ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4106
Скачиваний: 6
Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные, объёмные, даже в виде запахов и в любой комбинации. Иметь товарный знак и пользоваться им - это право, но не обязанность юридического лица.
Товарный знак помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.
Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано.
Российское законодательство не охраняет не зарегистрированные обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу международных обязательств РФ.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающие зарегистрировать свой товарный знак, подают заявку в регистрирующий орган, с описанием товарного знака и приложением его образца.
Там он проходит экспертизу, прежде всего на новизну (в пределах России), если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует Россия.
Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью, государственные гербы, флаги и эмблемы, общеупотребительные обозначения товаров и общепринятые символы и термины (чтобы не вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя и не спекулировать правом на товарный знак.
Так, в 1996г. одна московская фирма сумела зарегистрировать в качестве собственного товарного знака слово "ксерокс", после чего начала рассылать в редакции газет письма с запретами на печатание этого слова без согласия фирмы. Потребовались специальные слушания в апелляционной палате Роспатента, чтобы доказать, что "ксерокс" - столь же общеупотребительное слово, как, например, телевизор.
А вот термины "коньяк" и "шампанское" зарегистрированы за конкретными французскими изготовителями в качестве торговой марки во всех странах, поэтому при поставке напитков на международный рынок такие названия всем остальным производителям использовать запрещено. Придется называть бренди, спумантэ, игристое и т.п.
Прошедший экспертизу товарный знак регистрируется за определенным правообладателем сроком на десять лет, ему выдается соответствующее свидетельство.
Это дает ему исключительное право пользоваться этим товарным знаком и требовать пресечения незаконного использования его другими субъектами. По истечении десяти лет можно продлить свидетельство на товарный знак и делать это неоднократно - каждый раз на 10 лет.
Товарный знак нужен прежде всего потребителю, который запоминает по нему фирму-производителя, имея в виду и впоследствии приобретать (или избегать) товары этой фирмы. Но и для производителя товарный знак является мощным средством рекламы. Стоимость многих известных ("раскрученных») товарных знаков иногда превосходит стоимость самой фирмы, которой знак принадлежит. Так, по заключениям международных экспертов товарный знак компании "Кока-кола" стоит более трех миллиардов долларов.
Для привлечения внимания к товарному знаку и предупреждения его незаконного использования применяется международная предупредительная кодировка: R - для зарегистрированного товарного знака, РР - для товарного знака, прошедшего формальную экспертизу и ожидающего регистрации (обратите внимание на упаковки с лекарствами).
Владелец товарного знака может распоряжаться знаком в форме уступки права на него или выдачи разрешений (лицензий) на его использование. Уступка товарного знака означает передачу прав на товарный знак его владельцем другому юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. В отличие от этого лицензионный договор предполагает предоставление другому лицу права на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок. При этом сам владелец тоже сохраняет право на товарный знак. При этом 1) качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара; 2) лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Указанные требования представляют собой определенную гарантию для потребителей, ориентирующихся на уже известный товарный знак. Лицензионные договоры заключаются обязательно в письменном виде и подлежат регистрации.
Право на товарный знак прекращается путем аннулирования его регистрации в связи с прекращением срока действия регистрации, если владелец знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны; превращение товарного знака ввиду его неконтролируемого использования в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида; в случае отказа от него владельца, что оформляется в виде письменного заявления, направляемого в регистрирующий орган, и в некоторых иных случаях.
Товарный знак не следует отождествлять с производственной маркой.
Производственная марка - это описательный способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на товаре или его упаковке и обычно включает фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар и др. данные (п.п. 7 и 8 Закона о защите прав потребителей). Производственная марка (маркировка продукции) осуществляется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой охраной.
Наименование места происхождения товара. Данный способ индивидуализации товара представляет собой название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Обозначение товара с наименованием места его происхождения содержит прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности. Конкретный способ указания на место происхождения товара может быть любым, важно лишь, чтобы обозначение ассоциировалось у потребителей с определенным местом происхождения товара.
В отличие от товарного знака к наименованию места происхождения товара не предъявляется требование новизны. Главное - это связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, людским фактором, традициями производства и т.п. (краснодарский чай, вологодское масло, русские меха, хохломская роспись, минеральная вода «Ессентуки», «Омская»).
Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано.
Субъектами права на наименование места происхождения товара могут выступать как юридические, так и физические лица, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. При этом, однако, они должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара.
Поскольку производством товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, могут одновременно заниматься несколько лиц, право на пользование одним и тем же наименованием места происхождения товара закрепляется за всеми ними.
В отличие от товарных знаков наименования мест происхождения товаров не могут быть переданы другим лицам. Неиспользование наименования места происхождения товара субъектом права на него не приводит к прекращению действия данного права.
