ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 247
Скачиваний: 6
4. Геосферы как высший уровень организации минерального вещества.
Лекция 15. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил (2 час.).
1. История вопроса. Сводовые поднятия. Блоковая тектоника. Коллизионные обстановки столкновения литосферных плит. Телевизионные эффекты.
2. Заданные сценарии или самоорганизованные процессы. Синергетическая теория. Орогенез, киматогенез и горообразование.
История формирования Алтайской горной страны.
3. Перспективы геологии как интегрального учения о Земле
Лабораторные занятия по геологии (24 часа) 1
В ходе лабораторных работ студенты
получают представление: об основах кристаллографии, кристаллохимии, минералогии и петрографии, практическом значении минералогии и петрографии, применении минералов в отраслях промышленности;
приобретают опыт: практического определения минералов и горных пород по их диагностическим признакам.
Лабораторное занятие № 1 (2 часа)
Тема: Введение в кристаллографию
Цель занятия: изложить основу представлений о минералах как о природных химических соединениях кристаллической структуры.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Понятия: минерал, минеральный вид. Кристаллография. Кристаллическая решетка, типы кристаллических решёток. Свойства кристаллического вещества. Образование и рост кристаллов.
Контрольные вопросы
При каких условиях возникают кристаллы?
Как влияют скорости роста кристаллов на характер граней?
Приведите примеры искусственных кристаллов.
Лабораторное занятие № 2 (2 часа)
Тема: Учение о симметрии
Цель занятия: с помощью макетов кристаллов, минералов из учебной коллекции сформировать представление о симметрии в кристаллах, видах симметрии.
Приборы и материалы: макеты кристаллов, шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Симметрия кристаллов, элементы симметрии, сочетание элементов симметрии. Виды симметрии. Сингонии. Простые формы и комбинации простых форм по сингониям. Открытые и закрытые формы.
Контрольные вопросы
Что такое симметрия? Какие вы знаете элементы симметрии?
Что такое сингония? Какие существуют сингонии? Их характеристика.
Что такое простая форма и комбинация?
Лабораторное занятие № 3 (2 часа)
Тема: Минералогия. Определения и принципы классификации
Цель занятия: познакомить студентов с начальными сведениями о минералах, формах нахождения их в природе, классификации.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Минералогия. Понятие минералогии. Физические (диагностические) свойства минералов. Морфология минералов и их агрегатов. Классификация минералов, принципы классификации.
Контрольные вопросы
Что такое спайность? Ее причины.
Назовите минералы шкалы твердости Мооса.
Какой облик могут иметь минералы?
Какие признаки положены в основу классификации минералов?
Лабораторное занятие № 4 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции рассмотреть отличительные особенности минералов группы кварца, полевых шпатов, слюд.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: группа кварца, полевые шпаты, слюды.
Контрольные вопросы
Какое происхождение имеет мусковит? Его применение.
Охарактеризуйте кварц.
В чем отличие микроклина от ортоклаза?
Лабораторное занятие № 5 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности амфиболов, пироксенов и прочих силикатов.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: амфиболы, пироксены, прочие силикаты
Контрольные вопросы
В чем отличие пироксенов от амфиболов?
Как выглядят тремолит и актинолит? В чем отличие между ними?
Лабораторное занятие № 6 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности прочих силикатов, гидроксил-силикатов, карбонатов.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: прочие силикаты, гидроксил-силикаты, карбонаты.
Контрольные вопросы
Охарактеризуйте ангидрит и гипс.
Как отличит кальцит от арагонита?
Что такое сидерит? Его происхождение изначение.
Лабораторное занятие № 7 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности карбонатов, фосфатов, сульфатов.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: карбонаты, фосфаты, сульфаты.
Контрольные вопросы
Дайте характеристику апатита.
Каковы главные отличительные свойства барита?
Охарактеризуйте ангидрит и гипс.
Лабораторное занятие № 8 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности сульфатов, галогенидов, сульфидов.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: сульфаты, галогениды, сульфиды.
Контрольные вопросы
Какую форму и спайность имеют кристаллы флюорита?
По каким признакам отличается галит от сильвина?
Практическое значение минералов галита, сильвина и карналлита.
Лабораторное занятие № 9 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: сульфиды, вольфраматы, окислы и гидроокислы.
Контрольные вопросы
Каковы формы кристаллов, цвет и блеск вольфрамита?
Каково происхождение гематита?
Охарактеризуйте пиролюзит.
Лабораторное занятие № 10 (2 часа)
Тема: Описательная минералогия
Цель занятия: с помощью учебной коллекции минералов рассмотреть отличительные особенности окислов и гидроокислов.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Описательная минералогия: окислы и гидроокислы.
Контрольные вопросы
Какие Вы знаете разновидности корунда?
Какие отличительные свойства имеет магнетит?
Что такое псиломелан?
