ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 487
Скачиваний: 10
Гладышева И.Ю.
Введение в математику
Оглавление
2. Линейные уравнения и системы линейных уравнений 3
2.1. Линейное уравнение с одной переменной 3
2.2. Системы линейных уравнений 4
3.1. Формулы сокращённого умножения 4
3.2. Тождественные преобразования рациональных выражений 5
3.3. Квадратное уравнение и его корни 6
3.5 Уравнения, сводящиеся к квадратным 7
4.2. Операции над множествами 9
5. Прямоугольная система координат 10
5.1. Прямоугольные координаты точки 10
5.2. Векторы на плоскости и в пространстве 11
6. Геометрические фигуры на плоскости 13
7.5 График и свойства квадратичной функции 24
7.6 Системы уравнений с двумя переменными 25
8. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ 26
8.2 Показательные уравнения 27
8.3 Логарифмическая функция , 27
8.4 Показательные и логарифмические уравнения 28
9.1 Таблица значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций 30
9.2 Графики тригонометрических функций 30
9.3 Тригонометрические преобразования и уравнения 31
10. Арифметическая и геометрическая прогрессии 33
10.1. Арифметическая прогрессия 33
10.39 Геометрическая прогрессия 34
10.3 Приложения последовательностей в финансовой математике 35
Свойства дробей
-
Основное свойство дроби
.
-
Действия с дробями
2.1. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
.
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
-
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Приведение дробей к общему знаменателю:
-
Сокращение дроби. Если в дроби числитель , знаменатель , то можно сократить числитель и знаменатель дроби на число k: .
-
Умножение дроби на число.
-
Умножение дробей. Умножим числитель на числитель. Умножим знаменатель на знаменатель.
-
Деление дробей. Разделить на дробь – значит умножить на обратную дробь .
тождество, верное равенство.
линейное уравнение с одной переменной х.
– корень уравнения, если .
Если , то уравнение не имеет корней.
Корень уравнения – это значение переменной, при котором уравнение обращается в тождество.
уравнение
В линейном уравнении переменные в первой степени. Иначе уравнение называется нелинейным.
– линейное уравнение, – переменная.
– корень уравнения.
Решить уравнение – значит найти его корни или доказать, что корней нет.
Уравнение имеет два корня – числа Уравнение также имеет корни Такие уравнения называются равносильными уравнениями.
Задания для решения
-
Решите уравнения с одной переменной:
Рассмотрим систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными:
(1)
СЛУ – система линейных уравнений.
При решении СЛУ по формулам Крамера необходимо найти 3 определителя:
определитель системы.
Возможны 3 случая:
-
Единственное решение системы (1) находим по формулам Крамера:
-
Решений нет.
-
При система имеет множество решений.
Пример 1. Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера:
Решение. Найдём определители:
По формулам Крамера получаем решение системы:
-
квадрат суммы a и b равен квадрату первого члена плюс удвоенное произведение первого члена на второй плюс квадрат второго члена;
-
квадрат разности a и b;
-
разность квадратов;
-
разность кубов;
-
сумма кубов;
-
куб суммы;
-
куб разности.
Пример. Найдём и из тождества:
Приведём дроби к общему знаменателю:
Дроби и равны, их знаменатели равны. Значит, равны числители:
Приравняем коэффициенты при одинаковых степенях х:
Пример 4. Выполним деление многочленов с остатком: .
Пример 5. Выполним деление многочленов без остатка:
Задания для решения
-
Упростите выражение:
-
Найдите и из тождества:
-
Выполните деление многочленов с остатком:
а) б)
-
Сократите дроби:
квадратное уравнение
приведённое квадратное уравнение,
Рассмотрим квадратное уравнение
Получим равносильное приведённое квадратное уравнение
Выделим полный квадрат:
Уравнения (1) и (2) имеют одинаковые корни.
дискриминант.
-
уравнение имеет 2 различных действительных корня.
(3) – формула корней квадратного уравнения.
то уравнение (2) принимает вид:
В этом случае уравнение (1) имеет два одинаковых корня
то уравнение
не имеет действительных корней.
квадратный трёхчлен.
Квадратный трёхчлен можно разложить на множители вида:
,
корни уравнения
Задания для решения
-
Разложите квадратный трёхчлен на множители:
Теорема Виета: приведённое квадратное уравнение. Тогда сумма корней произведение корней
Доказательство: .
Если то уравнение имеет два корня:
Найдём сумму и произведение корней:
Задания для решения
-
Найдите сумму и произведение корней уравнения:
биквадратное уравнение.
новая переменная.
Получим квадратное уравнение .
Пример 3. Решим биквадратное уравнение
новая переменная.
Получим квадратное уравнение
– корни квадратного уравнения,
– корни биквадратного уравнения.
