ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 1308
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Цвет и цветовое воздействие
4. Субъективное отношение к цвету
6. Двенадцатичастный цветовой круг
7. Семь типов цветовых контрастов
8(1). Контраст цветовых сопоставлении
9(2). Контраст светлого и тёмного
10(3). Контраст холодного и тёплого
11(4). Контраст дополнительных цветов
13(6). Контраст цветового насыщения
14(7). Контраст цветового распространения
19. Пространственное воздействие цвета
20. Теория цветовых впечатлений
Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания
некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, те. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.
Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цзетов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цзетовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цветовой тональности».
Когда Оствальд утверждает, что «... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: «Гармония == Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цвето-тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диамет--рально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый : красный : синий =3:6:8. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.
Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Жёлто-красно-синий
образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно-серый цвет. Жёлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие жёлтого, красно-оранжевого. фиолетового и сине-зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт сгармонизованное сочетание жёлто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и жёлто-зелёного.
Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объединяющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.
Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвящённом гармонии цветовых созвучий.
4. Субъективное отношение к цвету
В
1928 году в одной художественной школе я
вёл занятия по гармонии цветовых
сочетаний. Для этого ученики должны
были использовать любые по размерам
круги и сектора. При этом я ещё не давал
им никаких определений цветовой гармонии.
Примерно через двадцать минут ученики
стали сильно волноваться, Я спросил их,
в чём же дело, и ответ был таким: "По
нашему мнению, заданные вами сочетания
не гармоничны. Мы находим их противоречивыми
и неприятными". "Хорошо, - сказал
я, - пусть каждый из вас даст те сочетания
красок, какие он находит приятными и
гармоничными".
Класс сразу же
успокоился, и все стали стремиться мне
доказать, что мои цветовые сочетания
были неправильными.
Через час
заполненные листы легли на пол для
общего просмотра. Каждый из учеников
сделал на своём листе несколько
эмоциональных, близких одно к другому
сочетаний. Но при этом все работы сильно
отличались Друг от друга. Ученики с
удивлением признали, что каждый из них
обладает своим собственным представлением
о гармоничности цветовых сочетаний.
Следуя внезапной догадке, я взял один
из листов и спросил одну из учениц: "Это
ваша работа?". "Да", - сказала она.
Я угадал авторов всех оставшихся листов
и раздал им. Отмечу, что во время выполнения
этого задания меня не было в классе, и
поэтому я не мог знать, что делал каждый
из учеников. Затем ученики должны были
держать листы перед собой таким образом,
чтобы я мог одновременно видеть их лица
и написанные ими цветовые сочетания.
За первоначальным недоумением возникло
веселье, потому что все ученики заметили
удивительное сходство между выражением
их лиц и созданными ими цветовым
сочетаниями. Я закончил урок словами:
"Сочетания цветов, созданные в качестве
гармоничных каждым из вас, представляют
собой ваше субъективное цветовое
восприятие. Это - субъективные цвета".
,
За этим первым опытом в последующие
годы последовало много других. Для того
чтобы эта практика увенчалась успехом,
в первую очередь в учениках, необходимо
развить общую повышенную чувствительность
к цвету. Без предварительного интенсивного
изучения возможностей цвета и практических
занятий с кистью и красками нельзя
получить никаких надёжных результатов.
К
опытам с выявлением субъективных
цветовых предпочтений следует подходить
с большой осторожностью. В начале занятий
необходимо избегать всякого намёка на
то, что "субъективный цвет" может
выявить характер или настроение, образ
мышления и чувства учеников. Многие
люди не желают никому показывать, каковы
они на самом деле. Люд/!, профессионально
работающие с цветом, часто с большими
мучениями находят свой "субъективный
вариант". Иногда, упражняющиеся в
этой работе, реализуют только свои
пожелания - они пишут дополнительными
цветами или цветами, интересными с точки
зрения моды, вместо того, чтобы отразить
в них себя.
