ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4112
Скачиваний: 6
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Учредительный договор требует обязательной письменной формы (простой или нотариальной) и подписания его всеми учредителями. Если у юридического лица единственный учредитель (гражданин или юридическое лицо), учредительный договор, естественно, не заключается.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида (например, первичные профсоюзные организации) или общего устава общественного объединения (это может касаться отделений общественных организаций, являющихся юридическими лицами). Однако это не относится к коммерческим организациям, которые всегда должны иметь собственные учредительные документы.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК РФ, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК РФ и специальных нормативных актах .
Завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, является государственная регистрация юридического лица. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. В силу п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридических лиц. Осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ с изменениями от 23 июня 2003г. В соответствии с этим законом по единым правилам регистрируются и коммерческие, и некоммерческие организации - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
В принципе, чтобы создать юридическое лицо, достаточно уплатить госпошлину, подать заявление в налоговую инспекцию с приложением учредительных документов и не позднее пяти рабочих дней получить свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Однако на практике принцип «единого окна» пока полностью не выдерживается. Обычно после государственной регистрации юридического лица нужно получить коды статистики, изготовить печать и др.
Закон никак не решил вопрос о возможности регистрировать юридические лица с одинаковыми названиями, поэтому нельзя отказывать в регистрации - даже если уже есть фирма с таким же наименованием и даже с такой же организационно-правовой формой, если нет реальной опасности введения в заблуждение третьих лиц (например, если они занимаются качественно разной деятельностью). Они всё равно будут различаться и по другим параметрам - по местонахождению, по ИНН, по дате регистрации, номерам банковских счетов.
При обращении за государственной регистрацией вновь создаваемого юридического лица заявитель – физическое лицо обязательно предъявляет паспорт. Следует отметить, что в настоящее время в стране значительное количество юридических лиц регистрируется по подлинным или чужим (утерянным, украденным) паспортам. Определенные преграды этому создаются. В Министерстве налоговой службы внедрен программный комплекс для проверки паспортных данных физических лиц в специально создаваемой им федеральной базе утерянных, украденных, недействительных паспортов, паспортов умерших граждан (общее количество таких паспортов по стране измеряется десятками тысяч). Теперь перед регистрацией юридического лица паспорта физических лиц, представивших документы на регистрацию юридического лица, предварительно проверяются по базе данных, причем в рамках России в целом, а не только, например, в пределах Омской области, если юридическое лицо регистрируется в омской области.
Ранее органы УВД тоже проверяли документы учредителей юридических лиц, но уже после государственной регистрации. И предприимчивые жулики иногда успевали зарегистрировать юридическое лицо, после этого за два-три дня провернуть мошеннические сделки, наделать долгов и скрыться. А по фальшивому паспорту найти их весьма проблематично.
Правда, и сейчас можно зарегистрировать юридическое лицо по вполне действительному паспорту какой-нибудь пенсионерки, наделать долгов и исчезнуть, а с заявительницы (она же – официальный учредитель) получить долги вряд ли удастся.
Законом о государственной регистрации регламентируются два тесно связанных между собой круга правоотношений. Это, во-первых, непосредственно вопросы регистрации юридических лиц, а во-вторых, - вопросы ведения Государственного реестра юридических лиц.
Структура Закона складывается из девяти глав, посвященных соответственно: общим положениям; государственному реестру; порядку государственной регистрации; государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации; государственной регистрации изменений учредительных документов и сведений государственного реестра; отказу в государственной регистрации и ответственности, а также переходным положениям.
Государственная регистрация юридических лиц определяется в Законе как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством), проведением налогообложения, получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах.
В самом Законе не был решен вопрос о том, какой же орган будет осуществлять государственную регистрацию. Сказано лишь, что это должен быть орган федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 2).
Такая нерешительность в четком определении органа государственной регистрации юридических лиц необъяснима в свете предписаний п. 1 ст. 51 ГК РФ, где уже установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
Регистрационный орган был определен в изданном на основании Закона Постановлении Правительства РФ от 17 мая 2002г. - это Министерство РФ по налогам и сборам как федеральный орган исполнительной власти (за некоторыми исключениями, касающимися в основном некоммерческих организаций, в частности, общественных объединений и политических партий. Непосредственно регистрацией по этому постановлению должны заниматься налоговые органы (инспекции) административных округов - по месту государственной регистрации юридического лица. Раньше этим обычно занимались специально созданные для того Регистрационные палаты.
