Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 4120

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из первых шагов ликвидационной комиссии (наряду с составлением плана ликвидации) является размещение в специализированных средствах массовой информации (в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица) сообщения о ликвидации организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредито­рами. Причем этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия и сама обязана принять меры к выявлению всех кредиторов, письменно уведомить их о предстоящей ликвидации и сроках предъявления ими претензий, а с другой стороны - принять меры к выявлению и получению дебиторской задолженности. Для этого ей не­обходимо предъявить претензии должникам, а в случае их отказа возвратить долги - обратиться с соот­ветствующими исками в суд.

При ликвидации юридического лица – коммерческой организации обязательно необходимо провести инвентаризацию ее имущества.

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления их требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвида­ционный баланс, который содержит сведения о соста­ве имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридичес­кого липа или органом, принявшими решение о лик­видации, и согласовывается с органом, осуществля­ющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то лик­видационная комиссия продает имущество такого юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Удовлетворение требований кредиторов - один из важнейших этапов в ликвидации юридического лица. При этом взыскание может быть обращено на любое его имущество.

Выплата денежных сумм кредиторам ликви­дируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, уста­новленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежу­точным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Очередность удовлетворения требований, предъявленных кредиторами при ликвидации юридического лица, установлена в ст. 64 ГК РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих денежные средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений;


во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Именно в пятую очередь попадают партнеры по гражданско-правовым договорам, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предъявляющие требования о возврате неосновательно полученного или сбереженного имущества, юридические лица, предъявляющие иски о внедоговорном причинении вреда.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований преды­дущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди

пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Кроме того, нужно иметь в виду следующее. Если речь идет о ликвидации коммерческой организации или потребительского кооператива, то при недостаточности их имущества для расчетов со всеми кредиторами, такое юридическое лицо подлежит ликвидации в особом порядке – путем признания его банкротом (п. 4 ст. 61 ГК РФ). На практике это требование соблюдается далеко не всегда.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо укло­нения от их рассмотрения кредитор вправе до утвер­ждения окончательного ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, ос­тавшегося после удовлетворения требований креди­торов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются и требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался в суд, а также те требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Следует иметь в виду, что по долгам некоторых видов юридических лиц несут субсидиарную ответственность иные субъекты гражданского права. Поэтому при недостаточности, например, имущества ликвидируемого казенного предприятия для расчетов со всеми кредиторами (или денежных средств – у учреждения) кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении их требований к ликвидируемого юридическому лицу к собственнику имущества казенного предприятия (например, к Правительству РФ) или к собственнику имущества учреждения (учредителю).


После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс.

Если после удовлетворения требований кредиторов остается какое-либо имущество ликвидируемого юридического лица, оно передается его учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательственные права в отношении этого юридического лица (например, участникам ООО или акционерам, членам производственных кооперативов) или собственнику имущества юридического лица (например, применительно к казенным или унитарным предприятиям). Когда ликвидируется фонд или общественная организация, судьба её имущества определяется согласно указаниям, содержащимися в уставе такой организации.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, государственной регистрации требует не только создание или реорганизация юридического лица, но и его ликвидация.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. В соответствующую налоговую инспекцию представляется заявление, окончательный ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины. Как уже отмечалось, уже в начале ликвидационного процесса в регистрирующий орган должны быть представлены письменные доказательства уведомления всех кредиторов о предстоящей ликвидации, а затем и промежуточный баланс.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица должна быть осуществлена не позднее, чем в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов. Регистрирующий орган публикует в печати информацию о ликвидации юридического лица.


Тема 8. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТОВАРИЩЕСТВА КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА


  1. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах.

  2. Виды хозяйственных товариществ и обществ.

  3. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ.

  4. Преобразование хозяйственных товариществ и обществ.

  5. Понятие хозяйственного товарищества как юридического лица, его место в общей системе юридических лиц.

  6. Полное товарищество и товарищество на вере.

  7. Порядок создания товарищества. Учредительный договор и участники товариществ.

  8. Правовое положение вкладчиков в товариществе на вере.

  9. Управление в полном товариществе. Ведение дел в полном товариществе и товариществе на вере.

  10. Складочный капитал товарищества.

  11. Распределение прибыли и убытков полного товарищества и товарищества на вере.

  12. Основания и порядок выбытия (выхода, исключения) из товарищества. Последствия выбытия.

  13. Основания и порядок прекращения товарищества.



