Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. избрание правления, президента и ревизионной комиссии; утверждение сметы доходов и расходов нотариальной палаты и ее штатное расписание на год;
  2. определение совместно с органом юстиции соответствующего субъекта федерации общей численности нотариусов в нотариальном округе;
  3. заслушивание отчетов правления, президента, ревизионной комиссии, иных органов и должностных лиц;
  4. рассмотрение жалоб на постановления и решения правления;
  5. определение размеров членских взносов и других платежей;
  6. внесение изменений и дополнений в устав нотариальной палаты;

это не исчерпывающий список полномочий региональной нотариальной палаты, потому что компетенции собрания уставом нотариальной палаты могут быть отнесены и другие вопросы, связанные с ее деятельностью в соответствии с законодательством РФ о нотариате.

1.3 Правление нотариальной палаты.

Правление нотариальной палаты избирается собранием членов нотариальной палаты из числа нотариусов, обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Правление избирается в определенном количественном составе и на определенный срок. От части общая деятельность нотариальных палат субъектов Российской Федерации показывает, что в состав правления входят не более 10-12 членов палаты, избираемых на срок не более 3 лет.

Оно правомочно принимать решения большинством голосов присутствующих членов правления при наличии кворума, который составляет не менее половины избранных членов правления.

При равенстве голосов, рассмотрение вопроса переносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствовавших членов правления. Заседания правления, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Деятельность правления нотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и их широкого привлечения к работе нотариальной палаты.

К компетенции правления нотариальной палаты могут быть отнесены следующие вопросы:

  1. созыв собрания членов нотариальной палаты, определение даты, времени проведения собрания;
  2. подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания (повестки собрания)
  3. организация выполнения решений собрания и требований устава нотариальной палаты;
  4. совместно с органом юстиции соответствующего субъекта федерации осуществление контроля за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства;
  5. организация проверок и осуществление контроля за исполнением профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, а также содействие органу юстиции в проведении указанных проверок;
  6. в предусмотренных Основами случаях подача в суд исков о лишении нотариусов права на занятие нотариальной деятельностью;
  7. образование комиссии, секции и других структурных подразделений нотариальной палаты для оказания помощи в выполнении возложенных на правление задач;
  8. подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
  9. организация мероприятий по повышению профессионального уровня и квалификации частнопрактикующих нотариусов; осуществление взаимодействия с Федеральной нотариальной палатой;
  10. распоряжение средствами нотариальной палаты в соответствии с утвержденной собранием палаты сметой;
  11. создание и ликвидация в установленном законодательством порядке предприятий, а также учреждений и организаций сферы социально-бытового комплекса, которые необходимы для выполнения уставных задач нотариальной палаты;
  12. рассмотрение жалоб на действия нотариусов, занимающихся частной практикой;
  13. рассмотрение дел о дисциплинарных проступках членов нотариальной палаты и вынесение решений о наложении на виновных дисциплинарных взысканий;
  14. рассмотрение по поручению собрания членов нотариальной палаты других вопросов, связанных с деятельностью палаты.

В отдельных случаях, когда в силу объективных причин невозможен созыв внеочередного собрания членов нотариальной палаты или отсутствует кворум такого собрания, решения по не терпящим отлагательства вопросам, отнесенным к компетенции собрания, могут быть приняты правлением палаты с их последующим утверждением на очередном собрании членов нотариальной палаты.

1.4 Президент нотариальной палаты.

Президент нотариальной палаты является единоличным органом нотариальной палаты. Он избирается из числа нотариусов, занимающихся частной практикой, собранием членов нотариальной палаты на определенный срок. Как правило, к компетенции президента нотариальной палаты ее уставом могут быть отнесены:

1. руководство работой правления;

2. представительство возглавляемой им региональной нотариальной палаты в Федеральной нотариальной палате, в международных организациях нотариусов, органах государственной власти, коммерческих предприятиях любой формы собственности, некоммерческих организациях и общественных объединениях, а также ведение от имени нотариальной палаты переписки;

3. организация проверок жалоб и иных сведений о действиях частнопрактикующих нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты, и внесение соответствующих предложений на рассмотрение правления палаты;

4. председательство на заседаниях правления нотариальной палаты; принятие решений о распределении кредитов и о ведении финансово-хозяйственной деятельности в пределах утвержденной собранием членов нотариальной палаты сметы;

5. осуществление контроля за исполнением решений собраний членов нотариальной палаты и постановлений правления палаты.

Уставом нотариальной палаты может быть предусмотрен возможность учреждения иных должностей, в целях исполнения замещающими их лицами руководящих и распорядительных полномочий. Так, например, при большом объеме текущей работы в региональной нотариальной палате может быть избран вице-президент, срок полномочий которого соответствует сроку осуществления полномочий президентом нотариальной палаты. Кроме того, по представлению президента нотариальной палаты правлением может быть назначен исполнительный директор нотариальной палаты. Должность исполнительного директора учреждается для осуществления текущей административно-хозяйственной деятельности нотариальной палаты, в том числе предпринимательской. Поскольку в соответствии со ст. 6 Основ нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также оказывать посреднические услуги при заключении договоров, что в своей совокупности входит в объем осуществляемой исполнительным директором административно-хозяйственной деятельности палаты, эту должность не может замещать ни один из нотариусов, являющихся членами нотариальной палаты.6 Поэтому на должность исполнительного директора может быть назначен член нотариальной палаты, не являющийся нотариусом, или любое иное физическое лицо, которое не является ни нотариусом, ни членом палаты. Трудовые отношения с лицом, претендующим на занятие этой должности, определяются трудовым контрактом, заключаемым от имени нотариальной палаты президентом палаты.