Лабораторное занятие № 11 (2 часа)
Тема: Введение в петрографию
Цель занятия: изучить свойства наиболее распространенных магматических, осадочных и метаморфических породах, сведения об элементах залегания горных пород и основ геологического картирования.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Петрография. Формы залегания горных пород. Построение разрезов по геологическим картам.
Контрольные вопросы
Расскажите классификацию метаморфических пород.
Какие формы залегания характерны для эффузивных пород?
Дайте определение понятий структура и текстура.
Лабораторное занятие № 12 (2 часа)
Тема: Построение профилей по геологическим картам
Цель занятия: изучить сведения об элементах залегания горных пород и основ геологического картирования.
Приборы и материалы: шкала твердости Мооса, линейка, карандаш, учебная коллекция горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.
Рассматриваемые вопросы:
Построение разрезов по геологическим картам.
Основная литература
Короновский Н.В., Якушова А.Ф., Основы геологии. Учебное пособие для географических вузов. М.: Высшая школа, 1991. 416 с.
Алисон А., Палмер Д. Геология. М.: Мир, 1984. 568 с.
Ферхуген Дж., Тернер Ф. и др. Земля. Введение в общую геологию. Т. 1, 2. М.: Мир, 1977. 845 с.
Лузгин Б.Н. Уровни организации минерального вещества. Метод. пособие по проведению лабораторных занятий. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. 40 с.
Лузгин Б.Н. Составление геологических разрезов. Методическое руководство. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. 15 с.
.
Дополнительная литература
Буллах А.Г., Золотарев А.А, Кривовичев В.Г.Классификация, формулы и структуры минералов: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 152 с.
Практическое руководство по общей геологии: Учеб. Пособие для студ. вузов. Под ред. Н.В. Короновского. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высш. шк., 1986. – 287 с.
Вопросы к экзаменам
-
Место и роль геологии как одной из важнейших наук о Земле.
-
География и геология – общность и специфика сферы интересов.
-
Борьба научных идей в геологии.
-
Земля – проблемы пространства в геологии.
-
Космология и планетология.
-
Строение Солнечной системы.
-
Форма Земли – эволюционирующие представления.
-
Гипсометрические кривые Земли – особенности построения и интерпретации.
-
Геоморфология суши. Типы сочленений суши и моря.
-
Геоморфология моря.
-
Внешние оболочки Земли. Особенности строения.
-
Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли.
-
Внутренние сферы Земли.
-
Связь пространства и времени.
-
Относительная геохронология.
-
Геохронологическая шкала.
-
Стратиграфия и палеонтология.
-
Геофизические методы в хронологии Земли.
-
Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли.
-
Происхождение атомов элементов.
-
Кристаллография.
-
Структуры кристаллографических решеток.
-
Кристаллографические системы.
-
Физические свойства минералов.
-
Значение химических связей в минералах.
-
Структурные мотивы строения силикатов.
-
Классификация минералов.
-
Минеральный состав земной коры и горные породы.
-
Петрография. Классификация магматических горных пород.
-
Литогенез и седиментация.
-
Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек.
-
Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии.
-
Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования.
-
Классификация осадочных горных пород.
-
Палеогеография.
-
Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные).
-
Особенности морской седиментации.
-
Осадкообразование в промежуточных (континентально-морских) условиях.
-
Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий.
-
Учение о фациях.
-
Представления о геологических формациях.
-
Тепловые потоки и аномалии.
-
Образование магм.
-
Типы вулканических извержений.
-
Геоструктурный контроль размещения вулканических зон.
-
Вулканические структуры.
-
Этапы развития континентального рифта.
-
Процессы, сопутствующие становлению глубинных магматических пород.
-
Факторы и типы метаморфизма.
-
Основные положения термодинамики, используемые в учении о метаморфизме.
-
Термодинамическое равновесие и термодинамические поля.
-
Физико-химические основы парагенезиса минералов.
-
Обстановки диагенеза.
-
Условия проявления термального метаморфизма.
-
Типы метасоматоза и их принципиальное отличие.
-
Астроблемы.
-
Классификация метаморфических горных пород.
-
Факторы выветривания горных пород.
-
Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания.
-
Профили кор выветривания.
-
Континентальное выветривание и гальмиролиз.
-
Тектонические движения и землетрясения.
-
Пликативные дислокации.
-
Дизъюнктивные деформации.
-
Разломные и складчатые комбинации дислокаций.
-
Континенты и океаны как тектонические категории.
-
Платформы и подвижные пояса.
-
Геосинклинали и орогены.
-
Литосферные плиты и условия их «дрейфа».
-
Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия.
-
Понятие о плюм-тектонике.
-
Модель глобальной тектоники: взаимодействие плит и плюмов.
1 Программа лабораторных занятий составлена асс. Сироткиной Т.А.
Составил
к. г.-м.н., д. г. н., профессор
Б.Н. Лузгин