ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 3766
Скачиваний: 4
XIV - XV века – период, когда в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные (монашеско-аскетические) тенденции. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова «исихия» - умная молитва). Возглавляли движение Григорий Палама (1296 - 1359). Он обосновал необходимость приучения ума к сосредоточению на «едином» и на этой основе организации прямого общения между учеником-послушником и Богом.
Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию, главным для становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно мистическом духе.
В последние десятилетия существования Византийской империи наибольший вклад в развитие педагогической мысли внес Георгий Гемист Плифон (1355 – 1452). Провозглашая главной целью воспитания, достижение совершенства, он связывал ее достижение с личными усилиями человека по развитию своих интеллектуальных способностей и душевных сил. Он утверждал, что задачей воспитания и обучения является подготовка человека к земной жизни, хотя ошибки в образовании приводят к нарушению Вселенской Гармонии, ибо человек является звеном, соединяющим Мир земной и Мир небесный.
Византийцы Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были создателями славянской письменности. В свое время они учились в Магнаврской школе. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции.
Немало сделали Кирилл и Мефодий и для развития школьного дела в Киевской Руси. После принятия православного христианства (998 г.) в Киевской Руси создавались «школы учения книжного», в программу которых входило изучение семи свободных искусств и методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции.
Византия оказала огромное культурное воздействие, как на страны Востока, так и на страны Западной и Восточной Европы. Она явилась закономерным переходным звеном, соединившим Античность и Средневековье. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано, прежде всего, с расколом христианской церкви на православную и католическую.
Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным залогом спасения человека считалась его вера в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путем познания (умопостижения) и путем дел (праведного образа жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточилась на первом, встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер западной педагогики, и культуры в целом.
На Руси после принятия православия вплоть до конца XVII в. преимущественное внимание уделялось второму пути. Рассудочное познание рассматривалось как «внешнее» и противопоставлялось истинному, «внутреннему».
В русскую культуру органично вошли философско-педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста. Их взгляды сформировали уникальную гуманистическую концепцию православного человека и дали мощный импульс эволюции отечественной школы и педагогической мысли.
Вопросы и задания для самоконтроля
-
Охарактеризуйте основные концепции происхождения воспитания, выделив в них общие черты и принципиальные различия.
-
Каковы особенности воспитания в первобытном обществе? Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
-
Выделите основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.
-
Назовите основные этапы развития воспитания и образования в истории цивилизаций Античного Средиземноморья?
-
Сопоставьте спартанскую и афинскую системы образования по следующим характеристикам: государство и образование, цель образования, воспитание и личность воспитанника, образцы Учительства и Ученичества.
-
Проанализируйте мысли великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Сравните их взгляды относительно целей и задач воспитания, природы человека, природосообразности воспитания, роли государства в деле образования.
-
Раскройте особенности педагогической мысли и образования древнего Рима.
-
Проанализируйте сходство и различия в подходах к воспитанию древнеримских философов и педагогов Сенеки, Плутарха, Цицерона и Квинтилиана.
-
Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.
-
Назовите основные ступени системы образования и типы учебных заведений в Византии.
-
Каково влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу?
ТЕМА 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
ВОПРОСЫ
-
Социально-экономическая характеристика средневекового общества.
-
Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ.
-
Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.
-
Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов.
-
Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья.
-
Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.
-
Социально-педагогические идеи Реформации.
-
Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания.
1. В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.
Падение Западной Римской империи (476) привело к возникновению новых варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, кризису культуры. Упадок городов привел к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.
Западная часть Римской империи не сохранила своего единства. На ее месте со временем возникли новые государства – Италия, Германия, Франция, Испания и Британия, а римский народ, когда-то покоривший весь мир, исчезнет, растворится в новых народах. Молодые германские племена создадут Германию, скандинавские страны, Австрию. Часть германских племен сольется со старыми народами, когда-то подвластными Риму: готы – с испанскими племенами, и появится испанцы и Испания, франки – с галлами, и возникнет Франция, англы и саксы перемешаются с кельтами и бриттами и скандинавами, осевшими на Британских островах, - так в мировую историю войдет народ, который теперь называют англичанами.
Вместе с гибелью древней культуры исчезла и языческая религия. На смену ей пришло христианство. Новую религию признали как в Византии, так и германские племена, захватившие всю Западную Европу. Сначала все христианские общины были равными, затем общины стали выделяться. Самыми влиятельными были римские общины. Тех, кто руководил общинами, называли епископами, то есть надзиратели. Римского епископа стали называть – папа – верховный отец всех христиан. Ему подчинялись все короли и императоры. В руках Папы Римского была сосредоточена духовная и светская власть. Постепенно вся Западная Европа попала в зависимость от Рима.
Руководители церкви в Константинополе не захотели повиноваться Папе Римскому. Они не приняли его верховного духовенства. В результате чего произошел раскол церкви на католическую (Римскую) и православную (Константинопольскую) в 1054 году.
К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.
2. Крушение античного общества, упадок греко-римской культуры и образованности, укрепление позиций христианства способствовали к выработке новых подходов к постановке и решению педагогических проблем.
Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившуюся традицию сомоограничения, послушания, служения. Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния и заветы. Языческий Космос вытеснялся образом единого Всемогущего и Всеблагого Создателя, сотворившего человека по образу подобию своему, даровав ему свободу и способность к творчеству, определив те законы, которые достойны отношений человека к человеку (главный из них: «возлюби ближнего своего…»), законы милосердия, всепрощения и любви.
Христианство было обращено к внутреннему миру человека, было ориентировано на «труд души», на ее «освобождение» от внутреннего духовного рабства, на ее одухотворение высокими моральными нормами, на аскетизм как преодоление «плоти».
Носительница христианской религии Церковь стала организатором системы школ сначала для будущих служителей культа, а затем и для «мирян».
К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.
Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.
В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.
Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.
Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.
Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.
Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.
Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.
Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.
Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.
Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.
После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.
Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.
Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.
Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.
В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».