Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 4166
Скачиваний: 48
СОДЕРЖАНИЕ
Создание и оформление таблиц на одном
Графическое представление табличных данных
Структурирование, консолидация данных,
построение сводных таблиц и диаграмм
Использование сценариев модели “что-если”,
средств подбора параметра и поиска решения
Создание, редактирование и использование шаблонов
Математические функции МОБР, МОПРЕД и МУМНОЖ.
10. Для просмотра сценариев в окне Диспетчер сценариев поочередно выбирайте сценарии из списка и щелкайте по кнопке Вывести. Excel заменит содержимое ячеек листа значениями из сценария и отобразит результаты на листе.
11. Для создания отчета по сценарию в диалоговом окне Диспетчер сценариев нажмите кнопку Отчет.
12. В окне Отчет по сценарию выберите тип отчета Структура, установите абсолютную ссылку на ячейку со значением результата (Прибыль за продукцию) и нажмите ОК.
13. Перейдите на новый рабочий лист и введите таблицу с упрощенным бюджетом предприятия на 2015 год и выполните прогнозирование бюджета на 2016, 2017 и 2018 годы, манипулируя темпами роста различных показателей. Подготовьте 4 сценария с различными прогнозами роста и создайте итоговый сравнительный отчет.
Бюджет предприятия на 2015 г. приведен в таблице:
Прогнозируемый ежегодный рост отдельных показателей приведен в таблице:
Для реализации поставленной задачи выполните следующие действия:
-
присвойте имена ячейкам В13-В17 в соответствии с названиями показателей в столбце А. Для этого последовательно устанавливайте курсор на каждую ячейку диапазона В13-В17, на вкладке Формулы в группе Определенные имена выбирайте команду Присвоить имя и в окне Создание имени нажимайте ОК.
-
присвойте имена ячейкам результата С11, D11, E11 – «Прибыль_2016», «Прибыль_2017», «Прибыль_2018»;
-
введите расчетные формулы для вычисления показателей в ячейках С2:Е11:
Общая прибыль= Объем продаж * Размер прибыли в %
Расход=Аренда + Услуги + Выплаты
Чистая прибыль=Общая прибыль-Расход
Показатели в столбцах C,D,E вычисляются по схеме:
Объем продаж 2016 г = Объем продаж 2015 г *(1+% роста объема продаж)
Размер прибыли 2016 г = Размер прибыли 2015 г *(1+% роста размера прибыли)
и т.д;
-
определите первый сценарий «Прогноз роста 1», выполнив команду Данные/ Работа с данными/Анализ “что-если”/ Диспетчер сценариев и введя в поле Изменяемые ячейки абсолютную ссылку на ячейки B13:B17;
-
измените в окне Значения ячеек сценария проценты роста показателей в ячейках B13:B17;
-
аналогично создайте еще три сценария («Прогноз роста 2» и т. п.), щелкая в диалоговом окне Диспетчера сценариев кнопку Добавить и меняя непосредственно в окне Значения ячеек сценария проценты роста показателей в ячейках B13:B17;
-
создайте отчет по сценарию, выбрав тип отчета – структура и введя в поле Ячейки результата ссылки на диапазон ячеек C11:E11, содержащие значения чистой прибыли;
-
создайте отчет по сценарию, выбрав тип отчета – сводная таблица;
-
проанализируйте полученные результаты решения задачи.
Поиск решения
Основывается на методе линейной оптимизации и используется для решения задач со многими неизвестными и ограничениями.
Средство поиска решения является надстройкой2 Microsoft Office Excel, которая доступна при установке Microsoft Office или Microsoft Excel. Чтобы использовать эту надстройку в Excel, необходимо сначала загрузить ее. Для этого:
-
Выполните Файл/Параметры.
-
Выберите команду Надстройки, а затем в окне Управление выберите пункт Надстройки Excel и нажмите кнопку Перейти.
-
В окне Доступные надстройки установите флажки Пакет анализа (пригодится в дальнейшем) и Поиск решения. Нажмите ОК.
Если Поиск решения отсутствует в списке поля Доступные надстройки, чтобы найти надстройку, нажмите кнопку Обзор.
В случае появления сообщения о том, что надстройка для поиска решения не установлена на компьютере, нажмите кнопку Да, чтобы установить ее.
Процедура поиска решения позволяет найти оптимальное значение формулы, содержащейся в ячейке, которая называется целевой. Эта процедура работает с группой ячеек, прямо или косвенно связанных с формулой в целевой ячейке. Чтобы получить по формуле, содержащейся в целевой ячейке, заданный результат, процедура изменяет значения во влияющих ячейках. Чтобы сузить множество значений, используемых в модели, применяются ограничения. Эти ограничения могут ссылаться на другие влияющие ячейки.
