанных только для этого нарушения. Например, когда темпы роста валового продукта опережают темпы увеличения товаров и больше темпов роста трудовой производительности, то это признак неисполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, повышению организации деятельности и на этой базе уменьшения численности сотрудников. Знание признака дает возможность быстро и довольно явно установить характер нарушений, не производя точные измерения, т.е. без действий, которые требуют времени и средств.

Факторный анализ ориентирован на выявление величины воздействия факторов на прирост и степень результативных данных.

Маржинальный анализ – это способ оценки и обоснования правильности управленческих решений в бизнесе на базе причинно- следственной взаимосвязи уровня продаж, себестоимости и прибыли и деления трат на постоянные и переменные.

При помощи экономико-математического анализа подбирается максимально правильный вариант решения экономической задачи, находятся резервы увеличения эффективности производства за счет более полного применения имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.)используется для анализа стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной работы фирм.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод нахождения запасов. Он основывается на функциях, которые исполняет объект, и направлен на оптимальные методы их реализации на всех ступенях жизненного цикла изделия (научно-исследовательская деятельность, производство, конструирование, эксплуатация и утилизация). Его главное предназначение в том, чтобы найти и предупредить излишние траты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, простых конструкций изделия, замены материалов и т.д.


По отраслевому признаку, который базируется на общественном делении труда, анализ может делиться на отраслевой, способы которого учитывают специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который считается теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики, или, иными словами, теорией анализа хозяйственной работы.

Объективная важность отраслевого экономического анализа поясняется спецификой разных отраслей производства. Любая из них в силу разного характера деятельности имеет свои особенности, свою специфику и, как правило, свойственные им экономические отношения. Важность изучения специфики различных отраслей поясняет необходимость формирования методики экономического анализа при учете особенностей и условий любой экономической отрасли [8, c.92].

В то же время необходимо учитывать, что все типы общественного производства связаны между собой и имеют достаточно общего. Взаимосвязи некоторых отраслей, наличие внутренней связи между ними ведут за собой необходимость формирвоания межотраслевого анализа (теории экономического анализа), раскрывающей наиболее единые методологические черты и особенности этой науки, соединяет передовой опыт анализа в различных экономических отраслях, обогащает содержание экономического анализа в общем и отраслевого в частности. Владение едиными теоретическими знаниями по экономическому анализу считается важным условием грамотной, квалифицированного формирования и практического применения индивидуальных способов отраслевого изучения.

По содержанию программы изучение может быть общим и тематическим.

При комплексном анализе работа фирмы анализируется всесторонне, а при тематическом – только некоторые его стороны, которые представляют в некоторый момент максимальный интерес. К примеру, вопросы применения материальных ресурсов, производственной мощности фирмы, понижения себестоимости товара и пр. По охвату анализируемых объектов изучения делится на прямой и выборочный [14, c.47].

При прямом анализе выводы делаются после обобщения всех без исключения объектов, а при выборочном – по итогам обследования только некоторых частей объектов.

Каждая из форм экономического анализа своеобразна по своему содержанию, организации и методике его организации.


3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Характеристика деятельности ТОО «ВК-Профиль»

В роли объекта исследования в работе выступает ТОО «ВК-Профиль». «Компания ВК-Профиль выпускает профнастил, металлочерепицу, металлосайдинк, армирующий профиль для гипсокартона и пластиковых окон, доборные элементы. ТОО «ВК-Профиль» находится по адресу Республика Казахстан Восточно-Казахстанская область город Усть-Каменогорск ул.Новорабочая 4.

На протяжении долгого периода времени ТОО «ВК-Профиль» ведет производство профнастила, металлочерепицы, черного металлопроката и иных изделий из металла в Усть-Каменогорске. За время своей работы предприятие смогло показать себя как надежный и ответственного партнёра, всегда исполняющего взятые на себя обязательства. Большинство производственных фирм не только в ВКО, но и по всему Казахстану уже длительное время тесно имеют сотрудничество с ТОО «ВК-Профиль».

ТОО «ВК-Профиль» ведет максимальный цикл деятельности от производства до доставки итоговому покупателю изделий из металла. Товары имеет большие показатели качества и надежности, так как изготавливается сырья высшей категории на хорошем оборудовании.

3.2 Анализ структуры, динамики имущества и финансовой устойчивости ТОО «ВК-Профиль»

Далее на базе информации бухгалтерской отчетности сделаем обобщенную оценку финансового положения предприятия, характеризующегося размещением средств (собственных и заемных) и применением активов. Изучение структуры и динамики активов (имущества) и источников их создания целесообразно делать при помощи анализа бухгалтерского баланса фирмы за последние 3 года. Сделаем анализ структуры и динамики активов и пассивов ТОО «ВК-Профиль» (таблица 3.1), а также продемонстрируем ее в графическом изображении.

Таблица 3.1 – Динамика и структура активов и пассивов ТОО «ВК-Профиль» за 2013 – 2015 год

Статья активов и пассивов

2013 год

2014 год

Прогнозный 2015 год

Изменение (+,-) к 2015 году

Тыс. тенге.

В % к валюте баланса

Тыс. тенге.

В % к валюте баланса

Тыс. тенге.

В % к валюте баланса

Тыс. тенге.

В % к валюте баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Активы организации

Внеоборотные активы

231505

63,30

245948

49,17

266017

51,37

+34512

-11,93

Оборотные активы

134235

36,70

254206

50,83

251785

48,63

+117550

+11,93

Пассивы организации

Капитал и резервы

244828

66,94

110828

56,87

311359

60,13

+66531

-6,81

Долгосрочные обязательства

15243

4,17

124192

24,83

107917

20,84

+92674

+16,67

Краткосрочные обязательства

105669

28,89

91526

18,3

98526

19,03

-7143

-9,86

Валюта баланса - всего

365740

100

500154

100

517802

100

+152062

х