ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 438
Скачиваний: 4
модерн – направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм
передвижники – художники, входившие в российское художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении.
символизм – направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.
1870 – организация Товарищества передвижных художественных выставок.
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – русский живописец. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96). Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма XIX века к стилю модерн.
Врубель Михаил Александрович (1856-1910) – русский живописец. Произведения («Демон», 1890, «Сирень», 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-1991), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-1889), произведения декоративно-прикладного искусства, близкие к стилю модерн.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) – русский живописец, критик и теоретик искусства Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884). Один из самых значительных мастеров русского реализма XIX века.
Левитан Исаак Ильич (1860-1900) – русский живописец-передвижник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна.
Перов Василий Григорьевич (1833-1882) – русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) – русский живописец. Передвижник. Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы). В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма XIX века с чертами символизма и модерна.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) – русский живописец, передвижник. Соединил крепкую традицию реализма XIX века с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) – русский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Грачи прилетели», 1871).
Суриков Василий Иванович (1848-1916) – русский живописец. Передвижник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм XIX века с ярким живописным новаторством.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) – русский живописец и график. Передвижник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.
музыка:
«Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х — начале 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Балакирев Милий Алексеевич (1836/37-1910) – композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-1894).
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) – русский композитор и ученый-химик. Член «Могучей кучки». Опера «Князь Игорь» (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке. Один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме), русского классического струнного квартета. Автор многих трудов по органической химии.
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) – русский композитор, член «Могучей кучки». Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) – русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы. Глава композиторской школы.
Чайковский Петр Ильич (1840-1893) – русский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
театр:
Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858-1943) – режиссер. Критик, писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский Художественный театр
Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) – российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра. В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра.
меценатство – покровительство культуре, науке и искусству
Мамонтов Савва Иванович (1841-1918) – российский промышленник и меценат.
Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) – российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи.