ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 533

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



  1. Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ…………………………….3

    1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста….3

    2. Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков………………………………………………………..4

    3. Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков………………………………………...6

    4. Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков…………………………………………………11


  1. Безопасность труда при работе с ПЭВМ…………………………………….15

2.1 Опасные и вредные факторы, действующие на пользователя ПЭВМ и их источники………………………………………………………………….15

    1. Виды воздействия ПЭВМ на организм пользователя………………….20

    2. Технические средства и способы защиты пользователей……………...21

2.3.1Санитарно – гигиенические требования к условиям труда на рабочем месте пользователя…………………………………………….21

      1. Эргономические требования к ПЭВМ………………………..23

      2. Эргономические требования к рабочему месту пользователя…………………………………………………………………24

      3. Требования безопасности при эксплуатации ПЭВМ………...29

2.4 Мероприятия по снижению психофизиологического переутомления пользователя………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………38






1. Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ


    1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.


Период подросткового возраста характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.

Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.

Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.

К 18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.


У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.


    1. Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков.



ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Показания. Результаты медицинского освидетельствования подростков, а также перечень заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями при работах (профессиях), связанных с воздействием конкретного профессионально-производственного фактора, следует использовать при поступлении юношей и девушек на работу или в учреждения профессионального образования для решения экспертных вопросов о профессиональной пригодности подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Противопоказания. Результаты медицинского освидетельствования подростков, а также перечень заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями при работах (профессиях), связанных с воздействием конкретного профессионально-производственного фактора, не следует использовать для решения экспертных вопросов при поступлении юношей и девушек моложе 14 лет и старше 18 лет на работу или в учреждения профессионального образования, т.к. это будет противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение медицинского освидетельствования подростков при поступлении на работу или в учреждения профессионального образования должно соответствовать требованиям приказов МЗ РФ № 186/272 от 30.06.92, № 60 от 14.03.95, № 151 от 07.05.98, № 154 от 05.05.99. По показаниям, для уточнения диагноза следует использовать соответствующие инструментальные и лабораторные методы исследования.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

В соответствии с "Кодексом законов о труде РФ" подростки при поступлении на работу подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию как предварительному, так и периодическому. Для решения вопроса о возможности постоянной работы подростка, начиная с 15-летнего возраста, и совмещения обучения с работой, с 14 лет проводится оценка состояния здоровья, которая имеет целью определение возможности выполнения данным подростком профессиональных функций без ущерба для его развития и состояния здоровья и исключение прогрессирования имеющихся нарушений.

Проведение экспертной оценки и оформление заключения о состоянии здоровья с рекомендациями по возможному трудоустройству осуществляется в территориальном лечебно-профилактическом учреждении клинико-экспертной комиссией (КЭК). Заключение о возможности работы оформляется на основании результатов медицинского осмотра с обязательным учетом функционального состояния и данных динамического наблюдения. При приеме подростка на работу работодатель обязан руководствоваться заключением, оформленным не более чем за 3 месяца до поступления на работу. За полноту осмотра, правильность и обоснованность заключения несет ответственность председатель КЭК территориального лечебно-профилактического учреждения и лечащий врач (врач-терапевт участковый, подростковый, педиатр), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростка.


При решении вопросов трудоустройства подростков лечащий врач основывается или на результатах ежегодных осмотров, или на медицинском осмотре перед поступлением на работу, который должен быть проведен в полном объеме (приложение 1).

На основании осмотра должны быть установлены:

- уровень психического и физического развития, степень соответствия биологического возраста календарному;

- развернутый диагноз.

Заключение о пригодности подростка к определенной работе выносится в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков. Перечень абсолютных противопоказаний к приему подростков на работу представлен в приложении 2.

Прием на работу с особо вредными, экстремальными условиями или высокой степенью ответственности лиц в возрасте от 18 до 21 года осуществляется в соответствии с приказом Минздравмедпрома России N 90 от 14 марта 1996 года.

С целью установления возможного отрицательного влияния выполняемой работы на организм осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих подростков. При ухудшении состояния здоровья в процессе трудовой деятельности врач при ежегодном освидетельствовании (или раньше при наличии жалоб) выносит заключение о возможности продолжения работы подростка в данных условиях, или по иному рациональному трудоустройству.

Предварительные при поступлении на работу и ежегодные периодические медицинские осмотры для работников в возрасте до 18 лет осуществляются в соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования населения и в соответствии с Кодексом законов о труде РФ по состоянию на 1 сентября 1994 г. ст.176. Осмотры лиц старше 18 лет осуществляются за счет средств работодателя. Ответственность за прохождение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников несет работодатель.


1.3 Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков.


Трудоспособность человека зависит от состояния нервной системы, в первую очередь условнорефлекторной деятельности коры головного мозга, от состояния возбудительного и тормозного процессов.

Нарушение как тормозного, так и возбудительных процессов и их соотношений, а так же процессов концентрации, иррадиации, т. е. распространение нервного процесса по всей массе клеток коры головного мозга, изменение стойкости условных рефлексов ведут к потере трудоспособности, утомлению и переутомлению.

Работоспособность есть результат сложного целенаправленного развит ияадаптационных механизмов в процессе преодоления утомления.

Характерными чертами утомления по А. А. Ухтомскому являются следующие:

  • неспособность удерживать в достаточной степени внимание к работе и обстановке;

  • расстройство координации в поведении и прежде всего расстройство функции торможения;

  • неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков;

  • расстройство старых автоматических навыков и снижение творческой активности.


Процесс торможения обычно следует за утомлением, хотя возможны случаи, когда при некоторых видах утомления может наступить сильное возбуждение и бессонница.


«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Торможение

Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда.

Утомление, возникающее при статических усилиях

Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления.

Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы

Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы возросла, однако, к 10-му месяцу обучения она значительно снизилась у подростков со средним уровнем физического развития. Наблюдения показали, что подросткам легко дается работа, связанная с тонкой дифференцировкой производственного процесса. В этом сказывается быстрота формирования приспособительных механизмов у подростков и высоких функциональных способностей организма.

Производительность труда подростков по отношению к взрослым

Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К концу недели производительность труда у подростков 14 лет снижалась, у подростков 16 лет не изменялась.

Рациональный трудовой режим

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков.

Период непрерывной работы

Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.


Суточная периодика физиологических процессов

Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время.

Обеденные перерывы

Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня.

Дозировка физических упражнений

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения которые к началу обучения имели спортивные разряды.

Значительная нагрузка учебной и производственной работой

Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели. При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма,...

Выделение групп подростков от контингента взрослых учащихся

Целесообразно выделение групп подростков от контингента взрослых учащихся в целях установления режима учебы, учитывающего специфические особенности юношеского возраста. Следует максимально приблизить места занятий вечерних школ к предприятиям, где подростки работают. В вечерних школах следует установить перерывы между уроками (не менее 10 минут). Для обеспечения нормального режима питания необходима организация приема горячей...

Обязанности работодателя

При приеме подростка на работу необходимо руководствоваться "Основами законодательства РФ об охране труда", где указаны ограничения, связанные с режимом и условиями работы. Работодатель обязан рассмотреть вопрос о том, подходит ли конкретный вид профессиональной деятельности подростку с учетом требований законодательства и других документов, определяющих возможность применения труда несовершеннолетних. К их числу относятся: "Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденный Постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам и Президиумом Всесоюзного Центрального