ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 349
Скачиваний: 5
Семинар.
Революционные события 1917 года.
1. Россия в первой мировой войне. Кризис самодержавия.
-
В чем заключалась специфика международной обстановки в начале XX века?
-
Охарактеризуйте причины формирования, состав и цели двух противостоящих блоков — Тройственного союза и Антанты.
-
Могла ли Россия избежать участия в первой мировой войне?
-
Кратко охарактеризуйте события на Восточном фронте в 1914-1915 годах.
2. Причины и характер Февральской революции. События февраля 1917 года в Петрограде и восстание 27 февраля.
-
Как повлияла война на социально-экономическую обстановку в стране, теорию и практику ведущих политических партий, расстановку политических сил?
-
Перечислите факторы, повлиявшие на обострение революционной ситуации в стране в 1917 году.
-
Был ли социальный взрыв в феврале 1917 года случайным или закономерным?
-
Опишите состав, провозглашаемые цели, объем реальной власти в центре и на местах Временного правительства и Петросовета.
-
Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства после прихода к власти.
-
В чем состоят причины установления двоевластия в центре страны и, зачастую, многовластия в регионах? Как повлияло отречение Николая II на ситуацию с властью?
-
О чем заключаются причины кризисов Временного правительства? Почему кадетская партия не справлялась с ситуацией кризиса власти?
-
Кратко опишите состав трёх коалиционных правительств.
-
Почему в августе 1917 г. была предпринята попытка установления военной диктатуры и каковы последствия этого события?
-
Почему, на ваш взгляд, наиболее насущные проблемы страны не были решены?
-
Охарактеризуйте взаимоотношения большевиков с левыми эсерами. Что объединяло партии, и по каким вопросам их позиции были противоположны?
-
Какие проблемы большевикам удалось решить с помощью ПЛСР, и справедлива ли характеристика левых эсеров как «союзников напрокат»?
3. События октября 1917 года :приход большевиков к власти.
-
Как и почему большевикам удалось взять власть в октябре 1917 г.?
-
Проанализируйте первые действия большевиков после прихода к власти, в том числе содержание и цели первых советских декретов.
-
Почему большевики созвали Учредительное собрание и сразу же его разогнали? Какие последствия имел разгон Учредительного собрания?
-
Почему большевики последовательно уничтожили другие политические партии и организации?
-
Почему в России 1917 года из двух возможных альтернатив развития: буржуазно-демократических основ организации власти и общества и установления диктатуры - реализовалась именно последняя? Какие факторы этому способствовали? Что обеспечило успех большевиков?
Работа с источниками
Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
1. Французский историк Л. Февр о причинах первой мировой войны
"Немало давнишних войн было, если докопаться до сути вещей, войнами за соль, перец или селедку…
Несомненно … что именно проблемами полезных ископаемых, горючего, сырья, рынков сбыта и промышленных кредитов определялись действия людей и стран, вступивших в войну в 1914 г."
Из интервью проф. В. Дайеста (Германия) и П. Лиддла (Великобритания), специалистов по истории первой мировой войны
"События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. … Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. … нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе... Сравнивая соотношение сил коалиций, можно утверждать, что Германия должна была проиграть...
Учитывая трудности, с которыми пришлось столкнуться России, ее достижения нельзя оценивать иначе как выдающиеся. Из наступательных операций я бы особенно выделил Брусиловский прорыв. … Хотя судьба войны решалась на Западном фронте, Россия существенно влияла на события. Оборонительные и наступательные операции русских армий на Восточном фронте помогли союзникам измотать Германию и приблизили ее поражение...
ХХ век начался именно в 1914 году. Эта война заложила основы современной цивилизации. … Война породила множество самых различных течений, и фашизм был одним из них. …Версальский договор был чрезвычайно жестким в отношении Германии. … (в нем) слишком заметно стремление унизить побежденных, что в свою очередь провоцировало новую вражду. Так и произошло. …В годы первой мировой войны закладывались основы будущей геббельсовской пропаганды и теории расового превосходства немцев...
Война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России."
Из статьи Г. Померанца «Вкус к жестокости»
"Прежние войны вели профессиональные армии, сохранявшие что-то от рыцарских правил игры. Народы в целом не воевали… Мировая война все это переменила. Она загнала в окопы слишком много мужчин – добрую половину во всех великих цивилизованных странах. И цивилизация начала расползаться, как старая кожа змеи, и вылезла жестокость. Жестокость вошла в искусство, даже в религию… Жестокость надула паруса идеологий классовой и расовой борьбы… Война развязала вкус к жестокости, и он окрасил ХХ век...
Война создала и материальный костяк для государства, основанного на ненависти: управляемую экономику, подчиненную единой воле. Военная экономика Германии была образцом, на который несколько раз ссылался Ленин. По этому образцу он строил свой социализм.
Война, начавшаяся в 1914 году, до сих пор не кончилась. Страсти, сдавленные в спорах ядерных держав, кипят в малых войнах и в уличном терроре…"
Каковы причины первой мировой войны? Что Вы можете сказать о роли войны в истории России? Ее глобальных последствиях для всего человечества?
2. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)
"Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух."
Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции
"Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить."
Какие события явились началом Февральской революции? Было ли неизбежным в сложившейся в стране ситуации падение самодержавия? Свой ответ аргументируйте. Каковы глубинные причины революции?
3. "Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить ... мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилились благодаря созданию общей ответственности всех и каждого."
Отрывок из какого документа приведён выше? В чем его суть и каковы последствия?
4. О настроении рабочих Прохоровской мануфактуры («Известия Московского Совета рабочих депутатов», 26 сентября 1917 г.)