Пример 4. Решим уравнение
ОДЗ: . (1)
Выполним умножение в знаменателях дробей и получим:
Введём новую переменную . Получим уравнение.
, (2)
ОДЗ: . (3)
Умножим уравнение (2) на . Получим
Корни этого уравнения удовлетворяют условиям (2). Значит,
или .
Уравнение не имеет корней.
Уравнение имеет корни , которые условиям (1). Значит, исходное уравнение имеет два корня:
Ответ: :
Задания для решения
-
Решите уравнение с помощью замены переменной:
множество натуральных чисел
множество целых чисел
множество рациональных чисел.
множество иррациональных чисел.
множество действительных чисел.
, - отношения включения между множествами.
Рассмотрим множества:
множество B равно множеству C , т.к. B и C состоят из одинаковых элементов.
D подмножество A, т.к. элементы множества D принадлежат множеству A.
пустое множество.
Пустое множество не содержит элементов.
-
П
ересечение множеств
пересечение множеств A
и B равно Х.
знак пересечения
Множество Х содержит одинаковые элементы A и В.
пересечение множеств пусто, т.к. A и M не содержат одинаковых элементов.
-
Объединение множеств
объединение множеств A и B равно Y.
знак объединения
-
Разность множеств
разность множеств и .
Из множества A убираем одинаковые элементы A и B.
разность множеств
Из множества B тоже убрали элементы 2 и 4.
отрезок ab
интервал ab
полуинтервал ab
полуинтервал ab
Пример 1. Даны множества .
, , , .
Задания для решения
-
Даны множества A и B. Найдите пересечение, объединение и разность множеств А и В.
.
Две взаимно перпендикулярные оси и , имеющие общее начало О и одинаковую масштабную единицу, образуют прямоугольную систему координат (рисунок 3.1).
|
|
О сь называется осью абсцисс, ось – осью ординат. Обе оси называются осями координат. Плоскость, в которой расположены оси и , называется координатной плоскостью и обозначается .
Пусть М – произвольная точка плоскости. Опустим из нее перпендикуляры МА и МВ на оси и соответственно.
Прямоугольными координатами и точки М будем называть соответственно величины ОА и ОВ направленных отрезков и : , (рисунок 3.1). Координаты и точки M называются соответственно её абсциссой и ординатой. Запись обозначает точку М с координатами , , причём первой всегда указывают абсциссу, а второй – ординату. Точка О имеет координаты (0;0).
Таким образом, при выбранной системе координат каждой точке М плоскости соответствует единственная пара чисел – ее прямоугольные координаты. И, обратно, любой паре чисел соответствует единственная точка М плоскости такая, что ее абсцисса равна , а ордината равна . Это означает, что между точками плоскости и множеством пар чисел существует взаимно однозначное соответствие, что даёт возможность при решении геометрических задач применять алгебраические методы.
Оси координат разбивают плоскость на четыре координатных угла (рисунок 3.2). На рисунке 3.2 показаны знаки координат точек в зависимости от их расположения.
-
Векторы на плоскости и в пространстве
Вектором называется направленный отрезок с началом в точке и концом в точке . Вектор можно перемещать параллельно самому себе. Векторы можно обозначать двумя прописными буквами или одной строчной буквой (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3
Длиной (или модулем) вектора называется число, равное длине отрезка .
Если начало и конец вектора совпадают, то такой вектор называется нулевым.
Координаты вектора. Перенесём вектор параллельно самому себе так, чтобы его начало совпало с началом координат.
Координатами вектора называются координаты его конца: (рисунок 3.4).
Если , – две произвольные точки плоскости, то координаты вектора находим вычитанием из координат конца координат его начала:
.
-
мерным
вектором
называется упорядоченная совокупность
n
действительных чисел
(
),
записываемых в виде
,
где
– i-тая
координата вектора. Множество n-мерных
векторов называют векторным пространством
и обозначают
.
Мы будем рассматривать только векторы
на плоскости (пространство
)
и в трёхмерном пространстве
.
Рассмотрим два вектора
и
из пространства
.
Суммой (разностью) двух векторов и называется вектор, координаты которого равны сумме (разности) соответствующих координат векторов и :
,
.
Складывать и вычитать можно только векторы одинаковой размерности. Например, если даны векторы , , , , то можно сложить векторы и или и :
; .
Произведением вектора на число называется новый вектор , координаты которого равны координатам вектора , умноженным на число :
.
Векторы и называются коллинеарными, если их соответствующие координаты пропорциональны:
.
Коллинеарные векторы лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Пример 3.1. При каких значениях х, у векторы и коллинеарны?
Решение. Координаты векторов в этом случае пропорциональны, т.е.
. Тогда
Таким образом, получаем векторы , которые коллинеарны.