Цветовые сочетания могут
быть предельно минимальными и состоять
из двух или трёх цветов: светло-голубого,
средне-серого, белого и чёрного, или
тёмно-коричневого, светло-коричневого,
красного и черного, или жёлто-зелёного,
жёлтого и черно-коричневого. Они могли
бы также иметь и весьма обширный цветовой
охват, включая жёлтый, красный, синий в
их различных вариациях и степени
насыщенности, или же два или несколько
чистых цвета в их различных тональных
проявлениях.
Между людьми с ограниченными
или, наоборот, с самыми большими
возможностями цветового восприятия
заключены все промежуточные цветовые
градации, какие только можно себе
представить, Существуют субъективные
сочетания, в которых один цвет - красный,
жёлтый, синий или фиолетовый - господствует
в количественном отношении, в результате
чего у нас появляется искушение заявить,
что тот или иной художник видит мир в
красном, жёлтом или синем цвете. При
этом создается впечатление, что тот или
иной художник видит все через цветные
очки, причём весьма возможно, что его
мысли и чувства также соответственно
окрашены.
В моих исследованиях по
изучению субъективного цветовосприятия,
я обнаружил, что не только выбор и
сочетания цветов, но и величина цветовых
пятен и ориентация мазков могут быть
весьма характерными для того или иного
художника. Некоторые из них предпочитают
вертикальные мазки, другие акцентируют
горизонтали и диагонали. В соответствии
с этим, например, формы голов становятся
подчёркнуто узкими и вертикальными,
или же, наоборот, широкими и горизонтальными.
Выбор направленности мазка выявляет
характер мышления и выражения чувств.
Как, например, характер причёски может
сказать о многом. Как волосы могут плотно
прилегать к голове, лежать ритмичными
волнами, или же быть взъерошенными и
падать беспорядочными прядями, так и
цветовые пятна могут быть резко
очерченными или "диффузными",
сливающимися, или же неясными и
неупорядоченными. Художники, работающие
в последней манере, не созданы для
простого и ясного мышления. Они очень
сердечны и мечтательны. Если мы хотим
найти объяснения субъективным цветовым
сочетаниям, то должны быть внимательными
к самым мелким особенностям, а не только
к самым укрупнённым и общим характеристикам
цвета и цветовых пятен. При желании
понять субъективную ориентацию художника
важен, само собой разумеется, не только
цвет его волос, глаз и кожи, - самым
существенным здесь является "аура"
данной личности.
Теперь несколько
небольших примеров для иллюстрации
различий в цветовых предпочтениях.
Светловолосые, голубоглазые ученицы с
розовой кожей лица, как правило, работают
очень чистыми цветами и часто большим
количеством ясно различимых тонов.
Основным контрастом для них является
цветовой контраст. В зависимости от
жизненной силы людей этого типа цветовая
гамма их произведений может быть более
бледной или более яркой. Люди с чёрными
волосами, с тёмной кожей и тёмно-коричневыми
глазами представляют другой тип. Главная
роль во всех сочетаниях отводится ими
чёрному цвету, а чистые цвета даются в
сопровождении чёрного. В тёмных тонах
шумит и клокочет цветовая сила, Ученица
с рыжими волосами и розовой кожей
предпочитала работать весьма интенсивными
цветами. Её субъективными цветами были
жёлтый, красный и синий в их контрастном
звучании, В соответствии с этим я дал
ей задание написать букет цветов. Было
очевидно, что это её очень обрадовало.
Я посоветовал ей ограничиться пока
темами, совпадающими по своему настрою
с её субъективными цветовыми предпочтениями,
потому что именно эти цвета могли быть
прочувствованы и пережиты ею в полную
меру. Это интенсивное переживание
является решающей предпосылкой для
творческой работы.
Формирование
художника должно исходить из его
субъективной предрасположенности к
определённой цветовой гамме и формам.
Для воспитания вообще и художественного
воспитания в частности, знание субъективных
цветовых предпочтений имеет большое
значение. Естественный метод воспитания
должен дать каждому ребёнку возможность
органически развивать свою индивидуальность.
