ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
Япония
-
Послевоенный оккупационный режим 1945-1952. Санфранциский мирный договор 1951г. Советско-японские отношения.
-
Внутри и внешнеполитические ориентиры в постоккупационный период. Факторы экономического роста в 50 – н. 60 гг.
-
Особенности общественно-политического и экономического развития Японии 60-80- гг. Японский классический менеджмент.
-
Япония на современном этапе.
Литература:
Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. 1945-2000. м., 2001
История Японии 1945-1975. М., 1978
Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен.
Эволюция политических систем на Востоке. М., 1999
Вопрос 1. Послевоенный оккупационный режим 1945-52 гг. Сан-франциский мирный договор 1951 г
Вступление в войну с Японией СССР и разгром его войсками Квантунской армии заставили правящие круги Японии принять условия Подстамской конференции о безоговорочной капитуляции. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 г. в соответствии с Подстамской конференцией были образованы дальневосточная комиссия из представителей государств, воевавших с Японией, для определения общей политической линии в отношении этой страны, а также Союзный совет для Японии с участием США, СССР, Великобритании и Китая. Он выполнял роль консультативного органа. Территория Японии была занята лишь американскими войсками, причем решающую роль в ее управлении играла американская военная администрация во главе с генералом Макартуром – «некоронованным императором» Японии. Со времени оккупации Японии и до вступления в силу в 1952 г. Сан-франциского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.
Несмотря на то, что в Подстамской декларации содержались требования искоренения милитаризма, ликвидации препятствий к возрождению демократических преобразований США основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка его преобразовав. Особенностью оккупации было то, что Япония имела в запасе 2 недели времени, чтобы уничтожить все секретные архивы, спрятать золотовалютные запасы. Войска оккупантов были размещены лишь в отдельных стратегически важных местах. Тотального контроля не было. Попытки СССР договориться об оккупации острова ХОКАЙДО не увенчались успехом. (По договоренностям условием вступления СССР в войну с Японией была оккупация о-ва Хоккайдо)
Вооруженные силы Японии, военные учреждения и тайная полиция были уничтожены, фашистские законы отменены, милитаристские и шовинистические организации запрещены, проведена чистка государственно политических организаций от фашистов. Были освобождены политические заключенные, разрешены политические партии. Открыто начала действовать коммунистическая партия, восстанавливалась Социалистическая партия. Возникла Либеральная партия.
В оккупационной политике властей следует выделить 2 периода
Первый охватывает период с 1945-1947 гг.
В этот период проводится демократические преобразования. В 46-47 гг. были проведены реформы:
-
введено всеобщее избирательное право, провозглашены демократические свободы
-
Важным демократическим преобразованием стало принятие конституции вступившей в сиу в мае 1947. Основными положениями ее являлись: сохранение монархии, однако император - являлся лишь символом единства нации. Высшая власть у парламента. Согласно ст.9 конституции, японский народ навсегда отказался от войны как средства разрешения конфликтов международного характера.
-
Что касается социально-экономических преобразований то здесь следует отметить следующее. В сфере социальной политики были приняты законы о труде, которые дали право рабочим заключать коллективные договоры, создавать профсоюзы. В сфере экономики усиление социальной напряженности в деревне заставило пойти на принятие закона об аграрной реформе. Ликвидировать помещичье землевладение(1946). Крестьяне- арендаторы могли выкупить землю. Развитие сельского хозяйства шло по капиталистическому пути. Еще одной крупной мерой оккупационных властей была ликвидация крупных монополий – дцайбацу. Акции принадлежавшие головным кампаниям большой четверки (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда), распродавались преимущественно служащим этих кампаний. Социально-экономические и политические преобразования первых послевоенных лет позволили в какой-то мере открыть социальный клапан напряженности и начать процесс демократизации. В то же время следует отметить их непоследовательность: сохранение части старого государственного аппарата, многие преступники избежали суда.
С 1947 г. начинается изменение политики США на ДВ. Это обусловило новый этап в политике США в Японии. С провозглашением «доктрины Трумена» (1947), положившей начало «холодной войне», американцы поставили своей задачей превратить Японию в плацдарм антикоммунизма на ДВ в борьбе с СССР и Китаем. Реальная возможность победы китайской революции, побудили США закрепить свое влияние на ДВ путем создания американо-японского военно-политического союза. Стал проводиться так называемый «обратный курс». Начинается подавление профсоюзного и коммунистического движения, восстановление позиций крупного капитала, возрождение военного потенциала Японии. Война в Корее в 1950-53 г. стала важным этапом в политике США в ДВ регионе и Японии в частности огромные военные заказы США положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии. Что обеспечило высокие темпы экономического роста в дальнейшем. В августе 1950 г. началось возрождение вооруженных сил под видом резервного полицейского корпуса численностью в 75 тыс. чел.
