Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 4125

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, товарищество на вере состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), соли­дарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не от­вечающих по обязательствам товарищества. Товарищество на вере иначе называется коммандитным товариществом, коммандитой (от наименования товарищей-вкладчиков – коммандитисты).

Особенности правового регулирования товарищества на вере по сравнению с регулированием полного товарищества касаются только правового статуса товарищей-вкладчиков. Правовое положение полных товарищей в товариществе на вере такое же, как и в полном товарищества.

Хотя ГК РФ четко не указывает на это, между полными товарищами и товарищами-вкладчиками должен быть заключен договор о внесении вкладов – размер вклада, порядок его изъятия, размер процентов и т.д. Учредительный договор вкладчики могут не подписывать, участия в деятельности товарищества и покрытии его долгов не принимают, они рискуют при убыточной деятельности товарищества, его банкротстве лишь внесенными вкладами, которые могут потерять.

Исторически эта форма ведения предпринимательской деятельности возникла в Европе достаточно давно – в эпоху средневековья как способ вовлекать в бизнес значительные состояния при том, что их владельцы оставались неизвестны. Это было важно, например, для использующей таким образом свой капитал церкви, для дворян, не имевших легального права заниматься бизнесом. В учредительном договоре должен быть лишь указан совокупный размер вкладов, привлекаемых за счет товарищей-вкладчиков, порядок получения вкладчиками прибыли от своих вкладов, а также порядок получения ими своего вклада в случае выхода из товарищества; сведения же о поименном составе вкладчиков могут оставаться конфиденциальными; соответственно, состав вкладчиков может меняться без изменения учредительного документа.

Вкладчик товарищества вправе получать часть прибыли, причитающуюся на его долю в складочном капитале в (это, собственно, и является целью внесения им своего вклада), вправе знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества, по окончании финансового года вправе выйти из состава товарищества и получить свой вклад в порядке. предусмотренном учредительным договором (т.е. он вправе претендовать лишь на возврат своего вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе товарищества (подпункт 4 п. 2 ст. 85 ГК РФ). Однако в случае ликвидации товарищества товарищ-вкладчик участвует в распределении ликвидационного остатка наравне с полными товарищами. Более того, вкладчик пользуется преимущественным перед полными товарищами правом на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Вкладчик вправе также передать свою долю в складочном капитале или её часть другому вкладчику или третьему лицу, причем другие вкладчики пользуются преимущественным правом покупки доли (или её части).


Основания ликвидации товарищества на вере обладают значитель­ной спецификой. В частности, товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один ком­мандитист (ч. 2 п. 1 ст. 86 ГК РФ). Значит, во всех случаях изменений персонального состава участников товарищество, по общему правилу, продолжает существовать. При выбытии всех вкладчиков оставшиеся полные товарищи вместо ликвидации товарищества могут преобразовать его в полное товарищество.

Как уже было отмечено, в части, не затрагивающей правового положения коммандитистов, товарищество на вере аналогично полному товариществу, поэтому правовое регулирование полных товариществ распространяется и на коммандитные (см. п. 5 ст. 82 ГК РФ).


Тема 9. ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


  1. Понятие общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

  2. Учредительный договор, устав общества, его участники.

  3. Уставный капитал общества, порядок его формирования. Управление в обществе, порядок совершения сделок от имени общества.

  4. Переход доли в уставном капитале общества к другому лицу, порядок и последствия выхода участника общества из его состава.

  5. Дополнительная ответственность участников ОДО.

  6. Порядок создания и прекращения деятельности ООО и ОДО.

Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью родилась впервые в Германии в конце прошлого века и с тех пор достаточно распространена в Европе и в Америке, а теперь и в России является одной из ведущих правовых форм бизнеса.


Источники регулирования правового статуса ООО. В России правовой статус ООО урегулирован в ГК РФ (ст. 87 - 94) и в специальном законе: 1 марта 1998 года введен в действие Федеральный закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - с последующими изменениями (СЗ РФ за 1998, № 7, Ст. 785). Есть руководящее совместное постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" - Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000, № 3; Хозяйство и право, 2000, № 3; Российская юстиция, 2000, № 3).