Предпосылкой этому служит умение
воспитателя распознать способности и
возможности своих учеников. Субъективные
цветовые предпочтения открывают путь
к познанию индивидуальных особенностей
мышления, чувств и поведения ученика.
Помочь найти присущее только ему
тяготение к тому или иному цвету или
форме, значит помочь ему открыть самого
себя. Поначалу трудности могут показаться
непреодолимыми. Но нам следует довериться
духовному началу, свойственному каждой
личности!
Учитель должен помогать
только как бы слегка, очень естественно,
но постоянно и с любовью. Подобно тому,
как садовник создает наилучшие условия
для своих растений, так и преподаватель
должен создать для ребёнка благоприятные
условия для его духовного и физического
развития. А расти он будет согласно
собственным, свойственным ему идеям и
силам. В художественном воспитании есть
две задачи: развить и укрепить
индивидуальные творческие способности
учеников и одновременно дать знание
общих объективных законов работы над
формой и цветом, дополняя всё это
изучением натуры. Индивидуальные
способности будут развиваться и
укрепляться, если задания будут учитывать
субъективно-индивидуальные предпочтения
учеников к цвету и формам.
Типу светлой
блондинки будут близки такие темы, как
Весна, Детский сад, Крещение, Праздник
цветов. Утро в саду и т.д. Её натурные
этюды должны быть пестрыми по цвету и
без контрастов светлого и тёмного. Для
учениц тёмного типа уместно бы было
предложить такие темы, как Ночь, Свет в
тёмном пространстве, Осенняя буря.
Негритянская часовня. Похороны, Горе и
т.п. Работы с натуры ей следовало бы
выполнять мягким углем и белой краской,
без геометрических абрисов. Итак,
различным типам учеников нельзя ставить
в качестве модели одни и те же цветы и
фигуры. Необходимы различные задания,
предусматривающие проявление субъективных
задатков учеников, для того, чтобы они
были в состоянии найти правильное их
решение. Если ученику предлагается
"чуждая" ему тема, он будет пытаться
решить её путём размышлений, но для
этого ему ещё не хватает знаний и поэтому
результаты большей частью будут
сомнительными. После того, как ученики
сумеют осознать свои собственные
предпочтения, с ними можно провести
занятия с элементарными упражнениями
по освоению семи цветовых контрастов,
а затем занятия по изучению контраста
форм, И здесь тоже выяснится, что для
некоторых из них освоение одних контрастов
будет идти легко и без усилий, а других
- тяжело и с трудом. Необходимо, чтобы
каждый ученик голучил представление
об основных, основополагающих законах
в овладении цветом. Он может их принять
или отвергнуть, но при этом он получит
естественный стимул для новых творческих
поисков.
При изучении контрастов
целесообразно проводить анализы хороших
работ старых и новых мастеров. Учащимся
будет чрезвычайно полезно, если они
будут анализировать произведения,
нравящиеся и интересующие непосредственно
их самих . Картины, выбранные ими
индивидуально, станут для них своеобразными
учителями, причём ученикам станет ясно.
к чему они тяготеют, к какой "семье"
принадлежат, над чем и как работали их
"родственники". Одних учеников
привлекут художники, работающие над
контрастами света и тени, других - мастера
цвета, форм и архитектонических
композиций. А некоторых из них заинтригует
яркий цвет экспрессионистов или
беспредметность ташистов.
Сущность
человека редко может быть целиком
понята, исходя из предпочитаемых им
цветовых сочетаний;
иногда самым
главным здесь является физическая
сторона, иногда интеллект, иногда
духовная жизнь, а иногда сочетание всего
сразу. Акцент будет меняться здесь в
зависимости от индивидуального
темперамента и характера человека.
Преподаватели, врачи и адвокаты могли
бы много ценного извлечь из наблюдений
за субъективными цветовыми предпочтениями
своих подопечных.
Субъективными
цветами одного из учеников были
светло-фиолетовый, светло-голубой,
голубовато-серый, жёлтый, белый и примесь
чёрного. Его энергетическую основу, его
"тонус" определялся именно этими
жёсткими, холодными и несколько ломкими
цветами. Когда он обсуждал со мной выбор
профессии, я сказал ему, что он имеет
естественное предрасположение к металлу,
главным образом к серебру, и стеклу.
