ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4118
Скачиваний: 6
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также некоторое иное предусмотренное Законом имущество.
В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, т.е. социально значимые объекты, не включаются в конкурсную массу, а продаются путем проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является обязанность покупателя содержать данные объекты и использовать их по целевому назначению. При нарушении этой обязанности эти объекты по решению суда на основании заявления органа местного самоуправления передаются в муниципальную собственность с возвратом покупателю денежных средств из местного бюджета (ст. 132 Закона).
Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
Жилищный фонд социального использования не продается, а передается в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Туда же передаются не проданные по конкурсу социально значимые объекты.
В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника, а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.
При наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте.
Другие счета должника (за некоторыми исключениями – ст. 133 Закона) закрываются конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Все денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, зачисляются на основной счет должника. С этого же счета осуществляются выплаты кредиторам в следующей очередности:
вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства должника, связанные с судебными расходами, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и реестродержателю и иные расходы, связанные с ведением конкурсного производства; текущие коммунальные платежи должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до признания его банкротом; задолженность по зарплате, возникшая после принятия заявления судом о признании должника банкротом, а также задолженность по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства (п.1 ст. 134 Закона), и некоторые другие расходы. связанные с проведением конкурсного производства.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения таких последствий.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по перечисленным текущим денежным обязательствам определяется в соответствии со статьей 855 ГК РФ.
Все другие требования кредиторов (т.е. кроме тех, которые удовлетворяются внеочереди), подлежат удовлетворению в следующей очередности (ст. 134 Закона):
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация им морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Здесь учитываются требования и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов – по обязательным платежам. При этом требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению только после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Таким образом, очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве должника не совпадает с очередностью удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, предусмотренной в ст. 64 ГК РФ: там предусмотрено пять очередей, причем на все случаи ликвидации, а в п.3 ст. 65 ГК прямо указывается, что эта очередность применяется и при ликвидации путем банкротства, т.е. в этом плане Закон о банкротстве не стыкуется с ГК.
Хотя требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, теперь помещены в общую третью очередь кредиторов, но - такие требования являются как бы «первыми среди равных» в третьей очереди, ибо удовлетворяются за счет стоимости проданного заложенного имущества (путем проведения открытых торгов!) преимущественно перед иными кредиторами, -- за исключением требований кредиторов первой и второй очереди, возникших до заключения договора залога.
Получается, что кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями с должнику в связи с причинением их жизни и здоровью, а также работники должника по требованиям о взыскании задолженности по зарплате и выходным пособиям) теперь нужно делить на «белых» и «черных» в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги – до заключения договора о залоге или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда он заложил имущество, то при реализации в ходе конкурсного производства предмета залога (а ведь это может быть весь имущественный комплекс должника!) из вырученной суммы гражданин не получит ни копейки – всё пойдет на удовлетворение требований кредитора-залогодержателя. Вот если бы он попал под колеса до заключения договора о залоге, то с ним был бы произведен расчет вне очереди.
Очевидно, что преимущественное положение кредитора-залогодержателя перед гражданами по их жизненно важным требованиям, предусмотренное Законом о банкротстве, должно было бы сопровождаться в Законе о банкротстве усилением гарантий таких граждан путем, например, создания обязательного резервного фонда за счет отчислений работодателей.
Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет (ст. 135 Закона).
С согласия гражданина его право требования к должнику о возмещении вреда жизни или здоровью в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации вместе с её обязанностью производить в отношении этого гражданина выплаты повременных платежей. К сожалению. в Законе не прописан механизм реализации этого положения, вместо этого содержатся лишь ссылка на некий порядок исполнения государством этой обязанности, который должен быть установлен Правительством РФ (ст. 135 Закона). Итак, конкурсное производство – это продажа имущества должника, включенного в конкурсную массу.
Конкурсный управляющий в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли - продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом. Особенности продажи отдельных видов имущества должника определяются Законом о банкротстве.
Конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) осуществлять уступку прав требования должника путем их продажи. Закон о банкротстве допускает также в ходе конкурсного производства замещение активов должника (т.е. создание на базе имущества должника ОАО) - на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосуют все кредиторы, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника (ст. 141 Закона).
Средства, вырученные от продажи имущества должника в ходе конкурсного производства, поступают на единый счет должника, с которого конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром и их очередностью.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения всех требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов (если иное не предусмотрено Законом).
В случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору. При невостребовании кредитором денежных средств в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса они перечисляются нотариусом в федеральный бюджет.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Эти органы не позднее чем через тридцать дней с даты получения уведомления обязаны принять такое имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.
После рассмотрения судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Это определение является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, хотя может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Запись же должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (налоговую инспекцию).
Тема 18. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Понятие, значение и нормативно-правовая основа рекламы.
-
Правовая характеристика содержания и распространения рекламы.
-
Государственный контроль в области рекламы.
-
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Понятие, значение и нормативно-правовая основа рекламы. Реклама - это разновидность информации, т. е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способов их представления. Но от иной информации реклама отличается целым рядом специфических признаков. Их нужно знать, чтобы при необходимости уметь отграничить рекламу от всякой иной информации, что, в свою очередь, позволяет законно и обоснованно реализовывать рекламное законодательство правильно разрешать возникающие по этому поводу споры.
Прежде всего, в качестве рекламы может быть расценена лишь информация, которая одновременно обладает двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространена общедоступными способами.
Рекламная информация не направлена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (далее для краткости - товары).
Распространяется реклама в любой форме - письменной, устной, в виде схем, графиков, рисунков и иных изображений.
Нет никаких ограничений также в средствах (способах) распространения рекламы. Ими могут быть любые носители информации - газеты, плакаты, почтовые отправления и т. п. Как реклама трактуются даже рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах торговых точек.
Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслуживает его: она несет информацию о физических или юридических лицах - субъектах предпринимательства и о товарах - результатах (предметах) предпринимательской деятельности.
Необходимо, в частности, подчеркнуть, что не относятся к рекламе часто встречающиеся в жизни объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Иными словами, законодательство о рекламе распространяет свое действие на все другие объявления, кроме выше названных (например, объявления граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о продаже товаров, предоставлении услуг - это уже реклама, а объявление гражданина о продаже квартиры - не реклама).
Специфические признаки рекламы просматриваются и в источниках рекламной информации, т.е. той "кухне", на которой она готовится. При кажущейся простоте восприятия рекламы она является результатом усилий многих людей. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: