ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4098
Скачиваний: 6
Что касается соотношения учебных курсов гражданского, предпринимательского и коммерческого права, то нужно иметь в виду следующее.
Утверждение в 2000-ном году действующего ныне Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусмотревшего преподавание в юридических вузах и на юридических факультетах университетов двух самостоятельных учебных дисциплин - коммерческого и предпринимательского права, стало причиной полемики на научно-практических конференциях и в юридической литературе.
Актуальность углубленного изучения правового регулирования предпринимательства, коммерции, в том числе в рамках отдельных от гражданского права учебных дисциплин, не подвергается сомнению ни одним из авторов, уделивших внимание обозначенной проблеме. Дискуссия же развернулась по вопросам, касающимся предмета и, соответственно, разграничения предпринимательского и коммерческого права, оправданности выделения и того, и другого, соотношения их с гражданским правом, возможности констатации появления самостоятельных отраслей права - коммерческого и предпринимательского либо тех же самостоятельных отраслей законодательства.
Представляется, что первопричиной развернувшейся дискуссии является не вполне подчиняющийся законам логики перечень в нем вопросов, подлежащих изучению по курсу коммерческого и по курсу предпринимательского права. Невозможно определить сколько-нибудь единый научный подход в Госстандарте к определению критериев разграничения того и другого права.
Так, вопросы, касающиеся правового статуса предпринимателя и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в рамках предпринимательского права, только искусственно можно отграничить от вопросов, связанных с субъектами коммерческой деятельности и правовым обеспечением развития товарного рынка, включенных в предмет коммерческого права.
То же самое можно отнести к государственному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности, охране и защите прав и интересов предпринимателей (предпринимательское право), государственному контролю за соблюдением правил коммерческой деятельности и защите от неправомерных действий контролирующих органов - в рамках коммерческого права.
Ряд вопросов сформулирован в Госстандарте в свете действующего ГК РФ некорректно или даже непонятно. В качестве примера можно отметить "выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе создания и реализации товара" в предмете коммерческого права. Даже "домыслив" приведенную фразу и предположив, что речь идет о деятельности предприятия в виде производства и реализации товара, преподаватель встает в тупик перед вопросом - что здесь имеется в виду под предприятием? Если речь идет о юридическом лице, то очевидно, что "выбор формы предприятия" будет невелик и ограничится муниципальным, государственным или федеральным казенным предприятием, - других ГК РФ не предусматривает. Если же речь идет о предприятии как имущественном комплексе (ст. 132 ГК РФ), то выражение "выбор формы предприятия" вообще здесь теряет какой-либо смысл.
И ещё. Даже если использовать в данном случае "вульгарное" содержание термина предприятия как любой коммерческой организации, что не прощается студентам уже со второго курса, то вопрос о том, как же всё-таки зависит выбор формы предприятия (АО, ООО, ОДО, ПК, товарищество, унитарное предприятие?) от функций "в процессе создания и реализации товара", мягко говоря, озадачивает. Некорректны (и непонятны) выражения Госстандарта "жизненные интересы общества", "сбытовые и сбыто-снабженческие подразделения предприятий" и др.
Очевидно, что несовершенство формулировок Госстандарта и перечней вопросов, включенных в предмет изучения по курсу предпринимательского и курсу коммерческого права не могло не породить развернувшейся полемики вокруг указанных учебных курсов. Представляется, что без совершенствования к "общему знаменателю" прийти невозможно. Кроме того, необходимо договориться о содержании терминов, в частности о том, какой смысл вкладывается в термин "коммерция", "коммерческое право", что следует понимать под хозяйственным правом и его предметом.
В противном случае дискуссия будет продолжаться, и в условиях достаточно распространенного в вузах в последние годы и далеко не всегда оправданного дробления факультетов, кафедр, создания искусственных циклов, курсов и спецкурсов, обусловленных подчас конъюнктурными соображениями, представляется безрезультатной.
Обзор юридической литературы по затронутой проблеме свидетельствует о широчайшем спектре имеющихся мнений. Одни авторы полагают, что в реальной действительности нет и не может быть ни коммерческого, ни предпринимательского права, зато есть право хозяйственное, поглощающее то и другое. Другие считают, что в учебном расписании должно присутствовать только коммерческое право, включающее в себя в качестве составной части право предпринимательское. Высказывается и прямо противоположное мнение, признающее предпринимательское право и отказывающее в праве на существование коммерческому праву. Аргументируется и тезис о том, что коммерческое право - часть предпринимательского и в то же время оба представляют собой комплексные отрасли, что уже совсем непонятно.
Высказано в литературе и мнение о том, что есть только гражданское право, а коммерческое и предпринимательское право являются его "сборными" правовыми институтами, нормы которых "разбросаны" по всему Гражданскому кодексу. Ряд авторов используют понятие коммерческое и предпринимательское право применительно к учебной дисциплине как синонимы, другие отождествляют коммерческое право только с торговым. В других случаях утверждается, что "предпринимательское право должно существовать на тех же правах, на которых существует любой спецкурс, например, банковское право, страховое право", или что учебный курс "Коммерческое право" "знаменует собой более высокий уровень познания гражданско-правовой материи".
Нет единства взглядов и по вопросу о том, являются коммерческое и предпринимательское право самостоятельными отраслями права, подотраслями гражданского права или отраслями законодательства, "химически чистые" или комплексные эти отрасли права или законодательства, следует ли конструировать общую и особенную части коммерческого и предпринимательского права, выделять частное и публичное коммерческое право, а также по ряду других вопросов.
