Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 3880

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во всяком случае, прежде чем заключать договоры, вносить предоплату и т.п. в отношении «непроверенного» юридического лица, следует проверить его действительное местонахождение и вообще наличие его исполнительного органа по заявленному адресу.

Документы для регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или почтовым отправлением. С введением в действие Закона об электронно-цифровой подписи при наличии таковой можно представлять документы и по электронной почте. Соответствующие документы могут представляться уполномоченными лицами, каковыми являются:

руководитель создаваемого юридического лица;

руководи­тель юридического лица, выступающего учредителем создаваемой организации;

учредитель;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия.

Помимо указа­ния в заявлении паспортных данных заявителя и его идентификационного номера налогоплательщика подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом. При этом нотариальное удостоверение докумен­тов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представляется, что одним из недостатков Закона является отказ законодателя от установ­ления особенностей регистрации отдельных видов юридических лиц. Закон лишь опре­деляет, что специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться иными федеральными законами (ст. 10). Этот подход нарушает идею о единообразии регистрации юридических лиц на всей территории России.

В соответствии со ст. 11 Закона решение о государственной регистрации, при­нятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения соответствую­щей записи в государственный реестр – с этого момента государственная регистрация юридического лица считается состоявшейся. Заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдается (направляется) документ о внесении со­ответствующей записи в государственный реестр. Сама же государственная регистрация при создании юридического лица, как уже отмечалось, должна быть произведена не позднее пяти рабочих дней со дня принятия документов на регистрацию.

В Законе реализован принцип "единого окна", т.е. чтобы зарегистрироваться или ликвидироваться, не должно быть необходимости посетить все организации, где нужно встать на учет. Имеются в виду сама налоговая инспекция, пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд социального страхования, пожарная охрана, органы статистики и другие структуры. Согласно закону, все необходимые для регистрации действия должны совершаться в одном административном органе и им самим. Как уже отмечалось, далеко не везде это соответствует действительности.


Законом устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Следует отметить, что процедура регистрации юридических лиц при их создании определяется Зако­ном весьма лаконично и сводится к установлению порядка такой регистрации и перечня необходимых документов.

Перечень необходимых документов, представляемых при регистрации вновь создаваемого юридического лица, сле­дующий.

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Правительством РФ.

2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.

3. Учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии).

4. Доказательство юридического статуса (выписка из соответствующего реест­ра) иностранного юридического лица — учредителя, если таковой имеется.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

Документы могут быть представлены лично или отправлены по почте.

В идеале регистрация юридического лица должна выглядеть так. В налоговой инспекции или в интернете бесплатно приобретается дискета с образцами уставных документов (или просто бумажные бланки). Образцы приводятся в соответствие с требованиями учредителей юридического лица. Затем уполномоченное лицо, заплатив госпошлину, представляет или посылает в регистрирующий орган по обычной или электронной почте необходимые документы, не позднее, чем через пять рабочих дней после поступления документов в налоговую инспекцию происходит регистрация и еще не позднее одного дня – происходит выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Бывшие регистрационные палаты часто обвиняли в том, что они регистрировали юридические лица по заявлениям лиц без определенного места жительства либо по поддельным паспортам. Но и новая система регистрации - не гарантия от таких случаях. Раньше Регистрационная палата хотя бы требовала личной явки учредителя с паспортом, чтобы убедиться в его существовании. Теперь же можно и не являться, а общаться по почте.

Далее будут рассмотрены формы прекращения юридических лиц – реорганизация и ликвидация. Но реорганизация в большинстве случаев является одновременно и основанием создания новых юридических лиц – путем, например, разделения, выделения, слияния уже существующих юридических лиц.

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганиза­ции, осуществляется в том же порядке и сроки, как и при первоначальном созда­нии (учреждении) юридического лица.

Реорганиза­ция юридического лица в форме преобразования и слияния считается завершен­ной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованные и реорганизованные в форме слияния юридические лица считаются прекратившими свою деятельность.


Реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения считает­ся завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридиче­ских лиц и соответственно для разделения — реорганизованное в форме разде­ления юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесе­ния в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представляются следующие документы.

1. Заявление о государственной регистрации, содержащее подтверждение полноты содержания передаточного акта и разделительного баланса в части пра­вопреемства по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и уведомле­ния в письменной форме всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Требование о подтверждении наличия в передаточном акте и разделительном балансе положений о правопреемстве, думается, излишне. Передаточный акт и разделительный баланс должны передаваться при регистрации, а их непредстав­ление или отсутствие в них положений о правопреемстве является самостоятель­ным основанием для отказа в регистрации.