В случае нарушения прав на товарный знак или наименование места происхождения товара их обладатели могут добиваться восстановления своих прав, пресечения правонарушений и применения к нарушителям иных предусмотренных законом санкций. Защита этих прав осуществляется нормами уголовного, административного, гражданского права.
Наиболее распространенными способами гражданско-правовой защиты являются судебные иски о признании права, пресечении действий, нарушающих право, возмещения убытков, причиненных нарушением права, причем в полном объеме. Возможно предъявление требования об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного до степени смешения. Если сделать это невозможно без причинения существенного вреда товару, по смыслу закона потерпевший вправе требовать уничтожения самого товара, который по закону считается контрафактным. Правда, контрафактный товар можно продать, но при этом весь доход пойдет в казну государства. Правообладатель вправе забрать контрафактный товар себе (в счет понесенных убытков либо с целью его последующего уничтожения). Вместо суммы причиненных убытков правообладатель товарного знака может требовать (по суду) от нарушителя выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от одной тысячи до 50 тысяч МРОТ.
Судебные споры, связанные с незаконным пользованием чужим товарным знаком, возникают всё чаще. Так, Омский арбитражный суд удовлетворил требование ООО «Ликероводочный завод ОША» к ООО «Самые вкусные сэндвичи», которое на вывесках своих кафе стало использовать зарегистрированный ООО товарный знак «Старый Омск». На основе решения суда судебные приставы сняли с кафе вывески «Старый Омск», изъяли со столов все меню, где есть этот товарный знак, в том числе в названиях блюд. Материальных претензий ОША не выдвигала, хотя можно было бы (в виде возмещения убытков, которые, однако, нужно было рассчитать и доказать в суде).
В качестве особого способа защиты права на товарный знак и наименование места происхождения товара выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителем.
Представительства и филиалы юридических лиц. Это структурные подразделения юридического лица, не являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права. Легальное определение представительства включает четыре его признака: во-первых, это подразделение юридического лица; во-вторых, обособленное; в-третьих, расположенное вне места нахождения юридического лица; в-четвертых, представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал отличается от представительства тем, что выполняет вне места расположения юридического лица не одну, а "все его функции или их часть, в том числе функции представительства". Филиалы некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и некоторых других организаций, на которых распространяется принцип специальной правоспособности юридических лиц, могут выполнять только те функции, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах юридического лица.
В отличие от этого филиалы коммерческой организации, на которую не распространяется принцип специальной правоспособности, могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, если иное не вытекает из учредительных документов самого юридического лица или его филиала. В правовом режиме филиалов и представительств много общего:
-
руководители филиала и представительства назначаются на должность юридическим лицом;
-
поскольку ни филиал, ни представительство самостоятельными субъектами права не являются, представителями юридического лица, с точки зрения ГК РФ, признаются непосредственно руководители филиала и представительства .
-
и филиал, и представительство наделяются имуществом самим юридическим лицом. При этом обособленность имущества как филиала, так и представительства носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Соответственно, взыскание по долгам юридического лица в целом может быть обращено и на имущество, выделенное филиалу или представительству. При этом не будет иметь значения, связаны ли долги юридического лица с деятельностью филиала или представительства. Точно так же по долгам, связанным с деятельностью филиала и представительства, юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. У филиала и представительства имущество может находиться лишь на отдельном балансе, который представляет собой часть самостоятельного баланса юридического лица.
Тема 4. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ КОНКУРЕНЦИИ
-
Пределы осуществления гражданских прав и конкуренция.
-
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них.
-
Нормативно-правовая основа конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
-
Правовая характеристика недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
-
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.
-
Понятие естественной монополии. Нормативно-правовая основа, государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.
-
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.
В ст. 10 ГК РФ в наиболее общем виде обозначены пределы осуществления гражданских прав. Право, не ограниченное никакими пределами, неизбежно превращается в свою противоположность – в произвол и перестает быть правом.
С целью недопущения монополистической деятельности, т.е. действий субъектов предпринимательства, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, являющейся одним из главных рычагов развития предпринимательства, осуществление гражданских прав в сфере предпринимательства подчиняются некоторым особым правилам. Эти правила не допускают использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке какого-либо товара (услуг, работ). Более подробно вопросы, связанные с правовыми гарантиями конкуренции, регулируются в Законе РСФСР от 22 марта 1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от .05.1995 № 83-ФЗ, от 06.05.1998 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002 № 122-ФЗ).
Этот Закон действует на всей территории Российской Федерации и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
Конкуренция - это состязательность субъектов предпринимательской деятельности, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция присуща любой деятельности, и в первую очередь предпринимательской, но она должна быть добросовестной.