ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1739

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банк => ЦБ, потом налог. органы (необходимость большего контроля за их образованием + здесь есть экспертизы).

Неком. организации – прибыль может быть => предпринимательская деятельность может быть, но в особом порядке, т.к. у них есть особая правоспособность, их деятельность должна служить и соответствовать этим целям (максимально близко к тому, чем они занимаются).

Случаи, когда законодатель запрещает некоммерческим организациям заниматься какой-л. коммерч. деятельностью (предприним. деятельностью): адвокатская палата, саморегулируемые организации (СРО), политические партии (выбирают из исчерпывающего перечня)

  1. Общий подход – ГК (основная цель)

  2. Больше возможности – потребит. кооперативы + члены могут распределять эту прибыль между собой

  3. Меньше возможности – полит. партии (выбирают)

  4. Запрет – СРО, адвокатские палаты, ассоциации, союзы.

Далее спорные вопросы по поводу выбора ОПФ: всякий раз, когда гос-во создаёт АО, не говорится о цели извлечения прибыли (о чём угодно, но не об этой цели). Почта России – унитарное предприятие (коммерческое, цель – извлечение прибыли): спец. правоспособность выражается в формулировании цели – не извлечение прибыли)

+ гос. корпорации – некоммерч. организации. Тенденция: передача гос. функций спец. организациям, не являющ. государственными, но имеющих функции гос-ва.

Выбор формы очень важен: ст.426 ГК – публичный договор между коммерч. организациями

Ст. 575 ГК – дарение между ком. организациями запрещено. Доверительное управление: ИП/ком. организация. Сторонами по договору ком. концессии могут быть ком. организации и ИП.


Учебник под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили

Предпринимательство может осуществляться в определённых организационно-правовых формах (ОПФ) => воплощают организационные и правовые признаки, общие для ЮЛ – предпринимательских организаций различных видов. Признаки:

  1. ЮЛ может создаваться лишь в порядке, установленном законом, нарушение установл. порядка лишает деятельность ЮЛ должной правовой защиты.

  2. Любое ЮЛ может формироваться в тех ОПФ, которые установлены законом.

  3. ЮЛ правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом.

  4. На всех ЮЛ распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно п.2 ст.50 ГК ЮЛ, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, гос. и мун. унитарных предприятий (в иных ОПФ коммерч. организации создаваться не могут).

ЮЛ – некоммерческие организации – могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также др. формах, предусмотренных законом (например, ОПФ не только в ГК, но и в ФЗ «О некоммерческих организациях»).


Точка зрения авторов: предусмотренное ГК деление ЮЛ на ком. и неком. организации не вполне удачно. Ограничительный перечень ком. организаций и неограниченность ОПФ неком. организаций вызвал дискуссию в правовой лит-ре. Различие между ком. и неком. организациями накладывает определённый отпечаток на их правовой статус и правоспособность. В наст. время экономика страны развивается в новых условиях => возникают новые отношения между ЮЛ различных ОПФ => нельзя отрицать возможность формирования новых ОПФ ком. организаций. Т.о., авторы предлагают пойти по пути более конкретной выработки отличительных признаков ком. и неком. организаций, как в отношении понятия ЮЛ.

ОПФ – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков ЮЛ и существенно отличающих данную группу ЮЛ от всех остальных.

Учебник С.Э.Жилинского

ОПФ как родовое понятие, недавно вошло в законодательство и практику для характеристики организаций. ОПФ концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для ЮЛ – предпринимательских организаций различных видов. Эти признаки можно свести в 2 группы:

1 гр. признаков отражает организационную связь любого ЮЛ с правом, зак-вом.

  1. ЮЛ создаётся в порядке, установленном зак-вом

  2. Любое ЮЛ может создаваться лишь в тех ОПФ, которые установлены законом: исчерпывающий перечень форм для ком. организаций и открытый перечень для неком. организаций.

  3. ЮЛ правомочно действовать лишь в тех пределах (рамках), которые очерчены законом для того вида ОПФ, к которому принадлежит данное ЮЛ.

  4. На всех ЮЛ распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

2 гр. признаков отражает главное в характеристике ЮЛ – его имущественный статус.

  1. Вид ОПФ даёт чёткий ответ на вопрос о происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное ЮЛ (право соб-ти, хоз. ведения, оперативного управления)

  2. ОПФ раскрывает внутренние имущественные отношения ЮЛ: состав имущества, какое отношение имеют к нему учредители ЮЛ, как осуществляется распоряжение.

  3. ОПФ определяет, каким имуществом отвечает ЮЛ по своим обязательствам.


10. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений (Лихторович)

Термин "холдинг" происходит от английского глагола "to hold" - держать, иметь. Поэтому холдинговые компании часто называют "держательскими" организациями, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины "концерн" и "консорциум". В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также характерный термин "связанные предприятия".


В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий. Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль за деятельностью участников холдинга осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров и ревизионной комиссии.

Понятия "холдинг" и "холдинговая компания" не являются синонимами, поскольку холдингом называют группу юридических лиц, а холдинговой компанией - основное по отношению к участникам холдинга общество. Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной, так как последняя вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью. Основным преимуществом образования холдингов является распределение коммерческих рисков, а также возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.

