Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (исследование франчайзинга, как особого вида вертикальных ограничений, и его особенностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В разных странах, франчайзинг нашел свое проявление еще в средневековые времена. С тех пор, он значительно улучшил свои позиции, и прочно закрепился в обществе. Можно рассматривать франчайзинг, как вид льготного предпринимательства, своеобразную форму для длительного делового сотрудничества. Большой компанией в результате такого сотрудничества, для индивидуального предпринимателя (порой группе из предпринимателей), предоставляется определенная лицензия (называемую еще франшизой), для осуществления производства определенной продукции, торговли продукцией, и предоставления услуг под торговым наименованием (маркой) этой компании. Такая деятельность, может проводится на определенной территории, и в тот промежуток времени, а также условиях, определенных сторонами в договоре. Франчайзинг, для компаний, выступает как эффективный способ, для распространения своего бизнеса. 

Предпринимателям, одним из распространенных и эффективных способов для того, чтобы стать владельцем бизнеса, служит франчайзинг.

На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым и востребованным способом, служащим для того, чтобы обучать предпринимателей, существующим практическим стандартам, необходимым для ведения прибыльного бизнеса.

Привлекательностью франчайзинга, является содержание в нем неоспоримых преимуществ, которые являются выгодными, для обоих участников франчайзинговых отношений. Достаточно стабильный и прибыльный бизнес, предоставляется большой компанией, для малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей. Франчайзинг для известных фирм и компаний, является возможностью быстрого расширения и закрепления на рынке своих позиции. Именно такой ситуацией, можно объяснить, очень большое распространение франчайзинга не только в Европе, но и в самой Америке. 

Осуществляемая на условиях франшизы организация предприятия, в большей степени, снижает предпринимательский риск. Такое положение основано на том, что в данной ситуации, осуществляется использование уже используемой, а главное отработанной схемы по ведению бизнеса. такая схема, уже не раз доказывала свою эффективность.

Развитие франчайзинга таким образом, может выступать в качестве одной из наиболее эффективных форм, которые служат для того, чтобы поддерживать предпринимательство, а также, в качестве одного из возможных решений, для важной задачи.

Целью курсовой работы, является исследование франчайзинга, как особого вида вертикальных ограничений, и его особенностей.


Объектом исследования курсовой работы, является франчайзинг, в качестве особого вида вертикальных ограничений.

Предметом курсовой работы, являются фирмы и предприятия, использующие франчайзинг.

Цель исследования, ставит следующие задачи:

- рассмотреть сущность франчайзинга

- рассмотреть разновидности франчайзинга

- изучить историю франчайзинга

- выявить преимущества и недостатки франчайзинга

- рассмотреть определения вертикальных ограничений

- рассмотреть его разновидности

- рассмотреть франчайзинг, в качестве особого вида вертикальных ограничений.

Актуальность данной темы для исследования, заключается в том, что большое количество фирм и предприятий, которые пользуются франчайзингом. В связи с этим, огромный интерес, представляют возможности использования франчайзинга, его плюсы и минусы.

В курсовой работе, были применены методы как экономического, так и статистического анализа, количественного и качественного изучения. Также, были применены принципы системности и развития.

Теоретической основой для настоящей работы, послужили труды отечественных, а также зарубежных авторов, по стратегическому менеджменту, теории организации, маркетингу, таких как С.Б. Авдашева, Т.В. Маринина, Л.Е. Басовский, Г.И. Хотинская, Н.А. Восколович, В.В. Глухов, В. Дементьева, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.В. Радаев, В.Н. Казаков, С.Б. Коробко, Ф. Котлер, Н.В. Миронова, Г.А. Ахинов, Ф.Ф. Райхельд, Ю.П. Свириденко, В.А. Тупчиенко, Х. Хакансон, Д. Белл и др.

В структурном отношении, работа представлена теоретической и аналитической главами. В них, были последовательно рассмотрены, следующие вопросы: в первой главе, текст посвящен общему анализу рыночной власти. Во второй главе, был рассмотрен комплекс факторов, как внешней, так и внутренней среды.

Также, курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована таблицами.