"Возможно, что вы правы, но я решил
стать столяром", - ответил он. Позже
он действительно занялся проектированием
современной мебели и, между прочим,
создал первый современный, но стальной
стул, В конце концов он стал очень
известным архитектором по конструированию
зданий из стекла и бетона.
Субъективные
цветовые сочетания и композиции другого
ученика состояли из оранжево-коричневых
тонов, всевозможных охр, красно-коричневого
и чёрного цвета. Зелёный, синий, фиолетовый
и серый совершенно отсутствовали в его
работах. Когда я спросил его о будущей
профессии, он с уверенностью сказал: "Я
буду столяром". Он инстинктивно
чувствовал своё естественное
призвание.
Субъективные цветовые
предпочтения третьего ученика состояли
из полнозвучных светло-фиолетовых,
желтоватых и золотисто-коричневых
тонов. В его работах эти цвета звучали
как светящаяся аура, открывая в этом
ученике способность к большой
сосредоточенности. Теплый светящийся
жёлтый цвет, переходящий в светло-фиолетовый,
наводил на мысли о его склонности к
религиозному миропониманию. И он
действительно стал ризничным в одной
большой церкви и помимо того одним из
лучших граверов по золоту и серебру.
Человек может выразить себя по максимуму,
лишь занимаясь органически близким ему
делом и обладая к тому же необходимыми
для этого способностями. Следует
заметить, что несмотря на то, что я
усердно собирал мнения о предложенной
мной цветовой трактовке времён года, я
ни разу ещё не нашёл человека, который
бы неправильно определил каждое из этих
времён. Это убедило меня в том, что помимо
индивидуального суждения человек
способен на более объективный подход
к явлению, который заставляет его
признавать существование чего-то
общезначимого и берёт верх над
индивидуальными пристрастиями. Это
объективное суждение является, несомненно,
высшим проявлением разума. Именно
поэтому нам необходимо хорошо
дисциплинированное колористическое
мышление и знание
цветовых возможностей.
Поскольку это помогает избежать
односторонности и ошибок в оценке
колорита, продиктованных только нашим
вкусом, и если исследование позволит
найти в мире цвета объективно-общезначимые
закономерности, то наша обязанность
заключается в том, чтобы изучить их.
В
среде художников можно наблюдать три
различных типа отношения к проблемам
цвета. Первый тип характерен для
художников "эпигонов", которые не
ищут собственных цветовых решений, а
скорее повторяют колорит своих учителей
или других художников.
Ко второму
относятся "оригиналы", которые
пишут так, как это подсказывает им личный
вкус. Они компонуют согласно своим
представлениям о форме и цвете. И какой
бы ни была тема их картин, их цветовое
выражение всегда будет одинаковым.
Леонардо да Винчи по поводу этой группы
художников в своем "Трактате о
живописи" писал следующее: "Как
смешны и нелепы те художники, которые
придают фигурам маленькие головы лишь
потому, что малы их собственные". То,
что Леонардо говорил здесь о
пропорционировании, применимо и к
области цвета. Третий тип отношений к
цвету представляет группа "универсалов",
художников, работающих с цветом на
основе знания его объективных законов.
При этом каждая их композиция отличается
своим собственным цветовым решением,
соотнесённым с выбранной темой. Понятно,
что эта группа художников немногочисленна,
ибо каждый из них должен в своём
субъективном цветовосприятии владеть
всем спектром цветового круга, а это
бывает нечасто. Помимо этого, художники
"универсалы" должны обладать
большими знаниями и иметь широкий
мировоззренческий кругозор.
Если
субъективная предрасположенность к
цвету говорит о внутреннем мире человека,
то одновременно с этим и о способе его
мышления, чувствах и поступках, Внутренний
склад человека, его внутренняя структура
отражаются в его персональном
цветовосприятии. Я полагаю, что это
возникает благодаря тому, что преломление
и фильтрация белого света проходит
через электромагнитные колебания
психофизической сферы данного человека.