Вместе с тем следует иметь в виду, что сфера действия Закона об ООО (в соответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона) ограничена: из нее в значительной мере изъяты общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся банковской, страховой и инвестиционной деятельностью (поскольку на них в первую очередь распространяется действие специального законодательства — законов о банках и банковской деятельности, о страховании и т.д.), а также общества, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции. Закон об ООО применяется и к этим юридическим лицам, но только в части, не урегулированной специальными законами.


Принятие Закона об обществах с ограниченной ответственности сыграло роль "могильщика" товариществ с ограниченной ответственностью, которые должны были до 1 июля 1999г. (в новой редакции закона) прекратить свое существование: либо ликвидироваться, либо реорганизоваться в ООО, или производственный кооператив, или акционерное общество. Те, которые этого не сделали добровольно, подлежали принудительной (судебной) ликвидации по иску либо регистрирующего органа либо иных уполномоченных должностных лиц и органов.

ООО может иметь единственного учредителя (и соответственно - участника), однако не может состоять из единственного участника в виде хозяйственного общества, уже состоящего из одного лица (чтобы не получилось эффекта "матрешки", когда ответственность нескольких ООО наступала бы, по сути дела, за счет одного и того же имущества, что, по понятным причинам, не в интересах кредиторов). Есть и предельная цифра - не более пятидесяти участников. При превышении этого предела ООО должно в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственных кооператив, иначе будет ликвидировано в судебном порядке (ст. 7 Закона об ООО).

Поэтому те ООО иди ТОО, которые были созданы по ранее действующему законодательству, не предусматривающему никаких лимитов на количество участников, должны были тоже до 1 июля 1999г. либо ликвидироваться, либо уменьшить число своих участников до 50, либо реорганизоваться в производственных кооператив или открытое акционерное общество, где законы не предусматривают предельного количества участников.

Надо сказать, что ТОО и ООО с большим количеством учредителей (более 50) в 90-х годах прошлого столетия в России было создано предостаточно, особенно в сфере торговли, общественного питания, и прежде всего в процессе приватизации в форме выкупа. Они в силу ст. 59 Закона об ООО вправе были преобразоваться и в закрытые акционерные общества без ограничения предельной численности участников, установленной Федеральным законом "Об акционерных обществах" (поскольку последний разрешает сохранять закрытые акционерные общества с числом участников более 50, если они были созданы до введения в действие Закона об АО (п. 4 ст. 94). Таким право могло воспользоваться ООО, созданное до 1 марта 1998г. и только до 1 июля 1999г.

Тем самым был разрешен довольно острый практический вопрос, связанный с нежеланием ранее созданных в основном на базе государственных предприятий крупных "акционерных обществ закрытого типа" и "товариществ с ограниченной ответственностью" сокращать количество своих участников, или преобразовываться в открытые акционерные общества, то есть допускать в свои ряды новых членов, не являвшихся работниками данных предприятий. Если же количество их участников превысит предел 50 уже теперь, т.е. после введения в действие Закона об ООО, то они подчиняются общему правилу: в течение года должны либо уменьшить до 50 количество участников, либо преобразоваться в ОАО или в ПК, иначе подлежат ликвидации в судебном порядке в силу ст. 61, п. 2, и ст. 88 ГК РФ.


Понятие общества с ограниченной ответственностью в Законе об ООО и в ГК РФ совпадает: это коммерческая организация, а именно - учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и участники которого не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Нужно сказать, что это не самое удачное определение, потому что на самом деле уставный капитал на доли не разделен, он един и имеет единого собственника - ООО как юридическое лицо, доли участников являются как бы "идеальными", предоставляющими право на получение денежной компенсации при выходе из состава общества и определяющие право на получение части прибыли от деятельности общества в соответствии с долей.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью является разновидностью коммерческой организации — объединения капиталов, характеризующейся, во-первых, условным (и только условным) делением уставного капитала на доли и, во-вторых, отсутствием ответственности участников по долгам общества их личным имуществом.

