Файл: Курсовая Разработка системного проекта покупки или бронирования жд билетов ticketbuy.docx

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 1977

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Информационных Систем

Кафедра Программной Инженерии



Курсовой проект

по дисциплине

«Проектирование информационных систем»


Тема курсового проекта

«Разработка системного проекта покупки или бронирования жд билетов ticketbuy»


Выполнила студентка очной формы обучения

Направления «Прикладная информатика»


3 курса 1 группы ____________

(подпись) (инициалы и фамилия.)


Руководитель курсового проекта


(подпись) (ученое звание, степень, Ф.И.О)

Москва – 2017 г.

Содержание

  1. Описание предметной области (ПрО)

    1. Используемая терминология

    2. Функции ПрО

    3. Пользователи ПрО

    4. Описание бизнес процессов, подлежащих автоматизации

    5. Схема документооборота

    6. Описание документов


  1. Техническое задание на разработку системы


    1. Наименование разработки

    2. Цель разработки

    3. Основание для разработки

    4. Соглашения по терминологии

    5. Список используемых сокращений

    6. Требования пользователя

    7. Описание концепции проектируемой ИС

    8. Оценка альтернатив

    9. Требования к системе (системные требования)

      1. Функциональные требования

      2. Эксплуатационные требования

      3. Требования к безопасности

      4. Требования к надежности

      5. Требования к информационной и программной совместимости

      6. Требования к пользовательскому интерфейсу

      7. Организация справочной информации

      8. Дополнительные требования и ограничения

    10. Технические и программные средства

    11. Состав пользователей

    12. Права (привилегии) пользователей на доступ к данным и функциям системы

    13. Рекомендации по распространению разрабатываемого продукта

    14. Порядок контроля и приемки


  1. Системный проект

    1. Функциональная модель системы (множество ДПД и спецификации процессов)

    2. Схема функциональной декомпозиции системы

    3. Описание (основного) меню

    4. Формы входных и выходных документов, ЭФ по каждой автоматизируемой функции

    5. Модель данных

      1. Диаграмма отношений (ER-диаграмма)

      2. Структуры записей файлов (таблиц)

      3. Словарь данных

    6. Архитектура системы /программной системы/ (логический уровень)



















  1. Описание предметной области (ПрО)

    1. Используемая терминология

Термин

Определение

Оператор

Работник жд станции

Пользователь (пассажир)

Клиент, покупающий или бронирующий билет

База данных

Совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации

Отчет

Сведения, данные о деятельности компании, о результатах работы за определенный период

Запрос

Формулирование своей информационной необходимости пользователем некоторой базы данных

Контингент

Совокупность людей, образующих однородную в каком-нибудь отношении группу



1.2. Функции

Функции работника ЖД вокзала:

оператор ЖД вокзала:

  • регистрация данных о станциях;

  • регистрация данных о маршрутах;

  • регистрация данных о поездах, прибывающих или отправляющихся от вокзала;

  • контроль расписания движения поездов;

  • выдача информационной справки;

  • продажа билетов;

Правила ЖД вокзала:

  • клиент может воспользоваться услугами вокзала любое число раз в сутки;

  • клиент может получить всю необходимую информацию о маршрутах и рейсах;

  • данные о рейсах не имеют срока давности;


1.3. Пользователи

Операторы ЖД вокзала, покупатели ЖД билетов. Проведение специального обучения для пользователей не требуется.


1.4. Описание бизнес процессов, подлежащих автоматизации

Отдел железнодорожного вокзала заинтересован в автоматизации управления. База данных должна обеспечивать учет фактов отправления и прибытия поездов, учет городов, станций, маршрутов по которым осуществляется движение, учет вагонов и поездов.

Железная дорога - организация, предоставляющая населению услуги транспортного характера. Предметной областью является деятельность железнодорожных касс вокзала. В кассах осуществляется продажа билетов из одной точки в другую. Поезда выходят каждый день и в любое время. Каждый поезд имеет номер рейса, по которому осуществляет маршрут. Каждый сформированный поезд состоит из ведущего локомотива и нескольких вагонов. Как вагоны, так и локомотивы имеют свой серийный номер, производителя и дату выпуска, а также каждый из них имеет привязку к определенной станции. Помимо перечисленных параметров вагоны и локомотивы имеют ряд классификаций: тип питания, количество секций, пассажирских мест и т.д.