Когда человек умирает, он бледнеет. Его
лицо и тело теряют цвет по мере угасания
света его жизни. Бездуховная материя
мертвого тела не имеет цветового
излучения. Тот, кто хочет нтерпретировать
субъективные цветовые проявления, не
должен останавливаться на оценке только
различных цветовых характеристик и их
самостоятельной выразительности. Самым
важным здесь является общая тональность
в целом, затем расположение каждого
цвета по отношению к другому, их движение,
яркость, светлота или, наоборот,
приглушённость, пропорциональность,
структура и ритмы цветового построения.
Люди,
которые профессионально работают с
цветом, часто склонны руководствоваться
собственными пристрастиями в отношении
к цвету. Это может привести к непониманию
и спорам, особенно в тех случаях, когда
одно субъективное мнение сталкивается
с другим. Для решения многих проблем
должна быть объективная данность,
которая важнее субъективных предпочтений.
Так, мясная лавка может быть оформлена
светло-зелёными и сине-зелёными тонами,
для того, чтобы разные сорта мяса казались
более свежими и красными. Магазины
кондитерских изделий покажутся более
нарядными в обстановке, окрашенной в
светло-оранжевые, розовые и белые цвета
с чёрными вкраплениями, возбуждающими
желание купить лакомства. Но если бы
коммерческий дизайнер задумал создать
упаковку для кофе, украшенную жёлтыми
и белыми полосками, или пакет для спагетти
с синими горошинами, то его проект был
бы отвергнут, потому что эти формы и
цвета не соответствуют теме.
Садовникам
также приходится повседневно сталкиваться
с важными проблемами формы и цвета. Они
наблюдают за ростом растений, их формами,
пропорциями, окраской цветов, листвы и
плодов. Если они хотят добиться надлежащего
эффекта, то им следует учитывать состояние
почвы, вид окружающих растений и камней
и,
наконец, условия света и тени. Садовник
не может выбирать те или иные растения,
отдавая предпочтение определённым и
нравящимся ему цветам. Поскольку было
бы ошибкой сажать темно-синий шпорник
на фоне коричневой изгороди или жёлтые
цветы на фоне белой каменной стены,
потому что фон не позволит окраске
цветов прозвучать в полную силу.
Составители букетов целиком зависят
от времени года и от тех цветов, которые
дарит природа. Несмотря на эти ограничения,
составители букетов постоянно должны
находить объективно правильные решения
и не надеяться в этом деле только на
свой личный вкус. Оформление свадьбы
цветами должно быть жизнерадостным;
кроме
эмоциональных красных и розовых тонов
в букеты могут быть включены любые яркие
цветы. Для крещения никому не придёт в
голову выбрать фиолетовые, тёмно-синие
или тёмно-зелёные цвета, предпочтение
отдается светлому, нежному, - мелким
цветочкам - белым, голубым, розовым,
светло-жёлтым со светло-зелёными
декоративными веточками. Флорист,
занимающийся оформлением юбилея
какого-нибудь общества, будет использовать
яркие, крупные цветы в их пестрой,
торжественной и почти безличностной
аранжировке, включая в свои букеты
зелёные гирлянды, листья, чтобы всё
вместе производило впечатление
организованной праздничности и
мощи.
Владельцы цветочных магазинов,
которым приходится обслуживать
определённую клиентуру, достигнут
успеха, если попытаются приспособиться
к вкусам своих клиентов, вместо того,
чтобы навязывать им свои. Когда
покупательница ищет цветы определённого
цвета, то продавщица должна знать, какие
другие цвета могут усилить или ослабить,
или же сразу изменить нужное для клиентки
впечатление. Поэтому яркие цвета или
другие столь же яркие товары никогда
не должны находиться в поле зрения
покупательниц, ибо каждый цвет может
оказать своё воздействие на то, что они
ищут. Следует заметить, что по этой же
причине помещения для товаров, где,
прежде всего, оценивается их цвет. всегда
должны быть окрашенными в нейтральные
серые тона. Дизайнеры, работающие в
текстильной промышленности, должны
хорошо знать общие объективные законы
формы и цвета. Им приходится несколько
раз в год составлять новые коллекции
модных цветовых гамм. Если новые модные
цвета будут близки их собственным
субъективным цветовым предпочтениям,
то найти нужные тона и оттенки дизайнерам
будет очень легко, а их коллекции окажутся
убедительными и будут иметь успех. Но
если модные цвета не совпадают с
субъективными предпочтениями того или
иного дизайнера, то потребуются
колоссальные усилия, чтобы создать то,
что требует мода.