ГЛАВА 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1. Понятие развития франчайзинга

Довольно глубокую и разнообразную историю, имеет франчайзинг. Он уходит довольно глубоко своими корнями. Примерно еще в средневековье. “Franchising” указывается в Оксфордском словаре английского языка, как все права, а также свободы епископатов, пожалованные им королевской короной. Это произошло еще в 1559 году. Сама слово “franchises” - обозначается как ярмарка, рынок, а также другие места, отведенные для проведения торговли. Королем Британии в то время, для баронов предоставлялись привилегии, на сборы налогов. Налоги можно было собирать только на определенных территориях. Такие привилегии, давались в обмен на различные услуги. К примеру, барон получивший такую привилегию, должен был поставлять для королевской армии солдат. [1, с. 1630]


Для тех людей, которые были свободными, а также для городских жителей, предоставлялась франшиза (предоставлялось разрешение), на осуществление продажи своих товаров. Эти товары продавались на территории города, в специально отведенных для этого местах: рынки и ярмарки.

Такие элементы права (или как указывалось- привилегия), давали возможность проводить эксплуатацию положения, на определенной территории. Это делалось за установленную плату. Это как раз и формировало основу франчайзинга, на протяжении долгого времени. [3. с.40]

В наиболее привычной форме, франчайзинг закрепился в британской системе, которая называлась “связанные дома”. Данная система, была использована пивоварами, в XIX веке. Использовали её для поддержания необходимого объем своих продаж. Для обмена, взамен полученного займа ( предоставляемого пивовару), или переданного имуществе в аренду, пивовар, получал постоялый двор. Постоялый двор, служил рынком сбыта пива (кроме пива, реализовались различные спиртные напитки). Используемая система “связанных домов”, себя показала в качестве весьма эффективного коммерческого механизма. Такой механизм, существует и на сегодняшний день. [4, с.27]

В США, франчайзинг впервые начали использовать, в компании "Зингер". Эта компания, занималась производством швейных машинок. Основана в 1851 году Айзеком Зингером, и компаньоном Эдвардом Кларком. Изначально фирма называлась "Singer Sewing machine company". После окончания гражданской войны в Америке, А. Зингером, было налажено серийное производство. Данное производство, дало возможность для его компании, осуществлять торговлю, и устанавливать конкурентные цены. Также, создание компании и запуск серийного производства, позволил ему расширить список предоставляемых услуг, и также организовать централизованное обслуживание швейных машин, и осуществлять замену неисправных (или вышедших из строя) частей. Производить весь спектр работ в одном месте, было весьма невыгодным занятием с экономической стороны. В результате, была создана франчайзинговая система. Данная система, предоставила для финансово-независимых фирм, возможность на получение исключительных прав, касающихся продажи и обслуживания швейных машин (на строго установленной территории). Данные франшизы, которые были первыми по своей сути, выступали как действующие дистрибьюторские соглашения (с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера), на обслуживание машин, в случае необходимости). [6, с. 210]

В последствии, компанией Дженерал Моторс "General Motors", была разработана похожая система. Это произошло в 1898 году. Согласно данной системы, дилеры, не наделялись правами на продажу автомобилей, принадлежащих другим производителям. Дилеров обязывали вкладывать собственный капитал в дело. Такое требование было связано с тем, чтобы добиться высокого уровня по обслуживанию, а также поддержке имиджа той фирмы, которая выступает продавцом франшиз. В наше время, также происходит продажа автомобилей, при помощи системы франшиз. [5, с. 35]


Существующему, а также вполне успешному примеру "General Motors", последовал Rexall (Рексол). Эта компания, весьма удачно осуществляла продажуу франшиз, на организацию аптек, которые ей и принадлежали. [7, с. 144]

Система франчайзинг довольно хорошо применялась, как раньше, так и по сегодняшний день. Примером этого, может быть индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Самые известные компании: "Coca-cola", "Pepsi", "Seven-Up". Похожие компании, при помощи франшизы, обладают возможностью, производить концентрированный сироп централизованно. Также, они могут осуществлять распределение данного сиропа, по местным заводам, для осуществления розлива. Местные заводы, должны находится в собственности и управлении франчайзи. В результате это франчайзи, превращались в управляющих, местных розничных продаж. У любого субъекта, который являлся франчайзи, существовало право, осуществлять покупку фирменных бутылок, и использовать фирменный товарный знак. [8, с. 192]

В США, в начале XX века, система франчайзинга (в качестве формы для ведения бизнеса), сместилась в сторону отношения: “оптовик - розничный продавец”. Для франчайзора (или оптового продавца), предоставлялась услуга небольшим розничным торгующим организациям, получать дополнительную выгоду, которую могли принести многочисленные скидки, при помощи использования торговой марки (принадлежащей крупной торговой фирме). При этом, сохранялась их независимость. Такой вариант франчайзинга, в Великобритании, применялся компанией "Spar", и такими бакалейными магазинами, как "VG grocery stores".