Так как данная предметная область представляет собой сферу услуг, то основной её задачей является обеспечение максимальной скорости передачи информации клиенту. Повышая востребованность железнодорожного транспорта, увеличивается прибыль данной сферы, что улучшает состояние экономики страны, так как большинство железнодорожных кампаний являются государственными.

Исходя из того, что главным пользователем данной системы будет пассажир, то можно предположить следующие задачи для разрабатываемого программного обеспечения:

  • Свободный доступ к информации;

  • Удобный и понятный для пользователя интерфейс приложения;

  • Возможность редактировать базу данных в соответствии с текущим расписанием;

  • Возможность заказывать билет через Интернет.


1.5. Схема документооборота


1.6. Описание документов

Общие положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификаци­онный характер и определяющие порядок образования, компетенцию, организацию работы.

Закон, устав, правила – сведения и требования для сотрудников.

Информация о поездах содержит тип поезда, кол-во пассажирских мест, серию, номер.

Расписание рейсов содержит станцию отправления и прибытия, номер поезда, время отправления и прибытия.


Сотрудник – данные о сотрудниках.

Клиент – данные о клиентах.

Отчет составляется на основе данных из БД.

  1. Техническое задание на разработку системы

    1. Наименование разработки

Информационная система «Покупка и бронирование ЖД билетов «ticketbuy».

    1. Цель разработки

В настоящее время, существуют проблемы, связанные с эффективным распределением и систематизированием больших потоков информации, как внутри организации, так и за ее пределами. Для решения этих проблем необходимо внедрение распределенных систем обработки данных. Целью распределенной обработки информации является оптимизация использования ресурсов и упрощение работы пользователя, автоматизации учёта, отслеживания, управления поездами и маршрутами на железнодорожной станции.






2.3. Основание для разработки


    1. Соглашения по терминологии

Термин

Определение

Оператор

Работник жд станции

Пользователь (пассажир)

Клиент, покупающий или бронирующий билет

База данных

Совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации

Отчет

Сведения, данные о деятельности компании, о результатах работы за определенный период

Запрос

Формулирование своей информационной необходимости пользователем некоторой базы данных

Контингент

Совокупность людей, образующих однородную в каком-нибудь отношении группу


    1. Список используемых сокращений

Термин (сокращение)

Определение (расшифровка)

Про

Предметная область

Web

web-интерфейс

ФИО

Фамилия, имя, отчество

ЖД

Железная дорога, железнодорожный (вокзал)

БД

База данных

ТЗ

Техническое задание

ТП

Технический проект

ЭВМ

Электронно-вычислительная машина

ЛВС

Локальная вычислительная сеть

АС

Автоматизированная система


    1. Требования пользователя

Основные задачи, которые необходимо решить во время разработки:

  • Достоверная информация

  • Быстрота получения необходимой информации

  • Возможность покупки/бронирования билета

  • Возможность получения льгот

    1. Описание концепции, проектируемой ИС

Целью данного проекта является автоматизация документооборота, учета информации о клиентах, рейсах, билетов, а также возможность создания запросов и отчетов в автоматическом режиме.

Реализация указанной цели предполагает достижение следующих подцелей:

  • Обеспечение on-line доступа клиентов к информации о рейсах;

  • Существенно уменьшить (по сравнению с бумажной технологией) время предоставления информации о рейсах и клиентах;

  • Исключить трудозатраты сотрудников на исполнение запросов по каким-либо признакам;

  • Исключить процессы изготовления, тиражирования и рассылки бумажных копий документов, что будет способствовать ощутимой экономии бюджетных средств;

  • Обеспечить возможность одновременной работы нескольких пользователей с электронной базой данных;

  • Обеспечить возможность получения бумажных копий (распечаток) документов («Расписание рейсов», «Отчет»);

  • Увеличить уровень сохранности бумажного фонда документов, существенно снизить риски износа и утери бумажных документов.


    1. Оценка альтернатив

Tutu.ru

Достоинства:

Помимо наличия билетов на поезда, также есть авиа-билеты, автобусы; расписание электричек.

Недостатки:

Нет возможности бронирования билетов.

    1. Требования к системе (системные требования)

      1. Функциональные требования

Программа «ticketbuy» должна обеспечить ввод данных о расписании рейсов, цены на билеты, данных о клиентах.