В табл. 2 приведены данные для вычисления прибыли от продажи трех видов продукции.
Таблица 2
Изменяя значения ячеек В3:В5 нужно подобрать такие значения количества товаров, при которых может быть получен наибольший суммарный доход. При решении данной задачи должны быть учтены следующие ограничения:
-
общий объем производства – всего 300 изделий в день;
-
должно быть произведено не менее 50 изделий А;
-
должно быть произведено не менее 40 изделий В;
-
должно быть произведено не более 40 изделий С.
14. Введите на новый рабочий лист данные табл. 2 для вычисления прибыли от продажи трех видов продукции, причем в ячейки столбца D, и в ячейку B6 должны быть введены формулы.
15. Запустите задачу поиска решений. Для этого на вкладке Данные в группе Анализ нажмите кнопку Поиск решения и в диалоговом окне Поиск решения введите данные:
-
в поле Оптимизировать целевую функцию укажите адрес $D$6, щелкнув мышью по соответствующей ячейке;
-
в поле До установите переключатель Максимум;
-
в поле Изменяя ячейки переменных определите изменяемые ячейки ($B$3:$B$5);
-
в поле В соответствии с ограничениями по одному добавьте каждое из следующих четырех ограничений задачи ($B$6=300; $B$3>=50; $B$4>=40; $B$5<=40), для чего:
-
щелкните кнопку Добавить и в появившемся окне Добавление ограничения введите ссылку на ячейку $B$6 (щелкая по ней мышью), оператор ограничения (=) и значение (300);
-
для добавления следующего ограничения щелкните кнопку Добавить и повторите процедуру добавления ограничения;
-
после ввода последнего ограничения щелкните кнопку ОК;
-
в диалоговом окне Поиск решения щелкните кнопку Найти решение;
-
в диалоговом окне Результаты поиска решения установите переключатель Сохранить найденное решение, в окне Отчеты выберите Результаты и нажмите кнопку OK;
-
ознакомьтесь с отчетом по результатам, помещенным на новом листе.
16. С помощью средства Поиск решения решите следующую задачу минимизации расходов на перевозку:
Постановка задачи
Компания имеет 3 склада, территориально расположенных в разных районах города. Заказы на перевозку грузов поступают из сети розничных магазинов, распределенных по всей территории города. Цель задачи – удовлетворить потребность всех шести розничных магазинов в товарах, находящихся на трех складах, и сохранить при этом общие расходы на перевозку на минимальном уровне.
Исходные таблицы с данными для решения поставленной задачи представлены на рис.1.
Ячейки, которые должны содержать расчетные формулы, выделены серым фоном и жирным шрифтом значений.
Для осуществления поиска решения введите в новый рабочий лист все таблицы, представленные на рис. 1, причем в выделенные ячейки введите следующие формулы:
-
в ячейку F12 введите формулу автосуммирования для вычисления суммы товаров, перевезенных в магазин 1 со всех трех складов:
=СУММ(С12:Е12);
-
размножьте формулу на диапазон ячеек F13:F17;
-
в ячейку В18 введите формулу для подсчета суммарной потребности в товаре:
=СУММ(В12:В17);
-
размножьте формулу на диапазон ячеек С18:F18 для вычисления сумм товаров, перевезенных с каждого из трех складов в шесть магазинов и суммарного количества перевезенного товара;
-
в ячейку С21 введите формулу для вычисления запасов товаров на складе 1 после отпуска товаров:
= С20-С18;
-
размножьте формулу на диапазон ячеек D21:E21;
-
в ячейку С23 введите формулу для вычисления суммы произведений стоимостей перевозок на количество перевозок во все магазины по каждому складу:
=СУММПРОИЗВ(С3:С8;С12:С17);
-
размножьте формулу на диапазон ячеек D23:E23;
-
в ячейку F23 введите формулу для подсчета общей стоимости перевозок для всех заказов:
=СУММ(С23:Е23)
Рис. 1. Исходные данные для решения транспортной задачи
Процедура поиска решений должна найти такие значения диапазона ячеек C12:E17 (количества перевезенных товаров с каждого из трех складов в каждый из шести магазинов), при которых каждый розничный магазин будет получать желаемое количество товара и общая стоимость перевозок (значение ячейки F23) будет минимальной. Нужно минимизировать значение, вычисляемое в ячейке F23, изменяя значения ячеек диапазона C12:E17 с учетом следующих ограничений (всего 27):
-
количества необходимого товара для каждого розничного магазина, представленные в ячейках с B12 по B17, должны быть равны количествам перевезенного товара (ячейки с F12 по F17 соответственно), т.е. все заказы должны быть выполнены;
-
значения в изменяемых ячейках (диапазон С12:Е17), соответствующие количествам перевезенных товаров с каждого из трех складов в каждый из шести магазинов, не могут быть отрицательными;
-
количество запасов после отпуска на каждом складе (диапазон С21:Е21) не должно быть отрицательным.