Министерство по налогам и сборам было избрано в качестве регистрирующего органа на том основании, что, во-первых, это позволит одновременно ставить возникающие юридические лица на налоговый учет, а во-вторых, учитывалось наличие у Министерства по налогам и сборам территориальных подразделений налоговой службы во всех субъектах Российской Федерации, что необходимо для регистрации, (пожалуй, ещё только у Сбербанка есть такая разветвленная сеть территориальных подразделений).
Государственный реестр.
Закон определяет принципы ведения государственного реестра (ст. 4), который должен вестись и на бумажном, и на электронном носителях.
Закон закрепляет исчерпывающий перечень сведений и документов, содержащихся в государственном реестре, который, в частности, включает:
-
все виды наименований юридического лица;
-
его организационно-правовая форма;
-
адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или иного органа либо лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности. По этому адресу имеется в виду осуществление связи с юридическим лицом;
-
способ образования юридического лица (т.е. создание или реорганизация);
-
сведения об учредителях;
-
копии учредительных документов;
-
в необходимых случаях (например, при реорганизации) - сведения о правопреемстве;
-
дата регистрации изменений учредительных документов, если это производилось;
-
размер указанного в учредительных документах уставного капитала или его аналога (т.е. складочного капитала или паевых вносов или другого);
-
данные физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные, ИНН и некоторые иные данные.
Записи в государственный реестр вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Затем (при изменении наименования, внесении изменений в учредительные документы, получении лицензий и в других случаях, указанных в законе) в реестр вносятся новые сведения. Но и прежние сохраняются.
Юридическое лицо при изменении указанных выше сведений (за исключением данных о лицензиях, которые должны быть сообщены в пятидневный срок) обязано в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган.
Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Норму о недоступности паспортных данных следует, очевидно, понимать ограничительно. В паспорте российского гражданина содержатся и такие данные, которые, без сомнения, должны быть доступны: это прежде всего его фамилия, имя и отчество, а также место жительства. Последняя информация необходима для тех, кому, например, нужно предъявить к такому лицу иск, вытекающий из деятельности юридического лица (в частности, при субсидиарной ответственности учредителя юридического лица и в других случаях).
Форма и порядок, а также срок предоставления содержащихся в реестре сведений любому лицу по запросу устанавливаются Правительством РФ, и такой срок не может быть более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается и может быть обжалован в суде.
Установление столь краткого - пятидневного - срока предоставления сведений государственного реестра как максимального безусловно отвечает современным потребностям деловой жизни.
Сведения из государственного реестра предоставляются в виде выписки из реестра, копии документа, содержащегося в реестре. При отсутствии запрашиваемых сведений выдается справка об их отсутствии.
Как общее правило, Закон предусматривает предоставление сведений из государственного реестра на платной основе. Размер платы определяется Правительством РФ. Исключение сделано для органов государственной власти (в том числе правоохранительных органов и судов), органов местного самоуправления и иных лиц, определенных федеральным законом.
Порядок государственной регистрации.
Максимальный срок государственной регистрации, императивно установленный Законом, составляет пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Закон не содержит требования о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение органа юридического лица, а позволяет весьма произвольно разрешать этот вопрос. Данное обстоятельство может негативно сказаться на процессах разрешения разнообразных вопросов, связанных с установлением действительного места нахождения юридического лица, на что неоднократно указывалось в юридической литературе, но не было учтено при принятии Закона. Получается замкнутый круг: по п. 2 ст. 64 ГК РФ местонахождением юридического лица является место его государственной регистрации, регистрация осуществляется по месту нахождения его исполнительного 9или иного) органа, что никем не проверяется.
Надо бы хотя бы установить, что риск возникновения неблагоприятных последствий, образовавшихся в связи с несоответствием фактического места нахождения организации адресу, указанному в государственном реестре, ложится на само юридическое лицо и все отправления, доставленные по адресу, указанному в государственном реестре, считаются полученными юридическим лицом.