Файл: УМК-история-России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 357

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


Кафедра РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ, ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА













ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Учебно-методический комплекс по дисциплине

Для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»







Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» ________ 200 г.














Барнаул

2007




Составитель: к.и.н. Кирюшин К. Ю.


Редактор:






Программа и учебно-методические материалы рассмотрена на заседании Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга (протокол № __ от __.___.2007г.), утвержден Учебно-методическим советом географического факультета (протокол № __ от __.__.2007г.)




ПРОГРАММА КУРСА.


Пояснительная записка

Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Ориентирами для работы над курсом являются темы лекций, планы семинарских занятий, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия по «Отечественной истории» для высшей школы.


Раздел 1. Цель и задачи курса

После изучения курса студент должен

  • быть знаком с основными методологическими подходами к изучению истории;

  • понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;

  • знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий;

  • понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

  • иметь научное представление об основных этапах в истории Оте­чества, их хронологии;

  • знать основные исторические факты, события, имена основных исторических деятелей;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, каса­ющимся ценностного отношения к прошлому.

В процессе семинарских занятий необходимо:

  • закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

  • организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

  • выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

  • развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями;

В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

  • освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения;

  • по желанию выполнить одно или несколько индивидуальных заданий; выработать навыки историографического и библиографического анализа путем написания реферативной работы.


Раздел 2. Содержание дисциплины


Тематический план


Наименование темы

Всего (ч).

Лекций (ч).

Практич.

(ч).

Сам. работа (ч).

1

Теория и методология исторической науки.

6

2


4

2

Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях

в XIIIXV вв.

12

4

4

4

3

Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства

8

4


4

4

Российская империя в XVIII –пер. пол. XIX вв.

12

4

4

4

5

Российская империя во втор. половине XIX - начале XX вв.

12

4

4

4

6

Россия в условиях войн и революций (1914 -1922 гг.).

8

4


4

7

СССР (1922 -1953 гг.)

12

4

4

4

8

СССР в 1953-1991 гг.


8

4


4

9

Становление новой российской государственности (1992 г. – нач.. XXI в.)

12

4


8


ИТОГО:

90

34

16

40



Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские вязи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии: специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные талы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция

1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. 1ЭП; формирование однопартийного политического режима; образование

СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти

талина; сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период, второй мировой войны; Великая Отечественная война. Социально экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на хо общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка


государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; Октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.



2.1. Структура курса (лекции)

Теория и методология исторической науки


  1. Функции истории

  2. Методы изучения истории

  3. Методология истории

  4. Историография истории



Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях

в XIIIXV вв.


  1. Этапы развития Киевской Руси

  2. Политическая раздробленность русских земель

  3. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Ордынское иго

  4. Централизация русских земель. Возвышение Москвы


Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства


  1. Образование Московского централизованного государства

  2. Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV

  3. «Смута» в России

  4. Правление первых Романовых


Российская империя в XVIII –пер. пол. XIX вв.


  1. Петр I и начало модернизации в России. Эпоха дворцовых переворотов

  2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

  3. Политическое и социально-экономическое развитие страны в I четверти XIX в.

  4. Россия в правлении Николая I


Российская империя во втор. половине XIX - начале XX вв.


  1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III

  2. Общественные движения в России XIX в.

  3. Россия на рубеже веков

  4. I русская революция


Россия в условиях войн и революций (1914 -1922 гг.)


  1. Россия в условиях I мировой войны и нарастания общенационального кризиса

  2. Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю

  3. Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков

  4. Гражданская война в Советской России


СССР (1922 -1953 гг.)


  1. Новая экономическая политика (НЭП)

  2. Номер задания

  3. Наименование темы задания

  4. Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства. Форсированное строительство социализма. Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг.

  5. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах

  6. СССР в условиях «холодной войны»

  7. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в

  8. послевоенный период


СССР в 1953-1991 гг.


  1. «Оттепель»

  2. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.

  3. Внешняя политика в 1953-1985 гг.

  4. Перестройка.

  5. Распад СССР.


Становление новой российской государственности (1992 г. – нач. XXI в.)


  1. Россия посткоммунистическая.

  2. Становление российской государственности.

  3. Россия в нач. . XXI в.




2.2 План семинарсих и практических занятий


Семинар 1

Русь и моногло-татары в 13-15 вв.


  1. Религия и верования монголов в 13-15 вв.

  2. Военное дело монголов в 13-15 вв.

  3. Социально-экономическое развитие и политическое устройство монгольского государства в в 13-15 вв.

  4. Первое столкновение русских с монголами.

  5. Нашествие Батыя на Русь (причины вторжения, ход военных действий, последствия вторжения).


Семинар 2.


  1. Взаимоотношения моголо-татар и Русской Православной церкви.

  2. Политическая история русских княжеств и Золотой Орды во второй половине 13-14 вв. (характер взаимоотношений русских княжеств и Золотой орды).

  3. История взаимоотношений русских княжеств с европейскими государствами в 13-15 вв. и участие в этих процессах монголо-татар.

  4. Куликовская битва и её последствия.

  5. Русские княжества и Золотая Орда в 15 в.

  6. Оценка роли монголо-татарского нашествия на развитие цивилизационных процессов в России в отечественной и зарубежной литературе.


Список литературы:


  1. Страницы боевого прошлого нашей страны (IX-XIX вв.). Хрестоматия для учащихся восьмого класса по программному курсу факультативных занятий. М.: «Просвещение», 1972.

  2. Буганов В.И. Куликовская битва. М.: «Педагогика», 1985.

  3. Рене Груссе Чингисхан покоритель вселенной. М.: «Молодая гвардия», 2002. (Приложения. Сочинения А.М. Джувейни и Плано Карпини).

  4. Гумилёв Л. Древняя Русь и Великая Степь. (различные издания). Главы 4-7.

  5. Флиер А.Я. Об исторической типологии российской цивилизации // Цивилизации и культуры. Вып. 1. С. 99-100.

  6. А.Н. Насонов Монголы и Русь. (различные издания).

  7. С.Н. Дыдко Дидактические материалы по истории мировых цивилизаций: 10-11-й Кл. : к пособию В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М.: Экзамен, 2006. (Тема 7).

  8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Часть 1. IX-XIII вв. М.: Изд-во «Высшая школа», 1970. (Часть III Древняя Русь и кочевники).

  9. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XIX века. М., 1989.

  10. Куликовская битва. Сборник статей. М., «Наука», 1980.

  11. Ларюэль Марлен Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. Стр. 203-211, 222-231. Н.М. Карамзин История государства Российского. Том V. Глава IV. (различные издания).

  12. С.М. Соловьев История России. Кн. 2. Т. 4 (различные издания).

  13. Чойжилжавын Чойсамба Завоевательные походы Бату-Хана. М.: Идея-Пресс,2006. 168 с.

  14. Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его приемники. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 415 с.

  15. Филипс Э.Д. Основатели империи Великих ханов / пер. с англ.О.И. Перфильева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.- 174 с.-(Загадки древних цивилизаций).