Сан-франциский мирный договор
Одним из наиболее важных событий послевоенной истории Японии было заключение мирного договора. Для подписания договора по инициативе США и Англии в сентябре 1951 г. в Сан-Франциско была созвана конференция с участием 52 стран. Не были приглашены КНДР. МНР, Китай, Вьетнам. Большинство стран лишь символически участвовали в войне. Основные решения были приняты за счет голосов от стран Латинской Америки. Основным спорным вопросом являлся вопрос территорий. Он решался так: Япония признавала независимость Кореи и передачу под опеку ООН ряда островов, отказывалась от всяких претензий на Курилы, Южный Сахалин, Тайвань и ряд др. островов. Однако умалчивалось о возвращении их СССР и КНР. СССР внес ряд поправок: вывод войск из Японии, запрет Японии вступать в военные союзы и держать военные базы. Они не были приняты. 8 сентября договор был подписан 49 государствами. Не подписали СССР, Чехословакия, Польша. Азиатские вопросы были решены без азиатских государств:
Основные решения договора:
-
Прекращение состояния войны с Японией.
-
Роспуск ДВ комиссии и Союзного совета.
-
Что касается вопроса о Южных Курилах. По решению Ялтинской конференции одним из условий вступления СССР в войну с Японией была передача СССР Сахалина и Южнокурильской гряды. Согласно сан-францисскому договору Япония отказалась от прав на острова Курильской гряды. А в чью пользу не было сказано. Поскольку СССР не подписал договор, это дает основание Токио поднимать вопрос о возвращении островов.
-
США и Япония заключили договор безопасности, согласно которому они получали право неограниченное время держать в этих странах вооруженные силы.
Вопрос 2. Политический механизм и внешняя политика в постокупационный период.
Заключение мирного договора стало важным этапом в жизни страны. Определяющей тенденцией становиться усиление консерватизма – попыток правящих кругов пересмотреть некоторые демократические завоевания. Как уже говорилось выше возрождались широко известные финансово-промышленные группы. Политический механизм Японии возглавлялся объединенным лагерем консерваторов. В 1955 была сформирована право-центристская партия, которая объединилась с демократической –ЛДП. (Структура 1955 г.) Противовес ему составляла прежде всего Социалистическая партия Японии.
ЛДП начала проводить довольно самостоятельный по отношению к США курс. В частности были предприняты попытки восстановления советско-японских отношений. В июне 1955 г. в Лондоне начались японско-советские переговоры. Советское правительство согласилось передать Японии 2 южнокурильских острова – Хабомаи и Шикотан, при условии окончательно урегулирования территориального вопроса. Но Япония под давлением Лондона отказалась заключить мирный договор. Стороны договорились о восстановлении дипломатических взаимоотношений и отложить вопрос о мирном договоре. В октябре 1956 г. японская делегация во главе с премьер-министром Хатоямой прибыла в Москву. Была подписана совместная декларация, согласно которой предусматривалось прекращение состояния войны между СССР и Японией, а также восстановление дип.отношений, разрешение споров только мирным путем, признание взаимного права на самооборону. СССР взял на себя обязанность поддержать Японию по вопросу вхождения в ООН.
В целом внешняя политика Японии в эти годы существенно активизировалась, хотя по-прежнему следовала в фарватере внешнеполитического курса США.
В самой Японии активизировалось движение за ликвидацию баз США. Начавшееся еще в 1953г. Испытание США водородной бомбы на Маршалловых островах спровоцировали волну антивоенного движения. (Свежи в памяти события Хиросимы и Нагасаки.)Составной частью его стало сопротивление демократических сил попыткам правящей партии добиться пересмотра тех ее статей которые ограничивали возрождение яп.милитаризма.
В 1960 г. был заключен новый японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. США имели право держать в Японии сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы и иметь там свои базы. Этот договор определял заметную роль Японии в стратегии США на ДВ, в частности в качестве союзника военно-политическом курсе США в Азии. В этих условиях Советское правительство аннулировало свои обещания о возможной передаче Японии 2 островов Южных курил.
В 60 е гг. формируется политическая система, в которой лидирующей партией остается ЛДП, а в оппозиции СПЯ. Новый кабинет, возглавляется одним из видных консервативных политиков Икэда , который стремился проводить гибкий внутри политический курс . Эта тактика направленная на политическую стабилизацию об-ва, получила название политики проводимой в «согнутом положении». В этот период расширяются связи со странами Азии. В том числе путем выплаты репараций тем из них, которые пострадали от японской оккупации. Зачастую репарации выплачивались в виде целевых сумм на строительство промышленных объектов и инфраструктуры на азиатских рынках.
Экономическое развитие страны
Факторы экономического чуда:
С 1960- х гг. существенно возрастает экономическая мощь Японии, вышедшей к 1970 гг. на 2 место после США. Япония самая развитая на сегодняшний момент страна Азии. После кризисных явлений 1953-1954 г. в Японии начался невиданный экономический рост. В 1956 – ВНП – вырос по сравнению с 1955 г. на 13 %, а промышленное производство – на 22 %. Наиболее развитые отрасли – машиностроение, судостроение, текстильная, химическая, энергетическая. Экономический рост оказал значительно влияние на формирование послевоенной экономической структуры страны. Вы все знаете, что Япония не имеет собственных ресурсов, сырье ей приходится импортировать. В чем причины успеха
-
Низкие военные расходы. (1 %)
-
Массовое обновление основного капитала. Завершен процесс реконверсии –перевода промышленности на выпуск гражданской продукции.
