ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1431

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

Административные реформы

В первые годы своего царствования Петр своим указом прекратил пополнение Боярской думы новыми членами. Таким образом она была обречена на "вымирание". Важные государственные решения стала принимать команда ближайших сподвижников царя. 
 

В 1699 году была проведена первая административная реформа – учреждено особое ведомство городов, введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Таким образом, упразднялась власть всесильных некогда воевод. Судом и сбором налогов с того момента ведали бурмистры. Эта должность было выборной. Во главе новообразованных органов стояла Московская Ратуша, которую выбирали московские купцы. В компетенции Ратуши во главе с обер-инспектором находились основные поступления государственных доходов с городов, а также надзор за действиями всех институтов самоуправления.

Однако, с ростом государственных расходов Петр постепенно утратил доверие к финансовым возможностям Ратуши. Тогда он решил перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая мера обеспечивала большее удовлетворение финансовых потребностей государства. К тому же, после окончания затянувшейся Северной войны эта реформа должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.

В конце 1707 года началось осуществление новой губернской реформы, и в 1708 году было объявлено создание восьми губерний (подразделявшихся на провинции): Московской, Ингерманландской (позднее Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Главами пограничных губерний были генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. В провинциях правили воеводы. При губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия - учреждение, приводящее в исполнение все приказы и распоряжения. Затем, с 1710 года воеводы были переименованы в уездных комендантов. Губернаторам подчинялись вице-губернаторы (заместители), ландрихтеры - фактически судьи, провиантмейстеры и многие другие чиновники. В результате губернской реформы Московская Ратуша фактически превратилась из общегосударственного в губернский аппарат, что упразднило реформу 1699 года.


Также в 1710 году была осуществлена подворная перепись населения страны, в результате которой была определена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Вместо упраздненных комендантств были созданы новые "доли" во главе с ландратами. В больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предполагалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния возьмет на содержание определенное число полков. 
Но, поскольку Северная война затянулась, и не пришлось размещать в губерниях приписанные к ним полки, эта реформа оказалась нецелесообразной. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для коррупции.

Вся власть была по-прежнему сконцентрирована в руках "команды" приближенных к Петру лиц, которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

2 марта 1711 года Указом царя было провозглашено создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил: 
 

Указ, что по отбытии нашем делать

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, тож и ябедником да последует;
2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить;
3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны; 
4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж;
5. Вексели исправить и держать в одном месте;
6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать; 
7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной;
8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать; 
9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. 

Петр

Сразу после учреждения Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, который настаивал на признании Сената высшим государственным органом. Все лица и учреждения, по мнению Петра, должны были повиноваться Сенату как самому государю.



Постоянно пребывая в поиске мер жесткого контроля над управлением, Петр I в 1711 году учредил фискальную систему. Фискалам вменялось в обязанности доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках чиновников. Сами фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, они получали половину имущества виновного.

На следующем этапе административных реформ Петр решил образовать коллегии по шведскому образцу . 23 марта 1715 года Петр в своей заметке обозначил шесть коллегий - без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. В 1717-1718 гг. Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 года царь назначил президентов и вице-президентов коллегий.


Заключительным этапом формирования коллегий стало принятие в 1720 году Генерального регламента, документа, определявшего штаты коллегий и разграничивавшего их компетенцию, задачи и функции. Коллегиальная система действовала почти столетие - с 1717 по 1802 гг.

В 1719-1720 гг. началась очередная реформа местного административно-территориального устройства, в результате которой были отменены "доли" и должности ландратов. Теперь губернии делились на провинции, а те на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Должность бурмистров в городах упразднялась. Все население делилось на три части:
- 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских);
- 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники);
- "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Только представители 1-ой гильдии могли избираться в новые органы городского самоуправления – магистраты. Деятельность городских магистратов контролировал созданный в 1720 году Главный магистрат.

В 1722 году был принят Свод законов о порядке государственной службы – Табель о рангах, что явилось итогом административных реформ Петра Великого. Табель о рангах устанавливала 14 рангов по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства (в чем заключалась известная демократизация системы управления).

