Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 3870

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоммерческим организациям предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь при одновременном наличии двух условий: эта деятельность должна, во-первых, служить достижению целей, поставленных перед организацией, и, во-вторых, по своему характеру соответствовать этим целям.

Правоспособность юридического лица. В зависимости от вида юридические лица обладают либо общей (универсальной), либо специальной правоспособностью.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ принцип специальной правоспособности действует в отношении только прямо указанных в нем видов юридических лиц. Все они могут совершать только такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или ином учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Указанное требование распространяется на учреждения и иные некоммерческие организации, а наряду с ними на отдельные коммерческие организации — унитарные предприятия и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации. И наоборот, хозяйственные товарищества и общества, а равно производственные кооперативы, представляющие собой коммерческие организации, построенные на началах членства, могут иметь любые гражданские права и обязанности, если они сами не ограничат себя в этом плане. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления какой-либо предпринимательской деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в различного рода биржевых или иных рисковых сделках. Для занятия многими видами деятельности необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Лицензирование охватывает самый широкий круг видов деятельности, и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная, общественное питание и др.

ГК РФ определяет моменты начала и конца правоспособности. Правоспособность юридического лица начинается в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица. Точно так же право осуществления лицензируемой деятельности возникает в момент получения лицензии, а прекращается — в момент истечения срока ее действия (если иное не указано в законе или ином правовом акте).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК РФ впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными, только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.


Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

Индивидуализация юридических лиц в гражданском обороте, т.е. четкое выделение его из массы иных юридических лиц в гражданском обороте и иной деятельности, осуществляется главным образом наличием у каждого юридического лица индивидуального наименования и определением его местонахождения. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительных документах - уставе, учредительном договоре и, таким образом, регистрируются одновременно с регистрацией юридического лица.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму: ОАО, ООО, ПК и т.д. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (государственный университет, спортивное общество, унитарное муниципальное торговое предприятие и т.д.).

Эти требования обязательны. Кроме того, любое юридическое лицо может иметь собственное имя, тоже указываемое в учредительных документах: спортивное общество "Буревестник", университет имени Жданова, ОАО "Меркурий", всякого рода МММ, АКМЭ и т.д.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, согласно п.4 ст. 54 ГК РФ, обязательно должно иметь фирменное наименование. Под фирменным наименованием понима­ется то наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота.

Действующее законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований. Прежде всего оно должно содержать указание на организационно-правовую форму предприятия (унитарное муниципальное предприятие, общество с ограниченной ответ­ственностью, открытое акционерное общество и т.п.), профиль деятельности (производственное, торговое, строительное и т. п.), иногда - личность владельца. Обычно фирменное наименование включает и собственное имя юридического лица: Производственное ОАО «Зенит».

В настоящее время, в условиях отсутствия законодательной базы относительно требований к фирменному наименованию, творчество создателей юридических лиц в отношении собственных наименований не знает удержу.


Требования ГК РФ к фирменному наименованию юридического лица в сфере предпринимательства конкретизируются применительно к отдельным видам юр. лиц. Так, в силу ст. 69 ГК наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования - для юр. лиц)) всех его полных товарищей (полное товарищество "Иванов, Петров, Сидоров"), либо имя (наименование) одного или нескольких товарищей с добавлением: "и компания" (полное товарищество "Дудкин и компания"). Фирменное наименование АО и ООО должно содержать наименование общества и указание на организационно-правовую форму.

Дополнительные требования установлены для использования в фирменных наименованиях слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (например, банк "Российский кредит").

Фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований, иначе индивидуализация юридического лица будет весьма затруднительной или невозможной. Фирменное наименование не должно вводить в заблуждение. Так, по одному арбитражному спору суд признал обоснованным отказ регистрационной палаты в регистрации ООО «Главк». Это слово в общепринятом значении употребляется для названия главных управлений, ведомственных подразделений министерств и использование этого слова в названии обычного юридического лица способно вводить в заблуждение.

Обычно фирменное наименование должно оставаться неизменным в течение всего времени существования данного юридического лица. Лишь в тех случаях, когда произошло измене­ние организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании. Таким образом, право на фирму носит в принципе бессрочный характер.

Фирменное наименование могут иметь не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели, что явствует из ст. ст. 1027 — 1028 ГК РФ.

Право на фирменное наименование - это личное неимущественное право его владельца (ст. 138 ГК РФ) и заключается в гарантированной владельцу права возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наи­менованием. Фирмовладелец вправе (и обязан!) помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах, использовать в рекламе.