В роли учредителей и участников хозяйственных обществ могут выступать граждане и юридические лица (причем учреждения - только с согласия финансирующего его собственника!), а вот государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 66 ГК РФ, ст. 7 Закона об ООО) не могут быть участниками ООО за исключением случаев, когда такое участие разрешено им специальным федеральным законом.

Почему такое запрещение? А потому, что госорганы и органы местного самоуправления в гражданско-правовом смысле являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им (ст. 120 и 296 ГК РФ), не говоря уже о специальном характере их правоспособности (п. 1 ст. 49 ГК РФ), обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности предпринимательской деятельности.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор (кроме случая, когда только один учредитель) и устав. В случае разночтений в уставе и учредительном договоре (чего вообще-то не должно быть) главный документ - устав - и для участников общества, и для третьих лиц, и для суда при рассмотрении споров с участием этого ООО. Но если устав содержит положения, противоречащие закону (чего тоже не должно в принципе быть), то эти положения не могут применяться судом при рассмотрении возникшего спора.

Необходимость двух учредительных документов объясняется тем, что ООО в отличие от АО сочетает в себе свойства и союза лиц, и союза капиталов, т.е. в ООО очень силен личностный элемент его участников, их определенная доверительность в отношениях, которая и закрепляется в учредительном договоре. Другое дело, что в законе следовало бы более четко определить, какие сведения должны включаться в устав, а какие – в учредительный договор, чтобы не было тавтологии.


Органы управления ООО:

Общество с ограниченной ответственностью, как правило, имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание как высший орган с исключительной компетенцией (ни при каких условиях не передаваемой исполнительному органу) и исполнительный орган (единоличный — генеральный директор, президент и др.), либо также и коллегиальный — правление, дирекция и т.п. - ст. 91 ГК РФ, ст. 32 Закона об ООО) - тогда это трехзвенная система управления. Согласно п. 2 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование в нем совета директоров (наблюдательного совета) как постоянно действующего органа его участников.

Закон установил полную имущественную ответственность членов совета директоров и коллегиального исполнительных органов общества за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (п. 2 ст. 44 Закона об ООО). Аналогичную ответственность перед обществом несет также единоличный исполнительный орган или управляющая компания (либо наемный управляющий) – кроме случаев, когда они голосовали против решения, причинившего в конечном счете убытки ООО, или не принимали участия в голосовании.

В ГК РФ это правило соответствует п.3 ст. 53. При этом с иском в суд о применении такой ответственности вправе обращаться не только само общество (через свои органы), но и любой из его участников. При несостоятельности (банкротстве) общества по вине его органов (их членов) либо также участников общества возникает их субсидиарная ответственность перед кредиторами общества (ст. 3 Закона об ООО, ст. 56 ГК РФ).

Единоличным исполнительным органом общества, либо членом его коллегиального исполнительного органа может быть лишь физическое лицо (ст. 40, 41 Закона об ООО) - если только речь не идет о нанятой управляющей компании.

Любой участник общества может обжаловать в суд акты и действия любых органов общества, в том числе решение общего собрания (это решение можно обжаловать в двухмесячный срок с момента, когда участник узнал или должен был узнать о принятии этого решения - ст. 43 Закона об ООО). Кстати, Закон об ООО четко указывает, когда решение действительно только при его единогласном принятии, когда требуется квалифицированное большинство от всех участников, а когда достаточно только простого большинства голосов).

Важными гарантиями соблюдения имущественных интересов общества являются правила, ограничивающие возможности совершения исполнительными органами общества крупных сделок от его имени или сделок, интерес в совершении которых имеют члены этих органов или любые участники общества. Так, согласно ст. 45 Закона об ООО сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не может быть совершена заинтересованным лицом без согласия общего собрания, принятого простым большинством голосов участников общества, не заинтересованных в ее совершении.