Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 3907

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление АО. Крупные сделки. Система управления АО включает в себя три уровня органов управления (трехзвенная система управления):

- общее собрание акционеров — высший орган управления обществом;

- наблюдательный совет (совет директоров);

- исполнительный орган (или органы) общества.

Помимо этого в акционерном обществе создается ревизионная комиссия (избирается ревизор), осуществляющая контрольные функции.

В АО с числом акционеров до 50 создание наблюдательного совета необязательно, т.е. возможна двухзвенная система управления: общее собрание – исполнительный орган.

Компетенция общего собрания акционеров определена ст. 48 Закона об АО. В ней воспроизводятся по­ложения ст. 103 ГК РФ, содержащей перечень основных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции этого органа, а также указаны другие вопросы, решение которых входит в его ведение. Обществом проводятся годовые и внеочередные собрания. В соответствии со ст. 47 Закона об АО на годо­вом собрании избираются совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионная комис­сия (ревизор), утверждается аудитор, утверждаются годовые отчеты, распределение прибыли (включая объявление дивидендов) и убытков общества по результатам финансового года.

К ведению общего собрания акционеров ст. 103 ГК РФ и ст. 48 Закона относят также: внесение изменений и дополнений в устав общества; принятие решений о реорганизации и ликвидации общества определение количества, номи­нальной стоимости, категории объявленных акций; изменение уставного капитала общества; дробление и консолидация акций; принятие решений об одобрении крупных сделок и ряд других вопросов.

Многие из этих вопросов могут рассматриваться как на годовом, так и на внеочередном собрании. Внеочередное собрание может принимать решения о досрочном прекращении полномочий избранного на годовом собрании совета директоров, а в связи с этим и о формировании нового со­става совета; о досрочном прекращении полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора) обще­ства и об избрании новых и т. д.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости его акций относится только к компетенции общего собрания акционеров.

Только общему собранию принадлежит и право утверждения внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (подп. 19 п. 1 ст. 48). По первоначальной редакции Закона об АО это мог осуществлять совет директоров общества.

В то же время общее собрание акционеров не вправе рассматри­вать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.

Для принятия решения общим собранием акционеров обычно требуется большинство голосов ак­ционеров — владельцев голосующих акций, но допускается возможность установления Законом или уставом общества иного количества голосов, необходимых для принятия решения, - как большего, так и меньшего.


Решения по некоторым вопросам могут приниматься только квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (в том числе внесение изменений в устав общества; решения о реорганизации и ликвидации общества; об определении коли­чества, номинальной стоимости, категории объявленных акций и предоставляемых этими акциями прав; о приобретении обществом акций в случаях, предусмотренных Законом (п. 4 ст. 49 Закона).

Решения по некоторым вопросам принимаются общим собранием, но только предложению совета директоров. К ним отно­сятся: реорганизация общества; выплата дивидендов; увеличение уставного капитала; дробление и консолидация акций; принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных, и некоторые другие.

Решение общего собрания акционеров (в том числе внеочередного) может быть принято без проведения собрания - путем проведения заочного голосо­вания. Но общее собрание акционеров, повестка дня кото­рого включает вопросы об избрании совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора, годового отчета - не может проводиться в форме заочного голосования.

Это требование обусловлено важностью таких вопросов, но оно является неосуществимым для многих крупных обществ, насчитывающих десятки, а иногда и сотни тысяч акционеров (в п. 3 ст. 58 Закона об АО, например, говорится об общих собраниях в обществах, насчитывающих более 500 тысяч акционеров).

На практике в таких случаях ранее действовавшая редакция Закона об АО разрешала проводить собрания в очно-заочной форме, при которой назначалось место проведения общего собрания с инфор­мацией об этом акционеров, каждый из которых при желании мог бы явиться для участия в совместном обсуждении вопросов, и одновременно направлялись акционерам бюллетени для голосования, которое осуществля­лось многими акционерами заочно. Действующая формулировка п. 2 ст. 50, запрещающая проведение заочного голосования по указанным в ней вопросам, не учитывает реально складываю­щиеся ситуации.

Подготовка и организация проведения общего собрания акционеров возлагаются на совет дирек­торов общества. Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании реестра акционеров.

Сообщение о проведении собрания может направляться лицам, имеющим право на участие в нем, заказным письмом, но может вручаться каждому из них под роспись, что практикуется при уведомлении акционеров, являющихся работниками общества.

Кроме того, сообщение публикуется в доступном для всех акционеров общества печатном издании, если это предусмотрено уставом.

Инициатива созыва внеочередного может исходить от совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества. Оно должно проводиться в течение 40 дней (в некоторых случаях – 70) с момента представления соответствующим лицом (лица­ми) требования о его созыве.


Чтобы общее собрание было правомочным (имело кворум), нужно, чтобы в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голо­сующих акций (п.1 ст. 58 Закона об АО).

Акционер может обжаловать в суд решение общего собра­ния: если оно принято с нарушением закона, иных правовых актов Российской Федерации или устава общества, нарушает права и законные интересы акционера, при условии, что данный акционер не принимал участия в собрании или голосовал против принятия данного решения. Соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

Однако если суд установит, что оспариваемое решение принято с нарушением компетен­ции общего собрания акционеров, или при отсутствии кворума, предусмотренного Законом, либо с иным существенным нарушением законодательства, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспо­рено кем-либо из акционеров или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона – даже если прошло более шести месяцев.

В то же время суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение общего собрания акционеров (при наличии отмеченных выше трех условий), если голосование данного акционера не могло повлиять на резуль­таты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло при­чинения убытков данному акционеру (чтобы исключить «бабушкины» процессы, когда, используя мелких и мельчайших акционеров заинтересованные лица добивались бы паралича деятельности компании).

