Файл: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 3771

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фома Аквинский четко определил область науки и веры. Задача науки, считал он, объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить все наука не может, поэтому, по мнению философа над царством научного и философского познания находиться царство богословия. Так как область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.

Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему.

Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир – это единство «формы» и «материи».

Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом.

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Таким образом, Фома Аквинский способствовал утверждению рационалистически-индивидуалистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.


6. На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.).

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др.

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др.

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.


Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности.

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.

В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека.

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.


По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за свою независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре (1378 – 1446) и Томазо Кампанелла (1568 – 1639).

Выдающийся педагог-практик Витторино да Фельтре - математик, профессор философии в 1423 г. был приглашен маркизом Гонзаго в Мантую и стал воспитателем его детей. В Мантуе Витторино создал школу для подростков и юношей – «Дом радости» и руководил ею на протяжении 22 лет.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха.

В «Доме радости» наряду с детьми маркиза обучались наследники других знатных фамилий, а также дети горожан Мантуи, а позднее дети из других городов Италии, Греции, Франции, Германии. Выходцы из богатых семей обучались за плату, бедняки – бесплатно.

Витторино в «Доме радости», пытался реализовать основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывную связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию (право, медицину, теологию).

Он стремился сформировать у своих учеников уважение к другим людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Витторино, которого современники называли «Сократом нашего времени», являл собой «живой образец» того, как должно себя вести. Он создал стиль жизни и отношений в школе, способствовавший реализации его педагогических установок.

Для обучения Витторино считал необходимым развивать природные задатки, которые надо возделывать, и науку, которая делает людей лучше и дает им убежища на все случаи жизни. Он стремился индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Пробудить активность и самостоятельность учеников, применял самые различные методы, широко использовал игры. Пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу.

Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствующий здоровому образу жизни. В школе существовали строгие и очень умеренные нормы еды и питья. Учеников приучали к труду и отвращали от бездействия, их закаляли, с ними проводили физические занятия.


Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого Витторино, а также той общественной поддержкой, которую он сумел получить.

Среди итальянских ранних социалистов-утопистов своими социально-педагогическими взглядами заметно выделяется Томазо Кампанелла. Итальянский философ, еретик и бунтарь. За работы по философии природы преследовался инквизицией. В 1602 г. был осужден на пожизненное заключение за участие в политическом заговоре. За 27 лет пребывания в неаполитанских тюрьмах написал ряд сочинений, в том числе «Город Солнца» - одно из наиболее полных и ярких изложений социальной утопии.

В трактате «Город Солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В нем нет частной собственности, все одинаково трудятся, имеют возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, так как основа общественного блага – забота об улучшении «породы людей».

Воспитание носит полностью общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин.

Семья уступает функции воспитания детей, их растят специальные служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности.

Благодаря правильно организованному воспитанию жители города отличаются хорошим здоровьем и привлекательностью. Все первоначальное обучение детей основано на наглядности. Предлагалось реализовывать данный принцип, изображая вещи и явления на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отражающей все науки…».

Девочки и мальчики, по мнению мыслителя, обучаются совместно. С 2 до 3 лет дети учатся говорить и учат азбуку, изучают родной язык, выполняют физические упражнения (бег, метание диска и др.).

Детей водят в мастерские, с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 – к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет – познают математику, медицину и др. науки. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно разумно сочетаться с принципом соревновательности, с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. В мастерских и на полях дети получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе с взрослыми.

Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.


Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 -1592).

Франсуа Рабле – французский писатель-гуманист, священник, профессор анатомии. Рабле был сыном состоятельного юриста. Долгие годы он провел в монастыре, занимаясь науками, а потом окончил медицинский факультет университета в городе Монпелье.

Писатель прекрасно знал многие языки, в том числе древнегреческий, латинский и даже арабский, переписывался с Эразмом Роттердамским, которого в шутку называл своим отцом и матерью сразу, общался со многими самыми образованными людьми своего времени.

В своем бессмертном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» он едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеальное гуманистическое воспитание в центре, которого лежало духовное и телесное развитие личности. Рабле резко критиковал неэффективность и ограниченность средневекового догматического обучения.

В романе Рабле показывает, что обучение и воспитание Гаргантюа заканчивается плачевно, мальчик забывает все, чему его учили ученые-схоласты. Основным методом их воспитания была бессмысленная зубрежка. Отец Гаргантюа, король, выгоняет горе-учителей и приглашает учителя-гуманиста, который все изменил.

Новый воспитатель Гаргантюа заботился о том, чтобы мальчик вырос разносторонне воспитанным и образованным. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий.

Гаргантюа изучал латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и другие науки, чередуя умственные занятия с играми и физическими упражнениями на свежем воздухе. Он овладел фехтованием, борьбой, верховой ездой, плаванием, подниманием тяжести, обучился игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.

Гаргантюа наблюдал природные явления, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий. Вечерами воспитанник рассматривал звездное небо, слушал ученых мужей. В дождливые дни – пилил дрова, молотил хлеб, посещает ремесленников и купцов.

В своем произведении Франсуа Рабле рисует картину всестороннего, практико-ориентированного воспитания и обучения, основанного на привлекательности обучения и мягкости дисциплины.

Мишель Монтень – французский философ и моралист эпохи Возрождения. Родился и рос в богатой просвещенной купеческой семье. Получил блестящее образование, много путешествовал. Был советником Бордосского парламента, затем стал мэром города Бордо.

Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.