Два вопроса волнуют сейчас рабочих: вопрос о хлебе и о войне. Хлебный вопрос стоит очень остро, дети у многих отосланы в деревню, но и взрослым не хватает хлеба… Что касается войны, то ясно чувствуется, как гибельно ее продолжение, но в то же время пока не видят способа ее окончания, что создает тяжелое недоумение. Вообще чувствуется жажда выхода из настоящего положения, разочарование в том, что до сих пор так мало достигнуто. Это заставляет обращаться к тем партиям, которые еще не были у власти и обещают выход. …пусть большевики возьмут власть в свои руки, может быть, они, действительно, найдут выход.
Из письма наркома народного просвещения А.В. Луначарского к жене (27 октября 1917г.)
Ты, конечно, из газет знаешь все подробности переворота. Для мене он был неожиданным. Я, конечно, знал, что борьба за власть Советов будет иметь место, но что власть будет взята накануне съезда – этого, я думаю, никто не знал. Может быть, даже Военно-революционный комитет решил перейти в наступление внезапно, из страха, что, занимая чисто оборонительную позицию, - можно погибнуть и погубить все дело.
Переворот был сюрпризом и со стороны легкости, с которой он был произведен. Даже враги говорят: «Лихо»… жертв чрезвычайно мало пока…я всегда рисовал себе отчетливо все подавляющие трудности, с которыми встретится Советская власть. Но они в 1000 превзошли все ожидания. … С-ры и меньшевики, даже интернационалисты нас начисто бойкотируют. Дума городская озлоблена против нас. Обыватели, интеллигенция – все, все, все, кроме солдат и рабочих, быть может, некоторых крестьян. … Крах во всем, со всех сторон! Даже, собрав все силы, Россия, быть может, не вышла бы из этого ужаса, а мы должны спасти ее одними большевистскими силами…положение страшно опасно и ответственно.
Каковы причины победы большевиков в октябре 1917 г.? Какие силы в российском обществе выступили в поддержку советской власти?
Учебные задания и упражнения.
1. Прошедшее. Настоящее. Будущее.
Давно прошедшее
Горемыкин страной управлял как премьер,
Немцы шли через Вислу и Равку.
Дума тщетно ждала новых мер,
Царь катался из Царского в Ставку.
Прошедшее
Горемыкин все щелкал беззубой десной,
Получил вновь Распутин прибавку.
Депутатов созвать обещали весной,
Царь же едет из Царского в Ставку.
Настоящее
Горемыкина Штюрмер сменил, бюрократ
Горемыкин убрался в отставку.
Гинденбург и фон Бюлов под Ригой торчат,
Царь из Царского выехал в ставку.
Будущее
Депутаты весною рассмотрят бюджет,
Перейдем мы от мяса на травку.
Будут выпуски новых бумажных монет,
Царь поедет из Царского в Ставку.
В стихотворении названы конкретные исторические лица. Какова их роль в истории? Видите ли Вы в их деятельности «вклад» в формирование общенационального кризиса?
2. " Во всем огромном городе, – вспоминал позднее о настроениях, царивших в Петрограде в конце 1916 – начале 1917 г., один из убежденных монархистов В.В. Шульгин, – не нашлось бы и ста человек, преданных старой власти". Изумленные подданные Российской империи не успевали не только познакомиться с политическими программами, но и разглядеть лицо очередного владельца министерского портфеля.
Сатирик-любитель писал тогда:
«Русь, что ни день,
Меняет няньку,
Предавшись горькому посту.
В лицо скорей узнаешь Ваньку,
Чем Протопопа на посту».
Вопрос
С каким названием вошла в историю частая смена членов правительства в это время? В чём вы видите причины этому?
3. Проанализируйте содержание Апрельских тезисов В.И. Ленина. Можно ли считать их действенной программой выхода из кризиса? Свой ответ аргументируйте.
4. Заполните таблицу
Временное правительство России в 1917 году
Название |
Время действия |
Партийный состав |
Председатель |
Временное правительство |
|
|
|
1-е коалиционное правительство |
|
|
|
2-е коалиционное правительство |
|
|
|
3-е коалиционное правительство |
|
|
|
5. Из книги Л.Д. Троцкого “История русской революции” о событиях 25 октября 1917 г. в Петрограде
"Спокойствие на октябрьских улицах, отсутствие толп и боев давали противникам повод говорить о заговоре ничтожного меньшинства, об авантюре кучки большевиков. ... В действительности же большевики могли свести в последний момент борьбу за власть к “заговору” не потому, что были маленьким меньшинством, а, наоборот, потому, что имели за собою в рабочих кварталах и казармах подавляющее большинство, сплоченное, дисциплинированное.
Из книги Ф. Степуна "Бывшее и несбывшееся"
"Противопоставлять Февраль Октябрю как два периода революции, как всенародную революцию - партийно-заговорщическому срыву ее, ... конечно, нельзя. Октябрь родился не после Февраля, а вместе с ним, может быть, даже и раньше его."
Опираясь на свидетельства современников и другие источники, подумайте: какое понятие Вы употребили бы в связи с оценкой действий большевиков в октябре 1917 г.: «заговор», «переворот», «революция»? Почему? Свой ответ аргументируйте.
6. Подумайте, была ли альтернатива октябрьским событиям 1917 года? Свой ответ аргументируйте.
7. Изобразите схематично структуру власти, сложившуюся после победы большевиков. Опишите функции Всероссийского съезда Советов, СНК, ВЦИК, наркоматов, ЦК партии, народных судов, революционных трибуналов, комбедов. Кому принадлежала реальная власть в стране?
8. Заполните таблицу