Совет директоров (наблюдательный совет) избирается общим собранием. Председатель Совета избирается самим Советом.

Закон об АО относит к компетенции совета директоров вопросы общего руководства деятельностью об­щества (за исключением тех, решение которых входит в компетенцию общего собрания акционеров); определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв и подготовку общих собра­ний акционеров, начиная с формирования повестки дня, определения даты его проведения и т. д.

Совет директоров может принимать решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных бумаг в случаях, предусмотренных Законом; им же решаются вопросы создания филиалов и открытия представительств общества; об использовании резервного и иных фондов, образуемых обществом, и ряд других.

Роль совета директоров проявляется и в том, что решения по некоторым вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, могут приниматься только с учетом рекомендаций совета: например, в отношении определения размера и порядка выплаты дивидендов, об оплате услуг аудитора и другие.


Члены совета директоров избираются общим собранием на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Однако это правило действует, если собрание состоится в сроки, установленные п. 1 ст. 47 Закона об АО, — не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. По истечении этого перио­да, то есть с 1 июля соответствующего года (при непроведении годового собрания в установленный срок), полномочия совета прекращаются, за исключением тех, которые связаны с подготовкой, созы­вом и проведением общего собрания (п. 1 ст. 66).

Членом совета директоров может быть только физическое лицо. Это означает, что у акционера — юридического лица есть возможность быть представленным в совете только конкретным физическим лицом, избранным в установленном Законом порядке. Членами совета могут быть и не акционеры общества.

Кворум для проведения заседания совета директоров определяется уставом общества, но, как ус­тановлено в п. 2 ст. 68 Закона, он не должен быть менее половины от числа избранных членов сове­та, а решения принимаются простым или квалифицированным большинством голосов членов совета, участвующих в заседании (норма диспозитивная).

Исполнительные органы общества могут быть единоличными (директор, генеральный директор) – ст. 69 и коллегиальными (правление, дирекция) – ст. 70 Закона об АО. Они осуществляют руководство текущей деятельностью общества и их полномочия определяются Законом об АО и внутренними (локальными) актами общества (Положением), утверждаемыми общим собранием.

Крупные сделки. Закон об АО предусматривает меры контроля за заключением органами АО крупных сделок, а также сделок, в совер­шении которых могут быть заинтересованы лица, участвующие в управлении обществом или иным образом имеющие возможность оказывать влияние на принимаемые им решения. Осуществление контроля возлагается на совет директоров и общее собрание акционеров общества.

Определение крупных сделок дано в ст. 78 Закона об АО. Крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимо­связанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения общест­вом имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансо­вой стоимости активов общества, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной дея­тельности общества, а также сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкно­венных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конверти­руемых в обыкновенные акции общества.

К таким сделкам может относиться и договор об уступке права требования (цессии) на сумму, достигающую или превышающую 25 процентов балансовой стоимости активов общества. Возможны случаи, когда крупной сделкой будет признано соглашение о переводе на общество долга другой организации, в результате чего общество может понести эконо­мические потери и др.


Сделки, которые совершаются обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности, не относятся к крупным независимо от стоимости приобретаемого или отчуждаемого по сделке имущества.

При определенных условиях сделкой, совершаемой обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности, может быть признан кредитный договор.

Так, по одному спору арбитражный суд рассмотрел иск о признании недействительным заключенного обществом с банком договора на получение кредита, сумма которо­го превышала 25 процентов балансовой стоимости активов общества. Генеральный директор обще­ства подписал его при отсутствии решения совета директоров, необходимого для заключения сделок на такую сумму.

Арбитражный суд, рассматривая дело, установил, что общество, получившее кредит, является торговой организацией. Кредит был взят для оплаты очередной партии товаров, закуплен­ных обществом, и погашался по мере реализации их через розницу.

Такого рода операции осуществ­лялись обществом постоянно в процессе хозяйственной деятельности. В связи с этим суд признал, что к данному договору не должны применяться правила о заключении крупных сделок, поскольку он относится к обычной хозяйственной деятельности общества.

В силу ст. 79 Закона об АО для заключения сделки на сумму от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов необ­ходимо единогласное решение (одобрение) совета директоров. Если сумма сделки превыша­ет указанный размер, она может заключаться лишь с одобрения общего собрания акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 3 ст. 79 Закона об АО).

Решение общего собрания необходимо и в том случае, если совет директоров не достигнет единогласия об одобрении сделки на сумму от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов и этот вопрос будет передан на рассмотрение общего собрания.

Крупная сделка, совершенная с нарушением тре­бований ст. 79 Закона об АО, может быть признана недействительной по иску общества или акционера, то есть относится к оспоримым.

Из этой нормы следуют по крайней мере два вывода.

Первый: если крупная сделка, заключенная при отсутствии решения (одобрения) соответствующего органа общества, не будет оспорена и при­знана недействительной судом, она имеет юридическую силу.

Второй: срок исковой давности для признания такой сделки недействительной – сокращенный - один год (ст. 181 ГК РФ).

К числу крупных сделок относится и приобретение 30 и более процентов обыкновенных акций общества.

Условия приобре­тения одним лицом или группой взаимосвязанных лиц крупных пакетов акций общества (30 и более процентов) и последствия их нарушения определены в ст. 80 Закона об АО и направлены на защиту интересов прочих акционеров общества. Действие ст. 80 распространяется лишь на крупные акцио­нерные общества, насчитывающие свыше 1000 акционеров — владельцев обыкновенных акций.