Как уже было отмечено, без уточнения используемой терминологии и оптимизации Государственного образовательного стандарта, дискуссия по любому из обозначенных вопросов бесплодна. До тех пор, пока это будет сделано (а учебный процесс не располагает к пассивному ожиданию), представляется возможным исходить из следующего.
1. При всем критическом отношении к Госстандарту сам факт появления в нем коммерческого и предпринимательского права следует рассматривать как весьма своевременный. Наличие этих курсов в учебном расписании позволяет увеличить общее количество часов, отведенных на изучение гражданского права. В нынешних условиях "бума" гражданского законодательства, его значимости и сложности возможность "на законных основаниях" увеличить объем аудиторных часов (опять же с "конъюнктурных" позиций цивилиста) можно только приветствовать.
2. Противопоставление предпринимательского и коммерческого права, разграничение их как отраслей права или законодательства (даже комплексных) представляется безосновательным. Термин "коммерция" давно утратил свой первозданный смысл "торговля" и стал синонимом "предпринимательства" (см. ст. 50 ГК РФ). Поэтому спор о различиях в понятиях "предпринимательское" и "коммерческое" носит чисто терминологический характер, а дифференциация того и другого права влечет лишь дублирование целого ряда вопросов, составляющих предмет изучения по соответствующим учебным дисциплинам.
С этих позиций было бы вполне приемлемым оставить в Госстандарте и соответственно в учебном расписании одну из двух учебную дисциплину, увеличив количество часов на её изучение за счет исключения другой и назвав её либо коммерческим, либо предпринимательским правом.
Следует отметить, что и действующий Госстандарт включил предпринимательское и коммерческое право в перечень дисциплин вузовского компонента с пометкой, что этот перечень носит рекомендательный характер. То обстоятельство, что практически все юридические вузы включили в учебные планы обе дисциплины, несмотря на их "необязательность", свидетельствует о понимании их значимости и полезности.
3. Вряд ли следует пытаться "объять необъятное" и включать в предмет изучения предпринимательского (или коммерческого) права все аспекты правового регулирования предпринимательства. Целесообразнее исходить из того, предпринимательские отношения в основном регулируются гражданским правом, и высшей юридической силой при регулировании этих отношений обладает именно Гражданский кодекс РФ. Соответственно предмет предпринимательского права как учебной дисциплины должен состоять в основном из изучения особенностей правового регулирования предпринимательства, содержащихся в ГК РФ, других законах и иных правовых актах. Вопрос о том, что к этому добавить можно было бы в оставить на усмотрение каждого вуза (что, собственно, сейчас и имеет место, поскольку сегодня каждый юридический вуз фактически имеет свою "уникальную" учебную программу по предпринимательскому и коммерческому праву).
В любом случае представляется очевидной невозможность "втиснуть" в предмет предпринимательского права целый ряд предусмотренных в действующем Госстандарте вопросов, - например, "налогообложение предпринимательской деятельности". Ведь это огромный и сложный пласт налогового права, который и должен изучаться в рамках налогового права и, возможно, в рамках спецкурса налогового права. Кстати, спецкурсы могут "отпочковаться" и от предпринимательского права. Так, при наличии у вуза соответствующей возможности такими спецкурсами, чрезвычайно актуальными в настоящее время, могли бы стать "Акционерные общества" или в целом "Субъекты предпринимательства", "Правовое регулирование банкротства", "Рынок ценных бумаг", "Правовое регулирование малого предпринимательства", "Правовое регулирование перевозок грузов", "Биржевое право" и ряд других.
4. Предпринимательское (коммерческое) право является весьма актуальной учебной дисциплиной, но не может претендовать на "звание" самостоятельной (всё равно - "стерильно чистой" или комплексной) отрасли права или законодательства (если, конечно, исходить из классических критериев той и другой, а не конструировать их искусственно).
Тема 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
-
Правоспособность граждан в сфере предпринимательства.
-
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.
-
Права и обязанности индивидуальных предпринимателей.
-
Лицензирование отдельных видов индивидуальной предпринимательской деятельности.
-
Имущественная ответственность индивидуальных предпринимателей: основания и размер ответственности.
-
Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности граждан.
-
Банкротство индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальный предприниматель как субъект гражданского (и не только гражданского) права – это гражданин, но лишь такой, который зарегистрирован в этом качестве в установленном порядке. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ с изменениями от 23 июня 2003г. № 76-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2004 года.
Без государственной регистрации индивидуальная предпринимательская деятельность не допускается, влечет за собой административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность.
Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется теми же органами, что и регистрация юридических лиц, - налоговыми инспекциями по месту жительства таких граждан. (Ранее регистрация осуществлялась местными администрациями по месту жительства гражданина).
Какие документы нужно представить гражданину в регистрирующий орган для государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя? Это следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В нем заявитель указывает виды экономической деятельности, которыми намерен заниматься.
б) копия паспорта. Если гражданин является иностранцем или лицом без гражданства (а они тоже могут иметь в России статус индивидуального предпринимателя), то потребуются копии документов, удостоверяющих их личность в соответствии с международными договорами, а также документов, разрешающих временно или постоянно проживать на территории России.
Если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений об адресе местожительства гражданина, потребуется ещё и подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законом порядке адрес его места жительства.