Если в персональных
цветовых симпатиях того или иного
архитектора господствуют серо-синие
тона, то они предпочтут выдержать жилые
и торговые помещения в тонах, которые
им нравятся. Заказчики, которым эти
цвета также импонируют, будут очень
довольны, но другим, настроенным на
оранжевый или зелёный цвет, серо-синие
помещения покажутся неприятными и эти
люди будут чувствовать себя здесь плохо.
В последнее время принято, чтобы
архитекторы оформляли большие жилые
блоки достаточно однообразно. Но следует
знать, что только люди с соответствующим
восприятием цвета буду жить здесь
охотно, а у всех остальных эти дома могут
вызвать даже отвращение. У людей,
чувствительных к цвету, несимпатичные
им цвета могут спровоцировать даже
психические расстройства.
5. Цветовое конструирование
Цветовое
конструирование основано на законах
проявления цвета в том их виде, в каком
они наблюдаются нами в эмпирических
опытах. Однажды Райнер Мария Рильке
спросил Родена: "Уважаемый мэтр, как
идет ваш творческий процесс, когда вы
только приступаете к созданию нового
произведения?" Роден отвечал: "Сначала
я испытываю сильнейшие чувства, желания,
которые всё больше крепнут во мне и
подталкивают к пластическому воплощению
замысла. Затем я начинаю планировать и
конструировать. Наконец, когда дело
доходит до исполнения, я снова отдаюсь
чувству, которое может заставить меня
изменить мой первоначальный план".
Сезанн говорил о себе: "Я приступаю
к логическому развитию того, что я вижу
в природе". Матисс, который, па-видимому,
руководствовался главным образом
собственным чувством, прежде чем начать
писать маслом, делал маленькие наброски
предполагаемых картин и чернилами
надписывал названия Цветов, помечая их
расположение. Другими словами, он,
подобно Родену и многим другим мастерам,
логически продумывал и рассчитывал
цветовую композицию, которую в процессе
работы либо осуществлял, либо отбрасывал
в зависимости от своего интуитивного
ощущения.
Всё заранее конструктивно
рассчитанное не является в искусстве
решающим. Интуитивное ощущение выше
этого, ибо ведёт в царство иррационального
и метафизического, неподчиненного
никакому числу. Интеллектуально-конструктивное
обдумывание замысла - это только та
"повозка", которая доставляет нас
к дверям новой реальности.
Тот, кто
хотел бы воспользоваться этой "повозкой",
должен с кистью в руке выполнить все
последующие предложенные мною упражнения.
Рисунки в книге знакомят лишь с
элементарными основами цветового
конструирования и начинающий колорист
должен выполнить гораздо большее
количество упражнений, если хочет
овладеть чем-то большим, чем теория. Как
правило, я даю только один пример для
каждого цвета. Таблицы для других цветов
каждый обучающийся должен составить
сам.
6. Двенадцатичастный цветовой круг
Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — жёлтый, красный и синий (рис, 3). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:
жёлтый + красный - оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый. Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не лёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый -= сине-фиолетовый
синий + зелёный - сине-зелёный
жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис. 3).
Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность. В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?
Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы. Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.
