ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4121
Скачиваний: 6
Субъектный состав учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ. Граждане, имеющие статус предпринимателя, и коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) любых хозяйственных товариществ и обществ. Причем учредителями (участниками) одного и того же хозяйственного товарищества или общества могут быть и индивидуальные предприниматели, и юридические лица – коммерческие организации. Уже ранее созданные хозяйственные товарищества и общества могут создавать (быть учредителями, соучредителями, участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных на уровне федеральных законов. Так, в силу ст. 88 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, тоже состоящее из одного лица.
Некоммерческие организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть учредителями (участниками) любых хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, но не могут быть учредителями (участниками) полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере, ибо и то, и другое участие предполагает осуществление участниками предпринимательской деятельности, на занятие которой требуется предварительная государственная регистрация, и повышенную ответственность – на началах риска (т.е. независимо от вины) и всем своим имуществом (при недостаточности имущества юридического лица – субсидиарная ответственность).
Кстати, именно по этой причине лицо может являться полным товарищем только в одном товариществе, а размер складочного капитала не имеет такого принципиального значения, как для хозяйственного общества, где ответственность общества по своим обязательствам наступает за счет уставного капитала и лишь в некоторых случаях (для обществ с дополнительной ответственностью) - и то в ограниченном объеме - может наступать и за счет личного имущества его участников.
ГК РФ (ст. 66) устанавливает и иные ограничения, касающиеся субъектного состава хозяйственных товариществ и обществ. Так, государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и не могут быть не только полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере, но и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. (Иное установлено, в частности, для случаев приватизации государственных и муниципальных предприятий). Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками (но не полными товарищами!) в товариществах на вере лишь с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом, поскольку всё имущество учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, принадлежит на праве собственности учредившему его собственнику, который несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, кроме открытых акционерных обществ.
Имущество хозяйственного товарищества или общества при его создании (уставный или складочный капитал) образуется за счет вкладов его учредителей. Как уже отмечалось, собственником этого имущества становится само юридическое лицо как самостоятельный субъект гражданского права, а его учредители сохраняют лишь обязательственные права по отношению к созданному ими хозяйственному товариществу или обществу (п.2 ст. 48 ГК РФ).
Уставный капитал – это зафиксированная в учредительных документах (устав, учредительный договор) и оцененная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители решили объединить при создании хозяйственного товарищества и передать в собственность этого юридического лица. Для товариществ ту же роль играет складочный капитал, имеющий такое название в силу того, что товарищества не имеют уставов, а действуют лишь на основании учредительного договора его учредителей. Применительно к отдельным видам хозяйственных товариществ в законе может устанавливаться минимальный размер их уставного капитала.
В качестве вклада в уставный (или складочный) капитал может выступать любое оборотоспособное имущество, т.е. не только денежные суммы, но и ценные бумаги, другие вещи, а также права, имеющие денежную оценку (например, право аренды имущества – на срок, не превышающий срок аренды). Основным критерием допустимости тех или иных видов вкладов в уставный капитал является способность этих вкладов увеличивать сумму активов общества. Поэтому нельзя внести в качестве вклада в уставный капитал ни товарищества, ни общества деловые связи, интеллектуальный потенциал участника, объекты авторского права, патенты, «ноу-хау» и т.п., хотя, например, вклад в виде права пользования объектом авторского права, вполне допустим: это имущественное право, вполне поддающееся денежной оценке. При этом денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом (это обычно зависит от величины суммы оценки) подлежит независимой экспертной проверке.
Поскольку при изучении отдельных видов юридических лиц коммерческой направленности не раз придется обращаться к понятиям «активы», «пассивы», «чистые активы», следует уже сейчас определиться с содержанием этих понятий.
Активы – это движимое и недвижимое имущество юридического лица, финансовые вложения (в том числе и нематериальные активы), денежные средства и другие финансовые активы. Пассивы – это обязательства юридического лица, состоящие из заемных и привлеченных иным образом средств, включая кредиторскую задолженность (иначе – долги предприятия). И, наконец, чистые активы – это разность сумм активов и пассивов.
В ст. 67 ГК РФ установлены общие для участников любых хозяйственных товариществ и обществ права и обязанности. Они вправе участвовать в управлении делами товарищества или общества (за некоторыми исключениями, установленными законом); вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией (однако - в установленном учредительными документами порядке); принимать участие в распределении прибыли (тоже по правилам, предусмотренным учредительными документами) и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица (и тоже – в порядке, предусмотренном учредительными документами или законом).
Обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ предусматриваются учредительными документами (в соответствии с законом), но общими для всех являются обязанности вносить вклады (в соответствии с учредительными документами), не разглашать известную им конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества. Невыполнение этих обязанностей влечет последствия, предусмотренные учредительными документами того или иного товарищества или общества, в том числе возмещение причиненных убытков и исключение из числа участников.
Следует обратить внимание на то, что перечисленные права и обязанности учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ зафиксированы в ст. 67 ГК РФ в императивной форме, поэтому ни лишить соответствующих прав, ни освободить от соответствующих обязанностей кого-либо из них невозможно даже по их общему согласию, т.е. даже по условиям учредительного договора или устава: такого рода условия будут считаться недействительными.
