ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 701
Скачиваний: 6
2. Средства межфразовой связи. Формальная классификация: лексические и грамматические средства связи.
3. Способы действия межфразовой связи: зацепление, повтор, следствие.
4. Тема-рематическая перспектива ССЦ (СФЕ). Виды межфразовой связи: цепная, параллельная. Варианты тематических последовательностей при цепной и параллельной связи в ССЦ.
5. Понятие рематической доминанты. Виды рематических доминант.
6. Типология ССЦ. Виды ССЦ:
– по характеру рематической доминанты;
– по типу ведущей межфразовой связи;
– по типу речи.
7. Парцелляция, сегментация и антиципация с точки зрения коммуникативно-стилистической организации текста.
8. Специфика межфразовой связи внутри ССЦ и между ССЦ в пределах текста.
Литература
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М., 2000. – С. 342 – 343.
Золотова Г.А., Опипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998. – С. 373 – 430.
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 2001 – С. 304 – 319.
Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С. 73 – 86.
Современный русский язык: В 3 ч. / Под редакцией Е.И. Дибровой. – часть 3. – М., 1995 – С. 215 – 228.
Современный русский язык / Под редакцией Л.А. Новикова. – СПб, 1999. – С. 820 – 822.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997. – С. 17 – 35, 154 – 171.
Вопросы и задания
1. Выполните упражнение 587, 591 из Сборника упражнений по русскому языку / Под редакцией Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.
2. Установите границы ССЦ и выполните анализ одного из них (порядок и образец разбора см. в ЛБ № 1).
Но не только укрепление государственности и развитие экономики привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование духовной жизни Руси. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы – древняя Византийская империя, на западе – королевство саксов, на глазах Ольги ставшее Священной Римской империей германской нации. Опыт обеих империй, обязанных своим возвышением христианским религиозным основам жизни, показывал ясно, что путь к будущему величию Руси лежит не только через военные, но прежде всего и преимущественно через духовные завоевания и достижения. Уладив по смерти Игоря внутренние дела, замирив и покорив недругов, летом 946 года (по мнению других историков, в 957 году) великая княгиня отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное «хождение», сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно демонстрацией военного могущества Руси на Черном море, напомнило гордым «ромеям» о победоносных походах Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит «на врата Царьграда».
Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создавало необходимые предпосылки для развития дружеского Русско-византийского диалога. В свою очередь южная столица поразила суровую дочь Севера разнообразием красок, великолепием архитектуры, смешением языков и народов мира. Княгиня присутствовала за богослужением в лучших храмах Константинополя, сорок литургий отслушала, согласно позднейшему источнику, в соборе Святой Софии.
Практическое занятие № 6
Текст как структурированное целое
План
1. Критерии структурированности текста: когерентность (смысловое единство) и коммуникативная значимость.
2. Связность, целостность и членимость как категории, определяющие когерентность текста.
3. Показатели коммуникативной (когнитивной) значимости текста (степень новизны, аргументированности информации и ее объем в текстах разных типов). Модальность текста.
4. Сильные позиции текста. Текст и его заглавие. Основные типы и формы связи «заглавие – текст». Функции заглавий.
5. Пресуппозиции.
Литература
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М., 2000 – С.. 337 – 355.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С. 73 – 86.
Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста. – Л., 1989
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.
Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986.
Задание
1. Продумайте тезис И.Р. Гальперина о завершенности текста. Сопоставьте такие понятия, как «целостность текста», «связность текста», «завершенность текста». Тождественны ли данные понятия?
«В своем правильно оформленном виде текст имеет начало и конец. Текст можно считать завершенным тогда, когда его смысл получил исчерпывающее выражение… Необходимо разграничивать понятия «завершенность» и «концовка». Завершенность ставит предел развертыванию текста… Концовка – это заключительный эпизод или описание последней фазы развертывания фабулы (сюжета) произведения» [Гальперин, 131].
2. Проанализируйте текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «NECESSITAS, VIS, LIBERTAS» в аспектах его смыслового единства (чем оно обеспечивается на различных уровнях), коммуникативной значимости и информативной емкости. Определите, в чем состоит своеобразие заглавия данного текста, как осуществляется связь «заглавие – текст» и каковы функции заглавия. Назовите особенности композиции произведения, объясните, чем обусловлено абзацное членение текста. Дополнительное задание: укажите, к какому структурно-семантическому типу относится каждое предложение текста; какова связь между грамматическими характеристиками единиц данного текста и его содержанием.
Практическое занятие № 7
Критерии классификации текстов. Межтекстовые связи
План
-
Проблема классификации текстов.
-
Функционально-стилевая дифференциация текстов.
-
Жанрово-стилевая организация текста. Первичные и вторичные речевые жанры.
-
Взаимодействие текстов. Виды и средства интертекстуальных связей.
-
Цитирование в аспекте интертекстуальных связей.
Литература
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М., 2000 – С.. 337–355.
Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.
Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М., 2000.
Вопросы и задания
-
Можно ли по фрагменту текста определить его принадлежность к функциональному стилю и жанру? Какие категории текста оказываются при этом существенными.
-
Объясните с помощью примеров, в чем заключается существенные различия в речевой структуре текста разных функциональных стилей?
-
Приведите примеры различных сложных (вторичных) речевых жанров, содержащих в себе простые речевые жанры.
-
Приведите примеры современных литературных произведений, авторы которых активно используют интертекстуальные включения разного рода.
-
Охарактеризуйте особенности жанрово-стилевой организации текста. Установите средства реализации интертекстуальных связей. Какие виды межтекстовых связей определяют специфику данного текста?
БЮДЖЕТ СТУДЕНТА
ПРИХОД:
Готовлю одного болвана по математике . . . 10.00
- < - другого по всем предметам . . . . . . 13.00
Играл толпу у Комиссаржевской (4 раза) . . . 6.00
Из кассы землячества долгосрочн. ссуда . . . . 1.00
За «Логику» Минто . . . . . . . . . . . . . . . 0.58
Заложил шпагу и бинокль . . . . . . . . . . . . . . 2.00
Починил хозяйке керосинку . . . . . . . . . . . . . 0.30
------------------------
Итого 32.63
РАСХОД:
1/2 комнаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.00
Прачка (2 рубахи и пр.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.28
Плата за первое полугодие . . . . . . . подождут
Обед в студенч. столовой (12x30) . . . . . . . 3.60
Сода от изжоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.40
Ситный 60 ф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.60
Чайной колбасы 1/2 пуда (ей-Богу!) . . 4.80
Галоши напрокат у сторожа . . . . . . . . . . . . . . 0.25
1 лот духов «Поцелуй весны» . . . . . . . . . . . . . 0.20
В партийную кассу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.05
1/2 ф. чаю и 1 ф. сахару . . . . . . . . . . . . 0.95
Каблуки и одна заплатка . . . . . . . . . . . . 0.60
«Принцесса Греза» – галерка . . . . . . . . . . . . 0.40 (Саша Черный)
Лабораторная работа № 1 – 2
Анализ ССЦ
Порядок разбора ССЦ
-
Границы ССЦ. Показатели начала и конца.
-
Микротема ССЦ, соотношение с темой текста.
-
Грамматический состав ССЦ: из скольких предложений состоит, структурно-семантические типы предложений.
-
Композиция ССЦ. Границы композиционно-структурных компонентов (зачин, средняя часть, концовка). Формальные и смысловые критерии разграничения.
-
Средства межфразовой связи: лексические; лексико-грамматические; грамматические.
-
Способ межфразовой связи (повтор, зацепление, следование).
-
Тема-рематическая перспектива ССЦ (соотношение компонентов актуального членения предложений, составляющих ССЦ).
-
Тип межфразовой связи (цепная, параллельная)
-
Рематическая доминанта. Средства рематизации.
-
Коммуникативный регистр (изобразительный, информативный, генеретивный, реактивный, волюнтивный).
-
Тип ССЦ по рематической доминанте и коммуникативному регистру (статическое, динамическое, смешанное).
-
Тип ССЦ по характеру изложения (повествование, описание, рассуждение).
-
Функционально-стилистическая принадлежность ССЦ (текста, частью которого является ССЦ).
-
Соотношение границ ССЦ с абзацным членением. Причины совпадения/несовпадения.
Образец анализа ССЦ
[Выбор был сделан давно. Лет четырех я любил больше всего на свете возиться с карандашами и красками, а к концу курса в гимназии рисовал уже очень порядочно, так что без всяких затруднений поступил в Академию художеств].
(1) Был ли у меня талант? R (2) Теперь, когда я уже никогда не подойду к холсту, я Т, кажется, могу беспристрастно взглянуть на себя как на художника R. (3) Да R, у меня Т был талант R. (4) Я думаю так Т не по отзывам товарищей и знатоков, не по быстроте, с какою я прошел курс академии, а по тому жившему во мне чувству, которое являлось всякий раз, когда я начинал работать R. (5) Тот, кто не художник Т, не может испытать тяжелого и сладкого волнения, с каким в первый раз приступаешь к новому холсту, чтобы начертить на нем свое создание R. (6) Тот, кто не художник Т, не может испытать забвения всего окружающего, когда дух погружен в образы R…(7) Да, у меня Т был талант R, и я Т вышел бы недюжинным живописцем R.
[Вот они висят по стенам – мои холсты, этюды и эскизы, неоконченные, начатые картины. Вот и она...] (В. Гаршин. Надежда Николаевна).
-
ССЦ начинается предложением Был ли у меня талант? И заканчивается предложением Да, у меня был талант, и я вышел бы недюжинным живописцем. Показатели начала ССЦ – вопросительное предложение, в котором обозначена тема ССЦ; предложение не содержит анафорических элементов и слов, смысл которых ясен только из предшествующего изложения. Показатели конца ССЦ – утвердительный ответ на вопрос, поставленный в начале ССЦ, сигнализирующий о завершении микротемы.
-
Микротема ССЦ «Талант живописца». Ей предшествует сообщение о фактах биографии, сменяется эта тема описанием первой картины, принадлежащей кисти героя.
-
ССЦ состоит из семи предложений:
-
– простое двусоставное, бытийное, вопросительное;
-
– сложноподчиненное с придаточной времени, осложненной причинным и пояснительным значением;
-
– простое двусоставное, бытийное, утвердительное;
-
– многочленное СПП с комбинацией параллельного и последовательного подчинения; придаточные 1-й степени – определительные, придаточная 2-й степени – в составе местоименно-соотносительной конструкции имеет значение времени.
-
– многочленное СПП с комбинацией параллельного и последовательного подчинения; придаточные 1-й степени – (а) местоименно-соотносительное с определительно-пояснительными отношениями, (б) определительное, придаточная 2-й степени – обстоятельственная (значение цели).
-
– многочленное СПП с неоднородным соподчинением, первая придаточная часть в составе местоименно-соотносительной конструкции передает определительно-пояснительные отношения, вторая придаточная имеет значение временной обусловленности.
-
– ССП с соединительно-результативными отношениями.
-
Композиция ССЦ: зачин – (1) предложение; средняя часть – (2) – (6) предложения; концовка – (7) предложение. В зачине заявлена тема ССЦ, следующие предложения содержат развернутый ответ на поставленный в зачине вопрос, последнее предложение подводит итог, повторяя утвердительный ответ на вопрос.
-
Средства связи предложений.
Лексические:
-
дистантный повтор ключевого слова талант в (1), (3) и (7) предложениях (в вопросе и ответах);
-
повтор слова холст во (2) и (5) предложениях;
-
повтор слова художник во (2), (5), (6) предложениях, его синонимическая замена словом живописец в (7) предложении;
-
употребление тематически соотнесенных слов: талант, художник, холст, создание, образы; чувство, волнение, забвение, дух.
-
употребление личного местоимения я в разных формах: (1) – у меня, (2) – я, (3) – у меня, (4) – я, во мне, (7) у меня, я для обозначения субъекта повествования. Отсутствует в (5), (6) предложениях, характеризующихся семантикой обобщенности.
Лексико-грамматические:
употребление указательного местоименного наречия так (4), которое выполняет анафорическую функцию, отсылая к содержанию предшествующего предложения.
Грамматические:
-
соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых: в ССЦ представлены ряды форм прошедшего времени с имперфективным значением – был (1), был (3), являлось, начинал [работать] (4), был (7); настоящего времени с постоянно-длительным и обобщенным значением – могу [взглянуть] (2), думаю (4), не может [испытать], приступаешь (5), не может [испытать] (6). Употребление данных форм способствует формированию семантики обобщенности всего ССЦ;
-
вопросительное предложение (1) предсказывает структуру (3) и (7) предложения; ССЦ строится по принципу внутреннего диалога и соотносится с диалогическим единством «вопрос-ответ»-ного типа;
-
параллелизм синтаксических конструкций (5,6) и (3,7).
-
Ведущий способ межфразовой связи – повтор; имеются элементы зацепления [(3) – (4)] и следования [(4) – (5)].
-
Тема-рематическая организация ССЦ: Т1 (= 0) – R1 | Т2 – R2 | Т3 (= Т2) – R3 | Т4 (= Т2) – R4 | Т5 – R5 | Т6 (= Т5) – R6 | Т7 (= Т2) – R7 , Т8 (=Т2) – R8.
-
Связь между предложениями в ССЦ параллельная, так как они характеризуются однородностью тем и разными ремами, не наблюдается переход ремы предыдущего предложения в тему последующего.
-
Рематическая доминанта – статальная. Средства рематизации – глаголы со значением состояния в сочетании с именами, обозначающими род занятий и психическое состояния человека (был ли талант; могу беспристрастно взглянуть на себя как на художника; жившему во мне чувству; не может испытать тяжелого и сладкого волнения; не может испытать забвения всего окружающего; вышел бы недюжинным живописцем).
-
Информация в ССЦ излагается в информативном (1, 2, 4, 7) и генеритивном (5, 6) регистрах, имеются элементы реактивного регистра (3).
-
ССЦ статического типа.
-
ССЦ типа рассуждение, так как содержит умозаключения, сделанные на основе логических связей.
-
Данное ССЦ является структурно-семантическим элементом художественного текста.
-
Границы ССЦ совпадают с границами абзаца. ССЦ представляет собой авторское отступление от изложения фактической информации и, вероятно, поэтому выделяется в самостоятельный абзац.