Хозяйственные товарищества и общества – это российский эквивалент понятия «компания». В законодательстве дореволюционной России эти юридические лица именовались товариществами или торговыми товариществами, поскольку торговля обычно отождествлялась с коммерцией, с предпринимательской деятельностью в целом и регулировалась с помощью особой ветви гражданского права – торговым правом. В европейском праве они называются компаниями, в американском – корпорациями.

Товарищества и общества – это нормальная форма коллективного предпринимательства и потому наиболее распространенная. Отказ от этих юридических конструкций в советском законодательстве свидетельствовал о государственном характере экономики, почти исключавшем коллективное предпринимательство негосударственных образований.

Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах содержатся в ГК РФ (ст. 66 –69), кроме того, правовой статус отдельных хозяйственных обществ (АО, ООО)регулируется специальными федеральными законами.

Общее определение хозяйственных товариществ и обществ дано в п. 1 ст. 66 ГК РФ: это коммерческие организации с разделенным на доли (или вклады) учредителей (или участников) уставным (или складочным) капиталом. Имущество создаваемого товарищества или общества образуется за счет его учредителей (складочный капитал в товариществе и уставный капитал в обществе), но собственником этого имущества становится само юридическое лицо – соответственно, товарищество или общество. Учредители же (участники) его могут иметь лишь обязательственные права по отношению к созданному ими товариществу или обществу (право на получение соответствующей части прибыли, стоимости доли при выходе из товарищества, из ООО и ОДО, на дивиденды от акций в АО).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в двух формах: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), где кроме полных товарищей, есть товарищи-вкладчики. Хозяйственные общества могут существовать в виде открытых и закрытых акционерных обществ, а также в виде обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью. Это исчерпывающий перечень возможных видов (форм) хозяйственных товариществ и обществ. В товариществах круг участников обычно гораздо уже, чем в хозяйственных обществах, где количество участников может достигать нескольких десятков тысяч человек и более (Открытые акционерные общества). При этом для хозяйственных обществ, в отличие от товариществ, характерно объединение не столько личных усилий их участников (более того – такое участие необязательно), сколько их имущества.

Классификация хозяйственных обществ (и отчасти – товариществ) возможна не только по их организационно-правовой форме, но по отношению друг к другу. В ст. 105, 106 ГК РФ и некоторых иных федеральных законах (например, в ФЗ «Об акционерных обществах» упоминаются основные и дочерние, а также зависимые и преобладающие общества. Основным может выступать и хозяйственное товарищество. Их выделение в законе направлено на защиту интересов кредиторов и участников хозяйственных обществ, оказавшихся под влиянием других такого же рода обществ.


Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным способом имеет возможность определять решения, принимаемые таким (дочерним) обществом. Последнее не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Зато основное общество (или товарищество), которое имеет право давать дочернему обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) основное будет нести субсидиарную ответственность по долгам дочернего. Кроме того, не только кредиторы, но и участники (или акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (или товариществом) убытков, причиненных по вине основного дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Следует подчеркнуть, что наличие статуса дочернего общества не зависит от формальных критериев (в частности, не требует в обязательном порядке нахождения заведомо контрольного пакета акций одного общества в собственности другого) и потому может доказываться в суде с использованием всех видов доказательств с целью привлечь основное (его иногда ещё называют «материнское») общество к субсидиарной ответственности в случае банкротства дочернего общества., или при предъявлении в суде дочерним обществом о возмещении убытков, возникших по вине основного общества.

Что касается разграничения зависимых и преобладающих обществ, то оно производится в ст. 106 ГК РФ по чисто формальному критерию: хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет больше 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Сведения о приобретении соответствующего имущества преобладающее общество должно незамедлительно опубликовать в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.

Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми преобладающее общество может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, должны определяться законом.

И ещё: общества нередко взаимно участвуют в капиталах друг друга, и если их доли участия одинаковы, оснований говорить о наличии преобладающего и зависимого общества нет. Правила о дочерних и зависимых обществах являются сравнительно новыми для российского законодательства. ГК РФ дает лишь самые общие предписания, и особенности взаимоотношений таких обществ ещё ждут своего четкого и полного законодательного решения. Это весьма важно в условиях распространения практики создания одними и теми же лицами (или даже одним и тем единственным лицом) многочисленных контролируемых и взаимосвязанных между собой хозяйственных обществ, которые нередко учреждают друг друга, находясь при этом под одним и тем же контролирующим «оком», хотя представляются третьим лицам вполне независимыми и самостоятельными компаниями. Определение здесь четких правил на уровне закона и необходимых юридических последствий будет способствовать нормальной организации российского рынка. Российского бизнеса, привлечению на российский рынок иностранных инвесторов, предотвращению различного рода злоупотреблений.