ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 247

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Геосферы как высший уровень организации минерального вещества.


Лекция 15. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил (2 час.).


1. История вопроса. Сводовые поднятия. Блоковая тектоника. Коллизионные обстановки столкновения литосферных плит. Телевизионные эффекты.

2. Заданные сценарии или самоорганизованные процессы. Синергетическая теория. Орогенез, киматогенез и горообразование.

История формирования Алтайской горной страны.

3. Перспективы геологии как интегрального учения о Земле








Лабораторные занятия по геологии (24 часа) 1



В ходе лабораторных работ студенты

получают представление: об основах кристаллографии, кристаллохимии, минералогии и петрографии, практическом значении минералогии и петрографии, применении минералов в отраслях промышленности;

приобретают опыт: практического определения минералов и горных пород по их диагностическим признакам.


Лабораторное занятие № 1 (2 часа)

Тема: Введение в кристаллографию


Цель занятия: изложить основу представлений о минералах как о природных химических соединениях кристаллической структуры.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Понятия: минерал, минеральный вид. Кристаллография. Кристаллическая решетка, типы кристаллических решёток. Свойства кристаллического вещества. Образование и рост кристаллов.


Контрольные вопросы


При каких условиях возникают кристаллы?

Как влияют скорости роста кристаллов на характер граней?

Приведите примеры искусственных кристаллов.


Лабораторное занятие № 2 (2 часа)

Тема: Учение о симметрии


Цель занятия: с помощью макетов кристаллов, минералов из учебной коллекции сформировать представление о симметрии в кристаллах, видах симметрии.

Приборы и материалы: макеты кристаллов, шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Симметрия кристаллов, элементы симметрии, сочетание элементов симметрии. Виды симметрии. Сингонии. Простые формы и комбинации простых форм по сингониям. Открытые и закрытые формы.



Контрольные вопросы


Что такое симметрия? Какие вы знаете элементы симметрии?

Что такое сингония? Какие существуют сингонии? Их характеристика.

Что такое простая форма и комбинация?


Лабораторное занятие № 3 (2 часа)

Тема: Минералогия. Определения и принципы классификации


Цель занятия: познакомить студентов с начальными сведениями о минералах, формах нахождения их в природе, классификации.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Минералогия. Понятие минералогии. Физические (диагностические) свойства минералов. Морфология минералов и их агрегатов. Классификация минералов, принципы классификации.



Контрольные вопросы


Что такое спайность? Ее причины.

Назовите минералы шкалы твердости Мооса.

Какой облик могут иметь минералы?

Какие признаки положены в основу классификации минералов?


Лабораторное занятие № 4 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции рассмотреть отличительные особенности минералов группы кварца, полевых шпатов, слюд.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: группа кварца, полевые шпаты, слюды.


Контрольные вопросы


Какое происхождение имеет мусковит? Его применение.

Охарактеризуйте кварц.

В чем отличие микроклина от ортоклаза?




Лабораторное занятие № 5 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности амфиболов, пироксенов и прочих силикатов.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: амфиболы, пироксены, прочие силикаты


Контрольные вопросы


В чем отличие пироксенов от амфиболов?

Как выглядят тремолит и актинолит? В чем отличие между ними?


Лабораторное занятие № 6 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности прочих силикатов, гидроксил-силикатов, карбонатов.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: прочие силикаты, гидроксил-силикаты, карбонаты.


Контрольные вопросы


Охарактеризуйте ангидрит и гипс.

Как отличит кальцит от арагонита?

Что такое сидерит? Его происхождение изначение.


Лабораторное занятие № 7 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности карбонатов, фосфатов, сульфатов.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: карбонаты, фосфаты, сульфаты.


Контрольные вопросы


Дайте характеристику апатита.

Каковы главные отличительные свойства барита?

Охарактеризуйте ангидрит и гипс.


Лабораторное занятие № 8 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности сульфатов, галогенидов, сульфидов.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.


Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: сульфаты, галогениды, сульфиды.


Контрольные вопросы


Какую форму и спайность имеют кристаллы флюорита?

По каким признакам отличается галит от сильвина?

Практическое значение минералов галита, сильвина и карналлита.


Лабораторное занятие № 9 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: сульфиды, вольфраматы, окислы и гидроокислы.


Контрольные вопросы


Каковы формы кристаллов, цвет и блеск вольфрамита?

Каково происхождение гематита?

Охарактеризуйте пиролюзит.





Лабораторное занятие № 10 (2 часа)

Тема: Описательная минералогия


Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности окислов и гидроокислов.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Описательная минералогия: окислы и гидроокислы.


Контрольные вопросы


Какие Вы знаете разновидности корунда?

Какие отличительные свойства имеет магнетит?

Что такое псиломелан?