7. Семь типов цветовых контрастов
Мы
говорим о контрастах, когда, сравнивая
между собой два цвета, находим между
ними чётко выраженные различия. Когда
эти различия достигают своего предела,
мы говорим о диаметральном или полярном
контрасте. Так, противопоставления
большой-маленький, белый-чёрный,
холодный-тёплый в своих крайних
проявлениях представляют собой полярные
контрасты. Наши органы чувств функционируют
только посредством сравнений. Глаз
воспринимает линию как длинную только
в том случае, если для сравнения перед
ним имеется более короткая, но та же
линия воспринимается короткой при
сравнении с более длинной. Подобным же
образом впечатления от цвета могут быть
усилены или ослаблены с помощью других
контрастных цветов.
Изучая характерные
способы воздействия цвета, мы можем
констатировать наличие семи видов
контрастных проявлений. Они настолько
различны по своим основам, что каждый
из них должен быть изучен отдельно.
Каждый из них контрастов по своему
особому характеру и художественной
значимости, зрительному,
экспрессивному
и конструктивному действию столь
своеобразен и единственен в своём роде,
что благодаря им мы можем открыть для
себя все основные художественные
возможности цвета.
Гёте, Бецольд,
Шеврёль и Хёльцель указывали на смысловое
значение различных цветовых контрастов.
Шеврёль посвятил огромный труд
"симультанным контрастам". Однако
наглядного и снабжённого соответствующими
упражнениями практического введения
в изучение своеобразного проявления
цветовых контрастов до настоящего
времени не существует. Предпринятое в
данной книге исследование цветовых
контрастов является существенной частью
моего труда о цвете. Начнём с перечисления
семи типов цветовых контрастов:
1.
Контраст цветовых сопоставлений
2.
Контраст светлого и тёмного
3. Контраст
холодного и тёплого
4. Контраст
дополнительных цветов
5. Симультанный
контраст
6. Контраст цветового
насыщения
7. Контраст цветового
распространения.
8(1). Контраст цветовых сопоставлении
Контраст
цветовых сопоставлений - самый простой
из всех семи. Он не предъявляет больших
требований к цветовому видению, потому
что его можно продемонстрировать с
помощью всех чистых цветов в их предельной
насыщенности.
Также как чёрный и
белый цвета образуют самый сильный
контраст светлого и тёмного, так и
жёлтый, красный и синий цвет обладают
наиболее сильно выраженным цветовым
контрастом (рис. 4). Для того чтобы
убедиться в этом, нужно, по крайней мере,
три ярких и достаточно удаленных друг
от друга цвета. Данный контраст создает
впечатление пестроты, силы, решительности.
Интенсивность цветового контраста
всегда уменьшается по мере того, как
выбранные нами цвета удаляются от
основных трёх. Так, оранжевый, зелёный
и фиолетовый по своей контрастности
уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный
и синий, а воздействие цветов третьего
порядка ещё менее явно. Когда каждый
цвет отделен друг от друга чёрными или
белыми линиями, то их индивидуальный
характер становится выраженным более
резко, а взаимные излучения и
взаимные
влияния тем самым уменьшаются.
Каждый цвет в этом случае проявляет,
прежде всего, свою реальную конкретность.
Хотя основная группа трёх цветов жёлтого,
красного и синего представляет собой
самый большой цветовой контраст, однако
и все другие чистые цвета несомненно
могут быть представлены в ряду сильных
цветовых контрастов (рис. 6).
При
изменении яркости цвета цветовой
контраст получает множество совершенно
новых выразительных качеств (рис. 7).
Число вариаций здесь очень велико и в
соответствии с этим столь же бесконечно
число их выразительных возможностей.
Включение белого и чёрного цвета в
палитру зависит от темы и индивидуальных
предпочтений художника. Как это было
показано на рисунках, относящихся к
разделу "Цвет и цветовое воздействие",
белый цвет ослабляет яркость прилегающих
к нему цветов и делает их более тёмными,
чёрный, наоборот, - повышает их яркость
и делает их более светлыми. Поэтому,
чёрный и белый являются важными элементами
цветовых композиций (рис. 5). Для выполнения
этих упражнений можно бы было использовать
игру свободных цветовых пятен. Однако
подобный метод работы может привести
к опасным последствиям. Обучающиеся
сразу начнут увлекаться формами, вместо
того чтобы изучать собственно силу
цветовых пятен и их напряжение, и рисовать
пятнами. Однако подобный цветной рисунок
в этом случае становится врагом всякого
живописного творчества. Чтобы избежать
этого, мы используем чаще всего простые
полосы или сетку шахматной доски. В
упражнении, показанном на рисунке 8, где
жёлтый, красный, синий, белый и чёрный
цвета даны в шахматном порядке, перед
учеником ставится задача расположите
эти цвета в двух направлениях, для того
чтобы развить в себе чувство цветовой
напряженности пятен. Композиция рисунка
9 состоит из локальных цветов, обладающих
наивысшей светосилой, а также их
осветлённых и затемнённых градаций и
включённых сюда белого и чёрного цвета.
Когда система цветовых сочетаний,
показанных на рисунке 6, окажется
усвоенной, можно быстро подобрать цвета
для упражнений рисунка 10.
Очень
интересные результаты получаются, если
одному из цветов отводится главная
роль, а остальные используются в небольших
количествах - лишь для того, чтобы
подчеркнуть качества главного цвета.
Подчёркивая какой-то один цвет, мы
усиливаем общую выразительность работы.
После каждого геометрического упражнения
рекомендуется давать задания на
выполнение свободных композиций в
соответствии с характером данного
контраста.
В пределах цветового
контрастирования может быть решено
множество живописных тем. Этот контраст
дает ощущение особой пестроты жизни,
порождённой стихийной силой. Незатемнённые
цвета первого и второго порядка всегда
вызывают в нас ощущение первородных
космически-светоносных сил и
жизнеутверждающей материальности.
Поэтому они особенно хороши как для
темы "Коронация Марии", так и для
реалистического натюрморта.
На
цветовых контрастах основано народное
искусство различных стран. Пёстрые
вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют
о естественной радости, которую вызывают
яркие краски. В украшенных миниатюрами
ранних средневековых рукописях контрасты
по цвету используются в самых разных
вариантах, причём в меньшей степени в
мотивах духовного порядка, и в большей
- в целях создания радостной декоративной
пестроты.
Цветовые контрасты можно
очень часто найти в витражах, особенно
ранних, где их стихийная сила берёт верх
над пластическими формами архитектуры.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли
и другие художники строили свои картины,
используя прежде всего принцип цветового
контрастирования. Может быть, самым
замечательным примером проявления
смыслового начала данных контрастных
отношений является работа Грюневальда
"Воскресение Христа", поскольку
здесь они передают ощущение некой
всеобъемлющей вселенской выразительности.
В картине Боттичелли "Положение во
гроб" цветовые контрасты, на которых
построена картина, дают художнику
возможность показать захватывающее
величие этой сцены. Её общее цветовое
решение символизирует космически-значимое
мгновение этого мирового события.
Следует признать, что выразительные
возможности каждого отдельного цветового
контраста могут проявляться самыми
различными способами. С их помощью можно
выразить бурное веселье, глубокое горе,
земную первородность и космическую
универсальность-Ряд современных
художников, как, например, Матисс,
Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и
Миро очень часто работали, используя
контрасты цветовых отношений. Особенно
Матисс, который писал множество
натюрмортов и фигурных композиций,
используя пестроту и силу этого контраста.
Хорошим примером здесь может служить
женский портрет "Янтарное ожерелье",
написанный им чистыми тонами - красным,
жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым,
белым и чёрным. Эти сочетания служили
ему выразительной характеристикой
молодого, живого и умного существа.
Художники группы "Синий всадник"
- Кандинский, Франц Марк и Август Маке
в ранние периоды творчества работали
почти исключительно на цветовых
контрастах. Из огромного числа возможных
примеров мной были выбраны следующие
произведения: "Церковь в Эфесе" в
Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж,
Национальная библиотека; "Коронация
Марии" Е.Шаронтона, XV век,
Вильнев-лез-Авиньон; "Прогулка в
майский день" из "Богатейшего
часослова герцога Беррийского" Поля
Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде;
"Композиция 1928" Пита Мондриана,
Собрание Марта Стама.