2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического ли­ца, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостове­ренные копии).

3. Решение о реорганизации юридического лица.

4. Договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных феде­ральными законами.

5. Передаточный акт или разделительный баланс.

6. Документ об уплате государственной пошлины.

Как уже отмечалось, государственной регистрации подлежат и любые изменения учредительных документов и сведений в реестре.

Регистрация изменений учредительных документов и (или) сведений в реестре осуществляется по месту нахождения (регистрации) юридического лица. При этом должен соблюдаться общий порядок представления документов. Срок такой регистрации тоже составляет пять рабочих дней.

Когда изменения касаются перемены места нахождения юридического лица, регистрирующий орган после регистрации данных изменений пересылает регист­рационное дело в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.


Тема 6. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Понятие и юридическое значение лицензирования отдельных видов деятельности.

  2. Источники правового регулирования лицензирования.

  3. Органы, осуществляющие лицензирование, и их полномочия.

  4. Критерии и основания определения видов предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.

  5. Порядок получения лицензии. Документы, представляемые для получения лицензии.

  6. Основания для отказа в предоставлении лицензии.

  7. Лицензия и её юридическое значение. Срок действия лицензии.


8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.



Лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, осуществляется на основании федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с многочисленными последующими изменениями (от 13. 03. 2002г.; от 21.03. 2002 г.; от 09. 12. 2002 г.; 10. 01. 2003г.; от 27. 02. 2003 г.; от 11. 03. 2003г.; от 26. 03. 2003 г.; от 23.12. 2003 г.; от 02.11. 2004 г.), в связи с чем пользоваться этим законом при изучении данной темы следует по ЭПС КонсультантПлюс или Гарант.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, именуется лицензиатами.

Лицензия включает в себя перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, лицензионные требования к работникам юридического лица, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в которых или при помощи которого осуществляется такой вид деятельности. Эти требования связаны, прежде всего, с потенциальной возможностью нанесения вреда законным интересам, нравственности и здоровью граждан, интересам общества и государства в случае, если подобная деятельность будет производиться неквалифицированно или малоквалифицированно.

Лицензирование является видом государственного контроля. Выдачу лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляют лицензирующие органы, т.е. ораны федеральной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством о лицензировании (например, лицензионные палаты субъектов РФ).

Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видев деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

На федеральном уровне лицензирующими органами являются министерства - транспорта, сельского хозяйства, культуры, внутренних дел, и некоторые государственные комитеты - каждый в рамках своей компетенции.

Органами исполнительной власти субъектов РФ лицензируются такие виды деятельности, как производство дезинфекционных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.


Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (предусмотренных заранее в федеральном законе!) принимаются на уровне Правительства РФ, а по некоторым видам деятельности - на уровне министерств федерального уровня.

Законом о лицензировании установлен единый перечень лицензируемых видов деятельности (в п. 17 Закона их перечислено более ста видов). Кроме того, некоторые иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, дополнительно к перечню, данному в ст. 17 Закона о лицензировании, могут устанавливаться на уровне иных федеральных законов - это касается банковской, страховой и ряда иных видов деятельности.

Если тот или иной вид деятельности в силу федерального закона не подлежит лицензированию, никакие другие органы, в том числе на региональном уровне, не могут предусмотреть лицензирование этой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В частности, подлежит лицензированию деятельность, связанная с туризмом, перевозками, оружием и военной техникой, медицинскими, ветеринарными услугами, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность и другое. Перечень видов деятельности, требующей получения лицензии на её осуществление, содержится в ст. закона о лицензировании. Кроме того, отдельные виды деятельности, подлежащей лицензированию, указываются в иных федеральных законах. Так, специальным федеральным законодательством регулируется лицензирование деятельности кредитных организаций. деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции, деятельности в области связи, таможенного дела, внешнеэкономических операций и другой деятельности, указанной в п. 2 ст. 2 Закона о лицензировании. Количество видов лицензируемой деятельности действующим законодательством значительно сокращено, что само по себе направлено на развитие предпринимательства, ограничение произвола чиновников, но в то же время нельзя не отметить, что на некоторые виды деятельности лицензирование отменено явно преждевременно (например, это касается риэлторской деятельности или деятельности арбитражных управляющих).

На каждый вид деятельности, предусмотренный законом, предоставляется отдельная лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.