-
Наличие высококвалифицированной рабочей силы, при низкой заработной плате, высокой эксплуатации труда и интенсивности.
-
Высокий уровень накоплений: японцы откладывали одну пятую часть зарплаты за счет строгой экономии.
-
Влияние реформ в частности расширение внутреннего рынка. Вызванное последствиями земельных реформ
-
Военные заказы США и др. стран в годы Корейской войны.
-
Умелое использование научно-тех. достижений. К концу 55 г. была завершена подготовка к широкой тех.реконструкции промышленности и черной металлургии. После окончания войны в Корее перед Японией встал вопрос о необходимости форсировать НТП. Яп. монополии пошли по пути коренной реконструкции своих предприятий, что явилось важной причиной высоких темпов индустриализации страны. Важную Оль сыграл Центр патентной информации, который предлагал частным фирмам по их выпуска продукции или улучшения каких-либо экономических показателей. Улучшение общеобразовательной и профессиональной подготовки. (расходы на образование до 40% национального дохода, - это мировой рекорд).
-
Государственно-монополистическое регулирование, роль госсектора, госпланирование. Участие государства в экономике было огромным. Несмотря на трудности государство не только осуществляло прямое финансирование промышленности, но и вело так называемую систему приоритетных отраслей. Созданный в 46 г. Банк финансирования восстановления выдавал льготные кредиты на приобретение и ремонт оборудование. В 1952 г. был образован Совет по вопросам экономики – орган координирующий всю экономическую политику через соответствующие государственные институты, и создано Управление промышленных технологий.
-
Расширение рынков сбыта.
В совокупности все эти факторы обеспечили устойчивые тепы развития.
Вместе с тем были отрицательные моменты:
Социальная напряженность. Низкая заработная плата, высокая эксплуатация. С тем чтобы конкурировать на внешних рынках Япония вынуждена сокращать издержки производства, в том числе за счет снижения зар.пл. Это способствовало снижению экспортных цен на японские товары.
Вопрос 3. Особенности общественно-политического и экономического развития Японии 60-90- гг. Японский классический менеджмент.
Политическая система Японии плюралистична. В этой системе главная роль до н. 90 х гг. играла ЛДП, созданная еще в 1955 г. она бессменно на протяжении более 3 десятилетий находилась у власти. ЛДП как господствующая партия оказывала огромное воздействие на формирование и функционирование системы политической власти в Яп. в 60-80-е гг.
В системе политических партий Японии можно выделить левые, правые партии и партии центра.
К левым партиям относились коммунисты и социалисты. Влиятельной силой в этот период остается СПЯ. Основными лозунгами ее являются борьба против милитаризации страны, за невооруженный нейтралитет Яп., против наращивания мощи вооруженных сил.
Еще одним оппонентом ЛДП является КПЯ, придерживающаяся принципов борьбы за мир и создание антиядерного правительства, отказ от милитаризации страны, расторжение военного союза с США.
Определенную роль в политико-идеологической жизни страны играли партии «среднего пути», представлявшие собой Центр политической системы Японии: - Комэйто (религиозно-буддийского толка), Партия дем.соц-ма.
Комэйто образовалась в ноябре 1964 г. на базе буддийской секты. Ратовала за общество всеобщего благоденствия, свободного от всех пороков Запада. ПДС (1960) выступала за развитие производственной демократии, поддерживала Договор безопасности с США, но выступала с позиций пацифизма.
Правые силы представлены ЛДП.
Заметное место в полит. системе занимали профсоюзы. В 1989 г. образовался не виданный прежде в Яп. профцентр Японская конфедерация профсоюзов (Ренго).
В системе официальных учреждений в Яп. новое место занял институт императора, который ранее был главой государства с фактически неограниченными полномочиями. Существовали различные взгляды на форму правления в Яп. Наиболее распространенное суждение, согласно которому современная Яп. – парламентская монархия, поскольку имеется наследственный монарх с титулом императора. В то же время высказываются мнения о том, что в Яп. монархии уже не существует и в стране утвердился республика с атрибутами монархии, имеющими лишь формальное значение. По конституции император является символом государства и единства народа. Вследствие чего возникли различные концепции главы государства. Согласно одним теориям, глава гос-ва – император, по другим – премьер-министр. Конституция на имп-ра возложила целый ряд ф-й, в т.ч. созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парл.выборов, назначение премьер-министра, назначение председателя Верховного суда, прием ин. Представителей. Однако наделение его этими ф-ми носит формальный х-р. Несмотря на то, что 4 десятилетия подряд ЛДП удерживала в своих руках власть уже к к.80-х гг. складывается ситуация перехода к 2 –х партийной системе. Еще с сер.70-х гг. большое возмущение населения вызывают факты коррупции в правящем лагере, прежде всего в ЛДП. Это заметно сказалось на репутации партии. В июле 1989 г. она сначала проиграла выборы в префектуральное собрание Токио, а з/м потеряла контроль над верхней палатой яп. парламента.