ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 1734
Скачиваний: 4
4. Законодательство регулирующее предпринимательскую деятельность. Роль конституционного суда РФ в процессе формирования правовой основы предпринимательской деятельности. (Гладких)
Правовое регулирование предпринимательской д-ти (ПД) ведется по 4 основным направлениям, ктр. корреспондируют 4 блока нормативных актов:
1-определяет внутренние отношения в конкретном суб-те ПД(пор-к его учреждения, управления, организации труда..)
2- самый важный и определяющий, регулирует отношения суб-в ПД «по горизонтали», со своими партнерами, поставщиками, покупателями
3- регулирует отношения «по вертикали», между суб-ми ПД и органами гос.власти и органами местного самоуправления
4- опосредует отношения субъектов ПД «по диагонали», с банками и иными кредитными организациями (в них переплетены вертикальные и горизонтальные отношения).
В регулировании ПД задействованы все отрасли права - административное, финансовое, уголовное и др. Ведущей отраслью является гражданское право- именно оно опосредует отношения рыночного, предприн-го х-ра. Значение ГК в процессе регулирования ПД очевидно. В ГК РФ нет главы или раздела, посвященных предпринимательству. Его особые предпринимательские правила рассредоточены по всему кодексу. Их надо реализовывать с общими, относящимися ко всем субъектам гражданского права, нормами, а в целом они образуют гражданско-правовую нормативную базу предпринимательства. Разбросанность норм, регулирующих ПД по разным отраслям права, порождают несогласованность, противоречивость, несовпадение. Нормативно-правовая основа предпринимательства весьма подвижна.
УК РФ-раздел 8- преступления в сфере экономики.
Нормотворчество самих предпринимателей: 2002г.- Хартия деловой и корпоративной этики, принятая Российским союзом промышленников и предпринимателей.
2005г-Хартия деловой этики, принятая крупнейшими книгоиздателями, изложены правила взаимоотношений на книжном рынке.
То, что из его лекций!!!:
Гражд.право-подсистема частного права. Отрасль-это всегда комплексное образование. ГП должно оставаться всегда без всякого смешения методов, в нем должен быть единый метод равенства, диспозитивный метод. ГП должно создавать только частно-правовые элементы. Отсутствие в ПРегулировании единого акта не означает отсутствие отрасли права. Нефедов: есть только 2 отрасли права-частное и публичное.
Частное право-гражданское право
Публичное право- уголовное, административное. Финансовое(налоговое)
Предприн-е право-смешение частного и публичного права, т.к. регулируется гражд-м (ЧП) и администрат-м(ПП). Гражд.право уходит в основу правового регулирования - это основа, нормы, правила ГП становятся доступными для любых других отраслей, тогда устанавливается конфликт между ГП и ПП. Брагинский рассматривает ГП как универсальный преемник частного права. Яковлев В.Ф. рассматривает ГП как относящееся к частному праву, но не исключает возможность наличия публичных черт. ГП - комплексная отрасль, ГК содержит нормы не только част.права, но и нормы публичного права. Д.В.Пятков согласен с Брагинским, но нужно признать, что в ГК есть нормы и других отраслей.
ПП - комплексная отрасль права, основанная на гражд.законодательстве.
Комплексная не в смысле вторичная, неполноценная отрасль права.
+ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», «О техническом регулировании», «О некоммерческих организациях», «Об ООО», «Об ОАО»…
5.Граждане как субъекты предпринимательского права.
Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. (Голынская)
1)право граждан на занятие предпр.д-ю.
Занятие предпр.д-ю является выражением свободы предпринимательства как одного из прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). + право граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).
Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы (производство, торговля, предоставление услуг), вида (любой вид деятельности, включая банковскую, страховую деятельность и т.д.) и формы предпр.д-ти(т.е. как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства). Свобода предпр-ва может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности … (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ) - предварительные условия для начала предпринимательской деятельности (наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, гос.регистрация субъектов предпр-ва и получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности).
Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.
-
индивидуальные предприниматели.
Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели - это субъекты предпринимательской деятельности. Советское законодательство не знало подобных субъектов. Отдельный нормативный документ, который регулировал бы деятельность индивидуальных предпринимателей, к сожалению, до сих пор в России не принят. В ГК РФ индивидуальным предпринимателям посвящено всего две статьи, Хотя ГК РФ и устанавливает, что все правила, регулирующие деятельность юридических лиц в равной степени распространяются и на деятельность индивидуальных предпринимателей, подобного регулирования явно недостаточно, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей весьма специфична.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:
-
правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);
-
гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);
-
иметь имя (фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);
-
иметь место жительства (место, где гражданин проживает)
Главным признаком является дееспособность. Правоспособность и иные признаки создают лишь необходимые предпосылка, возможность осуществления гражданином предпр.д-ти. Дееспособность же превращает возможность в действительность, в реальные предпр. отношения.
Особенности статуса индивидуального предпринимателя, по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина заключаются в следующем:
1) этот статус приобретается в результате (с момента) государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя. Поэтому споры с участием таких граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, подведомственны не арбитражному суду, а суду общей юрисдикции. Вместе с тем при разрешении споров, возникающих по поводу неузаконенной предпринимательской деятельности, гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
-
к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями
-
работодатель — ИП обязан на каждого работника вести трудовую книжку.
-
в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Но это касается только споров, связанных с предпринимательской деятельностью. Иные споры с участием гражданина, хотя и имеющего статус индивидуального предпринимателя, подведомственны судам общей юрисдикции.
-
индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).
-
требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Требования удовлетворяются в порядке и в очередности, установленных п. 3 ст. 25 ГК РФ. Перечень имущества граждан, включая индивидуальных предпринимателей, на которое не может быть обращено взыскание, установлен ст. 446 ГПК РФ (перечень такого имущества организаций определяется федеральным законодательством);
Правовой статус индивидуальных предпринимателей «расположен» на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций, вбирая в определенной мере и те и другие.
Пятков на лекции (вдруг пригодится?): Сегодня в российском гражданском праве иногда «приравниваются» категории гражданин и предприниматель, в правоприменении вообще очень сложно понять, когда гражданин выступает стороной правоотношения, а когда ИП. Это неверно. В некоторых зарубежных странах и в дореволюционных исследованиях (Шершеневич) содержится подход, который Пяткову нравится больше: ИП – «маска», определенный дополнительный статус гражданина. Т.е. у гражданина может быть несколько «масок» - ИП. + разделение таким образом этих категорий позволит решить проблемы правоприменения (может ли ИП нанять сам себя директором?)
6. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (Иванова)
Внимание: государственная регистрация, по мнению Пяткова, не является признаком предпринимательской деятельности, а это одно из условий осуществления предпринимательской деятельности.
Правовая основа – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2001 года (вступил в действие с 1 июля 2002 года).
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В настоящее время – это ФНС.
Глава 3 Закона устанавливает порядок гос.регистрации.
1. Срок: не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
2. Место регистрации: по месту его жительства.
3. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявление представляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);