-
Геометрические фигуры на плоскости
-
Треугольники
-
|
– точка пересечения прямых и |
|
O – точка пересечения биссектрис – радиус вписанной окружности Площадь
треугольника:
|
Задания для решения
-
Разность двух смежных углов равна 200. Найдите больший угол.
-
Углы треугольника пропорциональны числам 3:7:8. Найдите больший угол.
-
Угол при вершине равнобедренного треугольника на 600 больше угла при основании. Найдите угол при основании треугольника.
-
В равнобедренном треугольнике угол, смежный с углом при вершине треугольника, равен 700. Найдите угол при основании треугольника.
-
Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 26 см, а его катеты относятся как 5:12. Найдите больший катет треугольника.
-
Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты относятся как 3:4, а гипотенуза равна 25 см.
-
Один из катетов прямоугольного треугольника равен 6. Другой катет равен 8. Найдите длину медианы, проведённой к гипотенузе.
-
Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8. Найдите длину медианы, проведённой к гипотенузе.
-
В прямоугольном треугольнике медиана, опущенная из прямого угла, равна одному из катетов. Найдите меньший угол треугольника.
-
В прямоугольном треугольнике острые углы относятся как 1:2. Больший катет равен . Найдите радиус описанной окружности.
-
В прямоугольном треугольнике АВС известно, что , . Около треугольника описана окружность с центром О. Найдите угол .
-
Катет и гипотенуза в прямоугольном треугольнике равны соответственно 10 и 26. Найдите радиус вписанной окружности.
-
Найдите радиус круга, описанного около равностороннего треугольника со стороной .
-
Найдите площадь правильного треугольника со стороной .
-
В равностороннем треугольнике высота равна 9. найдите радиус вписанной в треугольник окружности.
-
Из вершины прямого угла С прямоугольного треугольника к гипотенузе проведены медиана СМ и высота СК. Найдите длину отрезка МК, если катеты равны 6 и .
Ответы: 1. 100 . 2. 80 . 3. 40 . 4. 35 . 5. 24 см. 6. 150. 7. 5. 8. 5. 9. 30 . 10. 4. 11. 100 . 12. 4.13. 12. 14. 27. 15. 3. 16. 0,5.
-
Четырёхугольники
|
Параллелограмм
АВСD |
|
|
|
ромб ABCD,
AB=BC=CD=AD
|
|
Трапеция АВСD,
|
Задания для решения
-
Сторона ромба равна пяти, а меньшая диагональ равна шести. Найдите большую диагональ.
-
Найдите сторону ромба, если его диагонали равны шести и восьми.
-
Сторона ромба равна 17 см, одна из диагоналей равна 30 см. найдите длину второй диагонали.
-
Найдите площадь ромба, если его сторона равна 10, а диагонали относятся как 3:4.
-
В прямоугольнике ABCD проведена диагональ AC. Угол в 8 раз меньше, чем угол . Найдите угол .
-
Площадь прямоугольника равна 400 см2. Стороны относятся как 4:1. Найдите большую сторону прямоугольника.
-
Периметр параллелограмма равен двадцати восьми. Большая сторона равна восьми. Найти меньшую сторону параллелограмма.
-
Сумма противоположных углов параллелограмма равна 94 . Найдите больший угол параллелограмма.
-
Боковые стороны и меньшее основание прямоугольной трапеции равны соответственно 8,10 и 10. Найдите большее основание.
Ответы. 1. 8. 2. 5. 3. 16 см. 4. 96. 5. 80 . 6. 40 см. 7. 6. 8. 133 . 9. 16.
-
Окружность и круг
|
Окружность |
– центральный
угол. Дуга BD
стягивает угол
|
|
|
AB
– касательная |
|
Круг. площадь круга
|
Задания для решения
-
Длина окружности равна . Найдите площадь круга.
-
Радиусы кругов относятся как 1:2. Длина окружности большего круга равна . Найдите площадь меньшего круга.
-
Площади кругов относятся как 1:16. Радиус меньшего круга равен 4/. Найдите длину окружности большего круга.
-
Во сколько раз увеличится длина окружности, если её радиус увеличить в 3 раза?
-
Во сколько раз увеличится площадь круга, если его радиус увеличить в 2 раза?
-
Во сколько раз увеличится длина окружности, если площадь её круга увеличить в 16 раз?
-
Площадь кругового сектора с центральным углом 20о равна 2. Найдите радиус сектора.
-
Дана окружность радиуса 26 см. Длина хорды равна 48см. Найдите расстояние от центра окружности до хорды.
Ответы:
1. 4. 2. 4. 3. 32. 4. 3. 5. 4. 6. 4. 7. 6. 8. 10см.
-
Функции
-
Основные понятия
–функция
– независимая переменная, – зависимая переменная. Независимую переменную называют аргументом. Зависимая переменная – это функция аргумента .