Одновременно обладатель права на фирменное наименование вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связан­ных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирмен­ного наименования, ибо данное субъективное право носит исключительный характер, то есть фирмовладелец обладает монополией на использование этого права.

Таким образом, владелец фирменного наименования - с момента регистрации этого наименования в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (ст. 54 ГК). Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с регистрацией (или перерегистрацией) юридического лица).


Действующий Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями) в принципе не запрещает регистрации разных юридических лиц с одинаковым названием (логотипом), но правило об исключительности пользования фирмовладельцем своим фирменным наименованием позволяет ему обращаться в суд и требовать прекращения права на такую же или очень сходную фирму другими юридическими лицами. Недопустимая степень сходства определяется судом исходя из вероятности их смешения в гражданском обороте и введения в заблуждение потенциальных контрагентов фирмовладельца и потребителей его продукции.

Так, например, при наличии юридического лица с фирменным наименованием «Автодор» другое юридическое лицо, занимающееся той производственной деятельностью, зарегистрировалось под названием «Автодорец». По иску первого арбитражный суд запретил второму использовать такое название с последующим внесением изменений в учредительные документы и перерегистрацией его как юридического лица. И новосибирский суд по иску строительной организации ЗАО «Корпорация «Красный проспект» к ответчику ЗАО «Строительная корпорация «Красный проспект».

В другом же случае арбитражный суд отказал в иске о запрещении пользоваться фирмой ответчику, ибо весьма схожие названия: ОАО «Росалко» - производителя ликеро-водочной продукции и ЗАО «Русский водочный торговый дом «Росалко-Нева», принадлежали разным по организационно-правовой форме юридическим лицам, а кроме того, они различны и по роду деятельности, поэтому смешение их в гражданском обороте невозможно.

Хотя право на фирменное наименование - это личное неимущественное право, оно нередко получает достаточно кон­кретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов пред­приятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., участником которой является и Россия, во всех странах, являющихся участницами данной Кон­венции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерритори­альную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.

Право на фирму (на фирменное наименование) является в принципе правом неотчуждаемым и может быть передано другому лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия. Кроме того, владелец фирменного наименования может выдавать разрешения на пользование этим наименованием другим юридическим лицам (или индивидуальным предпринимателям) на основе договоров коммерческой концессии.

Кроме наименования, индивидуализации юридического лица служит определение его местонахождения. По ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.


Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Местонахождение юридического лица, т.е. его конкретный адрес, указывается в его учредительных документах. Юридическое лицо может иметь несколько зданий, в разных населенных пунктах, в которых располагаются его подразделения, но в качестве места нахождения указывается только один адрес, по которому ведется переписка, предъявляются претензии и иски, исполняются обязательства, применяются акты местных органов власти и управления, т.е. осуществляется вся связь с юридическим лицом.

Так, для ОмГУ таким адресом является местонахождение 1 корпуса – Проспект Мира , 55-а, хотя орган этого юридического лица – ректор ОмГУ – находится в 4-м корпусе. Изменение места нахождения юридического лица требует внесения изменений в учредительные документы с регистрацией этих изменений в регистрирующем органе - налоговой инспекции.

Таким образом, для создания юридического лица необходимо наличие какого-либо помещения, адрес которого будет указан в учредительных документах, представляемых на государственную регистрацию.

Следует иметь в виду, что регистрирующий орган не осуществляет контроль за соответствием действительности сведений, содержащихся в учредительных документах регистрируемого юридического лица, в том числе касающихся его адреса. Поэтому вполне можно и не обнаружить юридического лица по тому адресу, который будет указан в регистрирующем органе. Ответственности регистрирующий орган за это не несет. Ответственность за достоверность информации в представленных на регистрацию документах несет только сам заявитель.

Соответственно, прежде чем иметь дело с сомнительным юридическим лицом, заключать с ним договоры, следует не только убедиться в его легитимности путем получения выписки о его существовании из регистрирующего органа, но и убедиться в том, что оно действительно существует по указанному им адресу.

Товарный знак и знак обслуживания.

Для юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей, производящих и продающих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги, дополнительным средством индивидуализации может выступать товарный знак (знак обслуживания).

Под товарным знаком и знаком обслуживания понимается обозначение, способ­ное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Право на товарный знак закреплено за правообладателями и в сети Интернет. В частности, в доменных именах и при иных способах адресации приоритет будет отдаваться обладателям прав на товарный знак.