Файл: Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

1.1 Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость налог добавленная стоимость

1.2 Налогоплательщики и освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость

1.3 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость

1.4 Налоговый период и ставки налога на добавленную стоимость

1.5 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

1.6 Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг) и роль счета-фактуры в расчете налога на добавленную стоимость

1.7 Налоговые вычеты и порядок их применения. Порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
  • обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;
  • систематизация доходов.

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

1.2 Налогоплательщики и освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость

Плательщиками НДС признаются:

организации;

- индивидуальные предприниматели;

- отдельные категории лиц, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Отдельные категории налогоплательщиков, в частности организации и индивидуальные предприниматели, могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ.


Механизм освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ, следующий.

  1. Субъекты, подлежащие освобождению: организации и индивидуальные предприниматели. Не имеют права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
  2. Основание для освобождения. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС и налога с продаж, не превысила в совокупности 1 млн рублей.
  3. Срок освобождения. Двенадцать последовательных календарных месяцев.
  4. Предмет освобождения. Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих обложению НДС.
  5. Порядок освобождения. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Федеральной налоговой службой.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с законодательством.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн рублей;

- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе в продлении.

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:


  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету, до использования им права на освобождение по товарам (работам, услугам) и имуществу, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по законодательству, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению. Вышеназванные суммы НДС необходимо восстановить в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные поставщикам до утраты права на освобождение по приобретаемым товарам (работам, услугам) и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с законодательством, принимаются к вычету в порядке, установленном Налоговым кодексом.

. Последствия нарушения условий освобождения. Если в период использования права на освобождение сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила 1 млн руб. либо налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, то налогоплательщики утрачивают право на освобождение. Право на освобождение утрачивается, начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие право на освобождение (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает установленные законодательством ограничения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.


1.3 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость

Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и других затрат.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг).

Поэтому для упрощения расчетов за объект обложения НДС принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая все затраты.

Однако плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.

Объектом налогообложения признаются следующие операции.

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4.Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются объектом налогообложения:

1. Операции, не признаваемые реализацией товаров, работ или услуг. К ним относятся:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;


  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

- иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

  1. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов-специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
  2. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
  3. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

5. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Правила определения места реализации товаров, работ, услуг.

В целях обложения НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.