С 1930 года, в Соединенных Штатах, после пришествия кризиса, обрушившего экономику, абсолютно все нефтеперерабатывающие компании, перестроились на систему управления заправочными станциями, которые им принадлежат, как единицами франчайзинга. При помощи осуществления сдачи для франчайзи бензоколонок в аренду (нефтеперерабатывающие компании, получали договоренную ренту), они смогли популяризировать имидж своих компаний. Наряду с этим, франчайзи, получили права на установление тех цен, которые соответствовали местным условиям. Итогом этого, стало сильно возросший уровень по продажам машинного топлива (ГСМ). Такая ситуация, позволила значительно увеличить прибыль. [9, с. 336]

Братья Макдональд, в конце 40-х годов ХХ века, были владельцами маленького придорожного кафе. Они раздумывали, о способах улучшения сервиса клиентов. Также, они хотели увеличить свой доход С этим намерением, они сократили количество наименований блюд, всего до трех. В последующие годы, ими были стандартизированы технологии приготовления блюд, а также, осуществлена унификация рецептуры. Та реорганизация, которая была проведена, в большей степени, смогла повысить эффективность, и как результат, снизила затраты. А сокращенное и унифицированное меню, имеющиеся в кафе “Макдональдс” (официальная торговая марка "McDonald's"), привело к появлению обновленного поколения клиентов. Данные клиенты, хорошо были осведомлены о том, что в любом из ресторанов “Макдональдс”, любой из них имеет право на быстрое обслуживание, и тот привычный выбор имеющихся блюд, который уже устоялся. [2, с.187]


Значительное число компаний, использовали франчайзинговую систему указанным способом, вплоть до 1950-х годов ХХ века. Они её рассматривали, как эффективный метод, используемый, для распределения не только продукции, но также и услуг. Такие примеры, могут быть представлены, как традиционный франчайзинг (или франчайзинг первого поколения). [11, с.136]

Бум франчайзинга, наступил в 50-х годах ХХ века. Франчайзинг этого периода времени, был отнесен ко второму поколению франшиз. Данные франшизы, стали известными, как- “бизнес-формат франшизы”. Они использовались как особый метод ведения коммерческой деятельности. Изначально, это делалось таким образом, чтобы у франчайзора, была возможность получить дополнительную выгоду, от ускоренного роста (в ситуации ограниченного риска). В тоже время, франчайзи мог получить выгоду, от вхождения в коммерческую систему, которая уже проверенна (в такой системе, возможность получения дохода, является гарантированной). [10, с.224]

Закон о товарных знаках, который был принят в США, в значительной степени повлиял на динамичное развитие франчайзинга. Данный закон, был принят, в 1946 году. Дополнительная прибыль, предпринимателями, который участвовали в системе, получалась уже посредством предоставления прав для других предприятий, на использование принадлежащих им товарных знаков. Это происходило различными видами контроля, и обязательной защитой со стороны законодательства. Такая система, позволяла владельцам, без осуществления дополнительных значительных затрат, расширять границы принадлежащего им бизнеса.

Франчайзинг, можно использовать (да и используется), в различных видах бизнеса. Он главным образом, в значительной степени, динамично развивается в промышленности, и сфере услуг. Для примера:

- сфера автомобильной промышленности

- сфера услуг автосервиса;

- сфера оказания помощи по организации, и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама, юридические услуги и т. п.);

- сфера строительства и услуги, связанных с ремонтом, а также обслуживанием домов;

- сфера услуг, связанных с образованием;

- сфера развлечение и отдыха;

- сфера общественного питания, ресторанов, закусочных и т. п.;

- сфера продуктовых палаток;

- сфера медицинских и косметических услуг;

- сфера розничной торговли; [12, с.376]

1.2. Сущность франчайзинга.