Товарищества как юридические лица
Термин «товарищества» используется в гражданском законодательстве в нескольких значениях: для обозначения вида гражданско-правового договора (договор простого товарищества), в соответствии с которым та или иная деятельность осуществляется несколькими субъектами гражданского права без создания специально для этой цели юридического лица; для обозначения вида некоммерческой организации – юридического лица: товарищество собственников жилья, и, наконец, для обозначения юридического лица - коммерческой организации. ГК РФ в качестве коммерческих организаций выделят полные товарищества и товарищества на вере. Гражданско-правовой статус тех и других урегулирован лишь на уровне ГК РФ, тогда как для регулирования правового статуса иных коммерческих организаций приняты специальные федеральные законы.
Товарищества на вере отличаются от полных товариществ тем, что в них, кроме полных товарищей, имеются один или более товарищей-вкладчиков, правовой статус которых существенно отличается от правового статуса полных товарищей.
Полным товариществом называется коммерческая организация, участники которой солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Полное товарищество возникает путем заключения договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых, как уже отмечалось, могут выступать только предприниматели — индивидуальные или коллективные (юридические лица). В зависимости от воли товарищей, зафиксированной в учредительном договоре, товарищество может быть учреждено без указания срока или на определенный срок, определяемый любым предусмотренным в законе способом, в том числе путем на наступление определенного события, например, достижение цели, ради которой создавалось товарищество.
Единственным учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, заключаемый в письменной форме между всеми его участниками. В этом договоре, кроме общих для всех учредительных договоров сведений, должны содержаться исчерпывающие сведения о складочном капитале: его размер и состав, размер, состав доли каждого и порядок возможного изменения долей его участников в складочном капитале, сроки и порядок внесения участниками своих вкладов, а также ответственность за нарушение этой обязанности. Закон не устанавливает никакого минимального размера стоимости складочного капитала создаваемого товарищества, но такой капитал должен быть: без складочного капитала создание товарищества как юридического лица невозможно.
Особые требования ГК РФ (ст. 69) предъявляет к фирменному наименованию полного товарищества: оно должно включать в себя истинные имена (названия) всех его участников либо имя (название) только одного ил нескольких участников с добавлением слов «и компания» (например: Дудкин и К». При этом, как и любое иное юридическое лицо, наименование товарищества должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму, т.е. содержать слова «полное товарищество При изменении персонального состава участников такого товарищества, имена (названия которых включены в фирменное наименование товарищества, необходимо вносить соответствующие изменения в фирменное наименование.
При этом нужно иметь в виду, что изменение персонального состава участников (выход, исключение, смерть или утрата полной дееспособности гражданином, признание его безвестно отсутствующим, ликвидация или принудительная реорганизация юридического лица), по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества. Иное может быть предусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся участников (п. 1 ст. 76 ГК РФ). Аналогичные последствия имеет и изменение имущественного положения участника — объявление его банкротом или обращение кредиторами взыскания на его долю в складочном капитале.
Как уже было отмечено, участниками полных товариществ могут быть граждане, имеющие статус предпринимателя, и коммерческие организации, причем любое лицо (т.е. индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) может быть участником только одного полного товарищества (п.2 ст. 69 ГК РФ). Это правило, кстати, не свойственное большинству зарубежных законодательств, установлено в интересах кредиторов товарищества. Для защиты интересов самих товарищей предусмотрен запрет для участника совершать без согласия других сделки, однородные с совершаемыми товариществом, т. е. конкурировать с ним (п. 3 ст. 73 ГК).
Законодатель различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК РФ) и ведения дел товарищества (ст. 72 ГК РФ). Управление товариществом осуществляется по общему согласию всех товарищей, т.е. на основе решений, принятых всеми участниками единогласно. Но учредительным договором товарищей может быть предусмотрено, что по тем или иным вопросам решения могут приниматься большинством голосов (обычно это не «судьбоносные» для товарищества и его участников вопросы, касающиеся повседневной деятельности товарищества и требующие оперативного решения – с учетом того, что далеко не всегда возможно достаточно быстро собрать всех товарищей для принятия единогласного решения).
Ведение же дел, т.е. представительство интересов полного товарищества в гражданском обороте и прежде всего совершение сделок, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. В этом случае полное товарищество как юридическое лицо имеет как бы несколько самостоятельных и равноправных органов (по числу участников). Учредительный договор может устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение дел всеми участниками совместно (получается один коллегиальный орган) либо некоторыми из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут применяться одновременно. Поэтому возложение ведения дел полного товарищества на одного из участников лишает остальных прав представлять интересы фирмы без доверенности.
Порядок управления товариществом (т.е. для решения каких вопросов достаточно лишь большинства голосов товарищей) и порядок ведения дел в товариществе фиксируются в учредительном договоре. Поэтому прежде чем заключать сделку с товариществом нелишне поинтересоваться содержанием его учредительного договора, чтобы выяснить, кто из товарищей управомочен заключать сделки от имени товарищества. В учредительном договоре может быть, например, указано, что товарищ Петров может заключать от имени товарищества сделки, но не более чем на сумму в 100 тысяч рублей, остальные сделки подписывают все товарищи.
В то же время закон (п. 1 ст. 72 ГК РФ) защищает добросовестных участников гражданского оборота – партнеров товарищества: в отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества и не известные третьим лицам (т.е. за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент заключения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от имени товарищества). Таким образом, бремя доказывания недобросовестности третьего лица – партнера по сделке – лежит на товариществе.