Автоматизированная система должна обеспечить:

  • Ввод и хранение данных о рейсах (номер поезда, маршрут, тип поезда, время отправления, время прибытия, цена билета)

  • Ввод и хранение данных о клиентах (ФИО, паспортные данные, наличие льгот)

  • Должно допускаться редактирование введённой ранее информации

  • Удаление ранее введенной информации

  • Система должна обеспечивать также формирование документов отчетности: отчет о рейсах, отчет о ценах на билеты и др.

      1. Эксплуатационные требования

Система должна обеспечить непрерывный круглосуточный режим работы. Наличие компьютера, наличие Интернет-соединения.

Нормальные климатические условия эксплуатации Системы определены в ГОСТ 27201-87 и должны соответствовать следующим значениям:

  • Температура воздуха от 15С до 25С

  • Относительной влажности воздуха от 45% до 75% при 25С

  • Атмосферному давлению от 630 мм. рт. ст. до 80 мм. рт. ст.

Порядок регламентного обслуживания отдельных технических средств должен определяться в эксплуатационной документации.

Электропитание технических средств Системы должны осуществляться в сети от 220 вольт.

При проведении технического обслуживания ремонта, связанного со вскрытием корпусов компонентов Системы, должны применяться средства защиты от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.4.124-83.

Ремонт оборудования Системы должен производиться в специализированных сервисных центрах квалифицированным персоналом.

      1. Требования к безопасности

Все внешние элементы технических средств Системы, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения, а сами технические средства иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81.

Система электропитания должна обеспечивать защитное выключение при перезагрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.

Автоматизированная система запрашивает данные у пользователя, которые заносятся в базу данных. К данной базе есть доступ только у персонала. При запросе пользователя программа выдает данные только о рейсах. Таким образом, программа не предоставляет возможности выдавать персональные данные пользователям. При бронировании или покупке билетов файл с информацией о заказе отправляется на указанную пользователем электронную почту, так что персональные данные самого пользователя будут доступны только ему.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.


Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов Системы (в т.ч. инфракрасное, ультрафиолетовое, электромагнитное и рентгеновское излучения, вибрация, электростатические поля, шум, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).

      1. Требования к надежности

Информационная система должна выдавать сообщения о возникающих ошибках при неверном задании исходных данных, поддерживать диалоговый режим в рамках предоставляемых пользователю возможностей.

Система должна обеспечивать сохранение данных в следующих ситуациях:

  • Аварийное отключение питания;

  • Возникновение физических дефектов;

  • Выход из строя аппаратных компонентов;

  • Несанкционированные действия пользователей.

      1. Требования к информационной и программной совместимости

База данных должна быть создана в СУБД Access. Приложение должна работать в операционных системах Windows.

Системное ПО должно обеспечивать рабочую среду для функционирования прикладного ПО рабочий станций и серверов Системы, а также возможность сетевого информационного обмена с потребителями.

Для защиты Системы от внешних атак - ESET NOD32.

      1. Требования к пользовательскому интерфейсу

Должен быть создан интерфейс, с помощью которого пользователь мог бы легко и быстро овладеть навыками по работе с программой.

      1. Организация справочной информации

В полях, куда пользователю необходимо внести информацию, должны быть подсказки. Пример:

Также в программе должна быть указана справочная информация. Пример:


      1. Дополнительные требования и ограничения

Никакие действия пользователя в рамках предоставленного приложения интерфейса не должны приводить к разрушению данных и отказу в работе Системы.

Система должна вести журнал событий, где будет учитываться:

  • Контроль действия пользователей;

  • Запуск и остановка сервера

Должна быть возможность предоставления опросов для улучшения качества работы программы. Например, опрос «Чего вам не хватает при использовании приложения «ticketbuy»?»

    1. Технические и программные средства

Выделенная ЛВС в части подключения рабочих станций должна быть выполнена по технологии Fast Ethernet (скорость передачи 100 Мбит/с), а в части подключения серверного оборудования и активного магистрального оборудования – по технологии Gigabit Ethernet (скорость передачи 1000 Мбит/с). Физическая среда передачи по ЛВС определяется на этапе подготовки технического проекта.

В состав комплекса технических средств должны входить:

  • средства сбора и передачи информации: датчики ин­формации, каналы связи, устройств телемеханики, аппаратура передачи данных и т.д.;

  • средства обработки и отображения информации (ЭВМ, аналоговые и цифровые приборы, дисплеи, уст­ройства печати, функциональная клавиатура и др.);

  • средства управления (контроллеры, исполнительные автоматы, электротехническая аппаратура: реле, усили­тели мощности и др.).