Лабораторное занятие № 11 (2 часа)

Тема: Введение в петрографию


Цель занятия: изучить свойства наиболее распространенных магматических, осадочных и метаморфических породах, сведения об элементах залегания горных пород и основ геологического картирования.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Петрография. Формы залегания горных пород. Построение разрезов по геологическим картам.


Контрольные вопросы


Расскажите классификацию метаморфических пород.

Какие формы залегания характерны для эффузивных пород?

Дайте определение понятий структура и текстура.


Лабораторное занятие № 12 (2 часа)

Тема: Построение профилей по геологическим картам


Цель занятия: изучить сведения об элементах залегания горных пород и основ геологического картирования.

Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

Рассматриваемые вопросы:

Построение разрезов по геологическим картам.



Основная литература


Короновский Н.В., Якушова А.Ф., Основы геологии. Учебное пособие для географических вузов. М.: Высшая школа, 1991. 416 с.

Алисон А., Палмер Д. Геология. М.: Мир, 1984. 568 с.

Ферхуген Дж., Тернер Ф. и др. Земля. Введение в общую геологию. Т. 1, 2. М.: Мир, 1977. 845 с.

Лузгин Б.Н. Уровни организации минерального вещества. Метод. пособие по проведению лабораторных занятий. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. 40 с.


Лузгин Б.Н. Составление геологических разрезов. Методическое руководство. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. 15 с.

.

Дополнительная литература


Буллах А.Г., Золотарев А.А, Кривовичев В.Г.Классификация, формулы и структуры минералов: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 152 с.

Практическое руководство по общей геологии: Учеб. Пособие для студ. вузов. Под ред. Н.В. Короновского. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высш. шк., 1986. – 287 с.



Вопросы к экзаменам


  1. Место и роль геологии как одной из важнейших наук о Земле.

  2. География и геология – общность и специфика сферы интересов.

  3. Борьба научных идей в геологии.

  4. Земля – проблемы пространства в геологии.

  5. Космология и планетология.

  6. Строение Солнечной системы.

  7. Форма Земли – эволюционирующие представления.

  8. Гипсометрические кривые Земли – особенности построения и интерпретации.

  9. Геоморфология суши. Типы сочленений суши и моря.

  10. Геоморфология моря.

  11. Внешние оболочки Земли. Особенности строения.

  12. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли.

  13. Внутренние сферы Земли.

  14. Связь пространства и времени.

  15. Относительная геохронология.

  16. Геохронологическая шкала.

  17. Стратиграфия и палеонтология.

  18. Геофизические методы в хронологии Земли.

  19. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли.

  20. Происхождение атомов элементов.

  21. Кристаллография.

  22. Структуры кристаллографических решеток.

  23. Кристаллографические системы.

  24. Физические свойства минералов.

  25. Значение химических связей в минералах.

  26. Структурные мотивы строения силикатов.

  27. Классификация минералов.

  28. Минеральный состав земной коры и горные породы.

  29. Петрография. Классификация магматических горных пород.

  30. Литогенез и седиментация.

  31. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек.

  32. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии.

  33. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования.

  34. Классификация осадочных горных пород.

  35. Палеогеография.

  36. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные).

  37. Особенности морской седиментации.

  38. Осадкообразование в промежуточных (континентально-морских) условиях.

  39. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий.

  40. Учение о фациях.

  41. Представления о геологических формациях.

  42. Тепловые потоки и аномалии.

  43. Образование магм.

  44. Типы вулканических извержений.

  45. Геоструктурный контроль размещения вулканических зон.

  46. Вулканические структуры.

  47. Этапы развития континентального рифта.

  48. Процессы, сопутствующие становлению глубинных магматических пород.

  49. Факторы и типы метаморфизма.

  50. Основные положения термодинамики, используемые в учении о метаморфизме.

  51. Термодинамическое равновесие и термодинамические поля.

  52. Физико-химические основы парагенезиса минералов.

  53. Обстановки диагенеза.

  54. Условия проявления термального метаморфизма.

  55. Типы метасоматоза и их принципиальное отличие.

  56. Астроблемы.

  57. Классификация метаморфических горных пород.

  58. Факторы выветривания горных пород.

  59. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания.

  60. Профили кор выветривания.

  61. Континентальное выветривание и гальмиролиз.

  62. Тектонические движения и землетрясения.

  63. Пликативные дислокации.

  64. Дизъюнктивные деформации.

  65. Разломные и складчатые комбинации дислокаций.

  66. Континенты и океаны как тектонические категории.

  67. Платформы и подвижные пояса.

  68. Геосинклинали и орогены.

  69. Литосферные плиты и условия их «дрейфа».

  70. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия.

  71. Понятие о плюм-тектонике.

  72. Модель глобальной тектоники: взаимодействие плит и плюмов.




1 Программа лабораторных занятий составлена асс. Сироткиной Т.А.



Составил

к. г.-м.н., д. г. н., профессор

Б.Н. Лузгин

18