По большому счету, если компания планирует территориально и (или) функционально расширить свою деятельность, она может пойти двумя путями: создать филиальную сеть или образовать холдинг. Но если по обязательствам филиалов и представительств головная организация несет полную ответственность, то в составе дочерних и зависимых компаний ее имущество в определенном смысле "скрыто", поскольку эти компании - участники холдинга - автономные организации и практически во всех случаях самостоятельно отвечают по своим долгам.

Итак, холдинговая компания - это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями, обычно контрольным пакетом, другой компании (или компаний) и управление этими компаниями.

Современное законодательство совершенно справедливо не оперирует понятием контрольного пакета, а говорит лишь о преобладающем участии в уставном капитале организации.

Современное законодательство связывает возможность влияния на деятельность организации не только с преобладающим участием в уставном капитале, но и заключением договора, а также с иными обстоятельствами. Договором, в силу которого одна организация подчиняется другой, можно считать лицензионный договор, доверительное управление, ипотеку, соглашение о совместной деятельности (простое товарищество). По предложению совета директоров общее собрание акционеров может принять решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации (управляющей компании) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Договор хозяйственного общества с управляющей компанией не содержит элементов подчинения, так как управляющая компания подотчетна общему собранию акционеров и совету директоров. Деятельность управляющей компании хозяйственного общества заключается в непосредственной реализации функций юридического лица, а не в руководстве им извне.


Активы крупных холдингов, как правило, условно делятся на две части. Профильные активы почти всегда оформлены как компании одного лица либо имеют контрольный пакет голосов. Непрофильные активы оформлены компаниями с небольшим процентом участия головной (материнской) фирмы. Подобная диверсификация бизнеса создает стабильность для холдинга, позволяет ему не зависеть от ситуации в определенном сегменте рынка. Дочерние компании одного лица в целом не соответствуют природе отношений хозяйственных обществ, в основе которых - объединение капиталов разных лиц. Даже по своему буквальному смыслу общество подразумевает группу лиц. Тем не менее создание компаний одного лица разрешается нашим законодательством, а их появление в холдингах можно объяснить стремлением обособить имущество дочерних обществ от имущества головной организации, а также ограничить ответственность головной организации за результаты хозяйственной деятельности дочерних обществ вкладом в их уставный капитал.

Виды холдингов

Приступая к классификации холдингов, хотелось бы коснуться нескольких моментов. Первое: в современной правовой и экономической литературе встречаются различные основания квалификации холдинговых объединений, и только небольшое количество из них имеет собственно правовое значение, т.е. применительно к определенному виду холдинга установлен особый правовой режим, существует специфика правового регулирования.

Исходя из оснований установления холдинговых отношений

Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, проанализированных и исследованных нами в предыдущем параграфе, холдинги следует подразделить на:

- имущественные - основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций

- договорные - когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора;

- организационные - в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.

Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе и, соответственно, изученными в научной доктрине являются имущественные холдинги. При этом, как мы уже отмечали, очень часто на практике применительно к конкретному холдингу имеет место не одна, а несколько типов зависимости. Наличие организационного типа зависимости, как правило, дополняет имущественную и договорную зависимость и вытекает из владения контрольным пакетом акций (долями участия) или договора.

Исходя из содержания деятельности основного общества

В зависимости от содержания деятельности основного общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги. Такое деление определяется тем, является ли основное общество холдинга исключительно только держателем акций (долей участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимается самостоятельной производственной, торговой или иной коммерческой деятельностью.


Чистые

В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами.

Смешанные

В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Известно, что многие холдинги в мире являются чистыми, т.е. занимающимися только управлением дочерними обществами <*>, в то время как в России значительное распространение получили смешанные холдинги. Это обстоятельство не является случайным. Российское законодательство в отличие от многих стран не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга. Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к тому, что многие холдинги для оптимизации финансовых потоков осуществляют наряду с управлением дочерними также и самостоятельную коммерческую деятельность. Это повышает возможности использования системы трансфертного ценообразования. Преобладание в России смешанных холдингов также обусловлено схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ. В этом случае головная организация продолжает заниматься производственной деятельностью, а на месте структурных подразделений организуются дочерние общества, держателем акций которых она становится.

Законодательство не знает специфики правового регулирования чистых или смешанных холдингов, поэтому изменение этого статуса для холдингов не влечет за собой каких-либо правовых последствий.

В зависимости от формы собственности

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе формирования уставного капитала основного общества, выделяют государственные (муниципальные) и частные холдинги.

Государственные

Государственным (муниципальным) является холдинг, в котором участие государства (муниципального образования) в уставном капитале основного общества позволяет государству (муниципальному образованию) контролировать такое объединение (далее - государственный холдинг).

Частные

Соответственно, частными являются холдинги, где уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц - коммерческих организаций и граждан.

В Российской Федерации вследствие разгосударствления предприятий и объединений путем преобразования их в акционерные общества сохраняется большое количество холдингов, в основных обществах которых государство или муниципальное образование имеют пакеты акций. Особенности правового регулирования холдингов с участием государства установлены Законом о приватизации, Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")"