17. Самостоятельно решите следующую задачу нахождения максимальной прибыли:
Постановка задачи
Для изготовления пластмассовых втулок и шестеренок требуется стеклоткань, эпоксидная смола и отвердитель. На изготовление одной втулки затрачивается 4 ед. стеклоткани, 3 ед. - эпоксидной смолы и 2 ед. – отвердителя, а на изготовление одной шестеренки – соответственно 3, 4 и 6 ед. материалов. Прибыль предприятия от изготовления одной втулки составляет 20 руб., а шестеренки – 40 руб. Сколько втулок и шестеренок должно изготовить предприятие для получения наибольшей прибыли, если в его распоряжении имеется 480 ед. стеклоткани, 444 ед. эпоксидной смолы и 546 ед. отвердителя.
18. Сохраните результаты лабораторной работы в файле с именем lab4.xlsm.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Создание, редактирование и использование шаблонов
Цель лабораторной работы
Лабораторная работа служит для получения практических навыков по созданию и использованию нового шаблона рабочей книги.
Основные сведения о шаблонах
Шаблон – это особый документ, используемый для создания других документов по своему образцу. Шаблоны избавляют от большей части работы по расстановке элементов и оформлению, что позволяет полностью сконцентрироваться на данных. При от-крытии Excel 2013 отображаются шаблоны для планирования бюджета, создания календарей, форм и отчетов, а также многих других задач. Отличиями шаблона от обычной рабочей книги являются:
-
Расширение xltx в отличие от расширения обыкновенных книг xlsx.
-
При открытии файла шаблона открывается не сам документ шаблона, а его точная копия с расширением xlsx.
-
Иконка (значок кнопки) шаблона имеет сверху желтую полоску в отличие от иконки обычной книги Excel:
Содержание лабораторной работы
Лабораторная работа заключается в создании нового шаблона рабочей книги со встроенными элементами управления, в создании документа на основе шаблона и корректировке уже созданного шаблона.
Выполнение лабораторной работы
1. Откройте новую рабочую MS Excel 2013.
2. Используя имеющиеся в Excel средства форматирования, подготовьте рабочий лист в качестве шаблона для факса:
-
перед вводом данных уменьшите ширину столбцов A, C, E, G.
-
введите данные на основании факса, приведенного на рис.1. Для назначения шрифтов и линий используйте кнопки группы Шрифт на вкладке Главная;
-
в ячейку H10 введите формулу для вывода текущей даты =ТДАТА() (см. рис. 1).
Рис 1. Шаблон для факса
3. Создайте новые стили и примените их при вводе данных.
Стиль ячейки – это определенный набор параметров форматирования, таких как шрифты и размеры шрифтов, форматы чисел, границы и заливка ячеек.
Создайте новый стиль и примените его для ввода данных «Кому» и «Фирма». Для этого:
-
выполните команду Главная/Стили/Стили ячеек/Создать стиль ячейки;
-
в диалоговом окне Стиль в поле Имя стиля введите Мой стиль 1 и нажмите кнопку Формат;
-
в окне Формат ячеек на вкладке Шрифт выберите Шрифт – Calibri (Основной текст), Начертание – курсив, Размер – 12, Цвет – синий;
-
два раза нажмите ОК;
-
выделите строки 5, 7, 8;
-
выполните команду Главная/Стили/Стили ячеек и выберите пользовательский формат «Стиль 1».
4. Самостоятельно создайте еще один стиль (выберите новый шрифт, измените начертание и размер, выберите цвет, вид рамки и заливки) и примените его к ячейкам с 17 по 27 строку.
5. Сохраните подготовленный рабочий лист в качестве шаблона. Для этого:
-
выполните команду Файл/Сохранить как…;
-
в диалоговом окне Сохранение документа выберите тип файла Шаблон Excel, введите имя файла «FAX» и сохраните шаблон в папке C:\Users\<Имя пользователя>\Documents. При этом Excel создаст в папке Мои документы папку Пользовательские шаблоны Office и сохраните там шаблон FAX. xltx.
-
Примечание. Если к моменту сохранения готового шаблона папка Пользовательские шаблоны Office уже была создана, сохраните шаблон факса в этой папке.