Исполнительный директор, используя предоставленные ему полномочия, вправе:

1. руководить работой аппарата нотариальной палаты, осуществлять прием и увольнение сотрудников аппарата, соответствующее делопроизводство;

2. по письменному поручению президента распределять кредиты и вести финансово-хозяйственную деятельность нотариальной палаты в пределах сметы, утвержденной собранием членов палаты;

3. по поручению президента или правления представлять нотариальную палату в федеральных органах представительной, исполнительной и судебной власти, соответствующих органах субъектов федерации, а также в коммерческих предприятиях любой формы собственности, некоммерческих организациях и общественных объединениях.

1.5 Ревизионная комиссия.

Для осуществления контроля за соответствием ведения финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты утвержденной смете собрание членов палаты избирает ревизионную комиссию в численном составе и на срок, определяемые уставом нотариальной палаты. Члены ревизионной комиссии являются нотариусами и не могут входить в состав других выборных органов нотариальной палаты, а также в аппарат исполнительной дирекции палаты. Председатель ревизионной комиссии и его заместитель избираются членами комиссии из своего состава. Ревизионная комиссия проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты и исполнения сметы доходов и расходов по поручению собрания членов нотариальной палаты, иных органов и должностных лиц палаты, наделенных уставом соответствующими полномочиями. О результатах деятельности комиссии ее председатель отчитывается перед собранием членов нотариальной палаты. В случае выявления нарушений ревизионная комиссии может требовать от правления и президента палаты созыва внеочередного собрания членов нотариальной палаты.

Следует также учитывать, что проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты по инициативе уполномоченных органов палаты могут быть поручено независимому аудитору — юридическому или физическому лицу, имеющему лицензию на осуществление аудиторской деятельности, — с которым заключается соответствующий договор. Кроме того, аудитору может быть поручено утверждение отчета ревизионной комиссии.

Устав Московской городской нотариальной палаты помимо вышеуказанных органов, в пункте 5.1 закрепляет статус не только ревизионной комиссии, но и постоянной комиссии профессиональной чести нотариусов Москвы и избирательной комиссии.


Ревизионная комиссия палаты осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и исполнением сметы палаты. Количественный состав – 5 человек из числа нотариусов.

Комиссия профессиональной чести нотариусов города Москвы рассматривает вопросы выполнения нотариусами Профессионального кодекса нотариусов Москвы.

Комиссия профессиональной чести нотариусов города Москвы избирается собранием членов палаты из числа нотариусов со стажем работы в должности нотариуса не менее 5 лет сроком на 3 года.

Избирательная комиссия подготавливает, организует и проводит выборы президента палаты, правления, ревизионной комиссии, комиссии профессиональной чести нотариусов Москвы. Избирательная комиссия избирается собранием членов палаты из числа нотариусов сроком на 3 года.7

Одновременно в городе Москве созданы специальные комиссии при правлении палаты. Они не предусмотрены уставом и действуют на основании Положений, принятых правлением Московской городской нотариальной палаты. Таковыми являются, например, Комиссия по организации оформления наследственных прав в г. Москве, Комиссия по повышению квалификации и работе со стажерами, Комиссия по контролю за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами г. Москвы. Это органы, которые призваны содействовать правлению в осуществлении уставных полномочий. Закрепляется подотчетность и подконтрольность правлению. Комиссии избираются на срок полномочий правления.

Глава 2. Федеральная нотариальная палата и её органы.

    1. 2.1 Понятие и полномочия федеральной нотариальной палаты.

Федеральная нотариальная палата объединяет все нотариальные палаты Российской Федерации и находится в Москве. Если нотариальные палаты представляют собой профессиональные объединения нотариусов, занимающихся частной практикой, то Федеральная нотариальная палата является профессиональным объединением нотариальных палат.

Свою деятельность осуществляет в соответствии с Основами законодательства о нотариате, другими законами Российской Федерации и Уставом. Устав палаты принимается на учредительном собрании представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в её состав и регистрируется Федеральной регистрационной службой. Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей при наличии кворума, и также подлежат регистрации в указанном органе юстиции. Стоит отметить, что работа нотариальной палаты финансируется из взносов объединенных в ней нотариусов


Федеральная нотариальная палата наделяется правами юридического лица после её государственной регистрации в соответствии с действующем законодательством. Будучи уже юридическим лицом она имеет печать со своим наименованием и эмблемой, становится полностью самостоятельной в финансово-хозяйственном плане, в наличии имеет рублёвые и валютные счета, бланки, логотипы, почтово-телеграфные адреса и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности имущество, такое, например, как здания, сооружения, оборудование, акции, ценные бумаги и иное, необходимое для осуществления уставной деятельности. Данным имуществом она отвечает по своим обязательствам.

Палата имеет право приобретать, арендовать и отчуждать недвижимость и иное имущество, предоставлять договоры и кредиты своим членам, предъявлять и отвечать по искам в судах, представлять интересы членов палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству РФ и уставу палаты. При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, например, издавать справочно-информационную, методическую, учебную литературу.

Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания её членов. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные её уставом.

Исходя из всего выше сказанного, не лишнем, думается, будет дать юридически правильное и закрепленное в статье 29 Основ законодательства о нотариате, определение Федеральной нотариальной палаты.

Итак, Федеральной нотариальной палатой является некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Полномочия федеральной нотариальной палаты определяются в статье 30 Основ о нотариате, а также её уставом.

  1. Осуществляет координацию деятельности нотариальных палат.

Данное полномочие обязывает ее оперативно обеспечивать нотариальные палаты субъектов информационными материалами, обобщать опыт работы всех палат России и пропагандировать наиболее передовой опыт, для формирования единой нотариальной практики во всех субъектах РФ проводить единую методическую работу, реагировать на все обращения нотариальных палат по вопросу несогласованности действий, а также, подготавливать предложения по совершенствования нотариальной деятельности.