ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 357
Скачиваний: 4
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ, ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» ________ 200 г.
Барнаул
2007
Составитель: к.и.н. Кирюшин К. Ю.
Редактор:
Программа и учебно-методические материалы рассмотрена на заседании Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга (протокол № __ от __.___.2007г.), утвержден Учебно-методическим советом географического факультета (протокол № __ от __.__.2007г.)
ПРОГРАММА КУРСА.
Пояснительная записка
Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Ориентирами для работы над курсом являются темы лекций, планы семинарских занятий, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия по «Отечественной истории» для высшей школы.
Раздел 1. Цель и задачи курса
После изучения курса студент должен
-
быть знаком с основными методологическими подходами к изучению истории;
-
понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;
-
знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий;
-
понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
-
иметь научное представление об основных этапах в истории Отечества, их хронологии;
-
знать основные исторические факты, события, имена основных исторических деятелей;
-
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому.
В процессе семинарских занятий необходимо:
-
закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
-
организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;
-
выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;
-
развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями;
В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:
-
освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения;
-
по желанию выполнить одно или несколько индивидуальных заданий; выработать навыки историографического и библиографического анализа путем написания реферативной работы.
Раздел 2. Содержание дисциплины
Тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего (ч). |
Лекций (ч). |
Практич. (ч). |
Сам. работа (ч). |
1 |
Теория и методология исторической науки. |
6 |
2 |
|
4 |
2 |
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII –XV вв. |
12 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства |
8 |
4 |
|
4 |
4 |
Российская империя в XVIII –пер. пол. XIX вв. |
12 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Российская империя во втор. половине XIX - начале XX вв. |
12 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Россия в условиях войн и революций (1914 -1922 гг.). |
8 |
4 |
|
4 |
7 |
СССР (1922 -1953 гг.) |
12 |
4 |
4 |
4 |
8 |
СССР в 1953-1991 гг. |
8 |
4 |
|
4 |
9 |
Становление новой российской государственности (1992 г. – нач.. XXI в.) |
12 |
4 |
|
8 |
|
ИТОГО: |
90 |
34 |
16 |
40 |
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские вязи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии: специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные талы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция
1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. 1ЭП; формирование однопартийного политического режима; образование
СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти
талина; сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период, второй мировой войны; Великая Отечественная война. Социально экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на хо общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка
государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; Октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
2.1. Структура курса (лекции)
Теория и методология исторической науки
-
Функции истории
-
Методы изучения истории
-
Методология истории
-
Историография истории
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
в XIII –XV вв.
-
Этапы развития Киевской Руси
-
Политическая раздробленность русских земель
-
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Ордынское иго
-
Централизация русских земель. Возвышение Москвы
Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства
-
Образование Московского централизованного государства
-
Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV
-
«Смута» в России
-
Правление первых Романовых
Российская империя в XVIII –пер. пол. XIX вв.
-
Петр I и начало модернизации в России. Эпоха дворцовых переворотов
-
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
-
Политическое и социально-экономическое развитие страны в I четверти XIX в.
-
Россия в правлении Николая I
Российская империя во втор. половине XIX - начале XX вв.
-
«Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III
-
Общественные движения в России XIX в.
-
Россия на рубеже веков
-
I русская революция
Россия в условиях войн и революций (1914 -1922 гг.)
-
Россия в условиях I мировой войны и нарастания общенационального кризиса
-
Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю
-
Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков
-
Гражданская война в Советской России
СССР (1922 -1953 гг.)
-
Новая экономическая политика (НЭП)
-
Номер задания
-
Наименование темы задания
-
Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства. Форсированное строительство социализма. Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг.
-
СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах
-
СССР в условиях «холодной войны»
-
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в
-
послевоенный период
СССР в 1953-1991 гг.
-
«Оттепель»
-
Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.
-
Внешняя политика в 1953-1985 гг.
-
Перестройка.
-
Распад СССР.
Становление новой российской государственности (1992 г. – нач. XXI в.)
-
Россия посткоммунистическая.
-
Становление российской государственности.
-
Россия в нач. . XXI в.
2.2 План семинарсих и практических занятий
Семинар 1
Русь и моногло-татары в 13-15 вв.
-
Религия и верования монголов в 13-15 вв.
-
Военное дело монголов в 13-15 вв.
-
Социально-экономическое развитие и политическое устройство монгольского государства в в 13-15 вв.
-
Первое столкновение русских с монголами.
-
Нашествие Батыя на Русь (причины вторжения, ход военных действий, последствия вторжения).
Семинар 2.
-
Взаимоотношения моголо-татар и Русской Православной церкви.
-
Политическая история русских княжеств и Золотой Орды во второй половине 13-14 вв. (характер взаимоотношений русских княжеств и Золотой орды).
-
История взаимоотношений русских княжеств с европейскими государствами в 13-15 вв. и участие в этих процессах монголо-татар.
-
Куликовская битва и её последствия.
-
Русские княжества и Золотая Орда в 15 в.
-
Оценка роли монголо-татарского нашествия на развитие цивилизационных процессов в России в отечественной и зарубежной литературе.
Список литературы:
-
Страницы боевого прошлого нашей страны (IX-XIX вв.). Хрестоматия для учащихся восьмого класса по программному курсу факультативных занятий. М.: «Просвещение», 1972.
-
Буганов В.И. Куликовская битва. М.: «Педагогика», 1985.
-
Рене Груссе Чингисхан покоритель вселенной. М.: «Молодая гвардия», 2002. (Приложения. Сочинения А.М. Джувейни и Плано Карпини).
-
Гумилёв Л. Древняя Русь и Великая Степь. (различные издания). Главы 4-7.
-
Флиер А.Я. Об исторической типологии российской цивилизации // Цивилизации и культуры. Вып. 1. С. 99-100.
-
А.Н. Насонов Монголы и Русь. (различные издания).
-
С.Н. Дыдко Дидактические материалы по истории мировых цивилизаций: 10-11-й Кл. : к пособию В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М.: Экзамен, 2006. (Тема 7).
-
Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Часть 1. IX-XIII вв. М.: Изд-во «Высшая школа», 1970. (Часть III Древняя Русь и кочевники).
-
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XIX века. М., 1989.
-
Куликовская битва. Сборник статей. М., «Наука», 1980.
-
Ларюэль Марлен Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. Стр. 203-211, 222-231. Н.М. Карамзин История государства Российского. Том V. Глава IV. (различные издания).
-
С.М. Соловьев История России. Кн. 2. Т. 4 (различные издания).
-
Чойжилжавын Чойсамба Завоевательные походы Бату-Хана. М.: Идея-Пресс,2006. 168 с.
-
Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его приемники. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 415 с.
-
Филипс Э.Д. Основатели империи Великих ханов / пер. с англ.О.И. Перфильева. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.- 174 с.-(Загадки древних цивилизаций).