Абсолютизм в России. Становление А. в России (см. Самодержавие) представляло собой длительный процесс. Предпосылки возникновения А. наметились ещё со 2-й половины 16 в. (усиление централизации государственного управления, ликвидация остатков удельной раздробленности, ликвидация местничества; в дальнейшем — падение значения Боярской думы, отмирание Земских соборов и т.д.), но окончательное оформление и превращение России в чиновничье-дворянскую монархию было в основном завершено в 1-й четверти 18 в. Это нашло своё выражение в замене приказов коллегиями (возникновение бюрократического централизованного государственного аппарата), создании регулярной армии, полиции, окончательном подчинении церкви государству и т. д. Немалую роль в становлений А. сыграло превращение Русского государства в обширную Российскую империю.

А. в России, по сравнению с А. Западной Европы, обладал рядом особенностей. К числу их относится слабость российской буржуазии, порожденная многочисленными причинами (задержка в развитии городов в результате монголо-татарского нашествия, закрепощение основной массы сельского и городского населения, обусловившее медленное развитие капитализма и др.), которые ставили её с самого момента возникновения в большую зависимость от государства. Особенности русского А. определялись и тем, что в России, в отличие от Западной Европы, на протяжении всего 18 и 1-й половины 19 вв. сохранялись крепостнический строй и политическое господство дворянства, могущество которого составляли крепостнические латифундии в Европейской России. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в России эволюция А. в сторону буржуазной монархии происходила весьма медленно. Ко времени Февральской революции 1917 процесс этот не был ещё завершен.


Экономическое развитие страны вынуждало русский А. идти на удовлетворение некоторых нужд формирующейся буржуазии, но это были главным образом такие нужды, которые были выгодны самому дворянству и укрепляли его положение в стране (изменение системы обложения внутренней и внешней торговли в сторону протекционизма и меркантилизма, поддержка промышленных строительств и т. п.). Объективно, однако, такая политика способствовала складыванию буржуазии как класса. Вместе с тем А. в России обладал, как отмечал В. И. Ленин, известной степенью независимости и способностью (в особенности с сер 19 в) лавировать между противоречивыми интересами различных классов. Самодержавие держалось, писал В.И. Ленин, "...отчасти и неподвижностью массы крестьянства и мелких производителей вообще, отчасти балансированием между противоположными интересами, представляя собой, до известной степени, и самостоятельную политическую силу"(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 363).

Под влиянием социально-экономического развития страны и революционного движения А. в России в 19—20 вв. сделал, по выражению Ленина, несколько "шагов" в сторону буржуазной монархии. Первым таким шагом, осуществленным в условиях революционной ситуации 1859—61, была крестьянская реформа 1861 и последующие буржуазные реформы (земская, судебная, военная и др.); вторым шагом, сделанным в результате революции 1905—07, была столыпинская аграрная реформа и создание Государственной думы, представлявшей собой союз царизма, крупных помещиков и верхов торгово-промышленной буржуазии. При этом эволюция в сторону буржуазной монархии имела весьма противоречивый характер (контрреформы 80-х гг. 19 в. и др.). В условиях нарастания классовых противоречий и революционного движения в России в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. во всей политике А. усиливаются реакционные черты, стремление к бонапартизму.

А. в России был свергнут Февральской буржуазно-демократической революцией 1917.

Вопрос об А. в России далеко ещё не изучен. До сих пор по ряду важнейших проблем (социально-экономические предпосылки, время перехода к А., его классическая природа и др.) продолжаются споры среди советских учёных. Так, по вопросу о причинах перехода к А. в России ряд историков считает, что этот переход был связан с обострением классовой борьбы широких народных масс против класса феодалов. По мнению других историков, А. в России — продукт борьбы внутри господствующего класса, между феодальной аристократией (боярством) и дворянством. Нет единства мнений и по вопросу о социальной природе русского А. Наряду с бытующей среди учёных точкой зрения, что А. в России отражал интересы не только дворянства, но и нарождающейся буржуазии, часть историков считает характер происхождения и сущность русского А. чисто феодальными. По-разному решается и ряд других вопросов, связанных с проблемой русского А.


8)Социальные преобразования при Петре 1.

- Реформа сословного устройства русского общества.

 

Серьезные изменения произошли в системе феодальной  собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более  укрепилось  власть  помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в.  завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714)  все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и  укрепление  феодального  землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских  повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса  феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

Но здесь  имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии  и  флоте, в аппарате власти   и  управлении. Это  была  постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство  дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

В 1722 г.  была издана "Табель о рангах", которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов