Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3230

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УПРАЖНЕНИЕ 69.


Участники садятся по кругу. «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление, которое у вас возникло в момент первого контакта. После того как все мы будем готовы слушать друг друга, мы по очереди выскажем эти наши первые впечатления».


УПРАЖНЕНИЕ 70.


Участники садятся по кругу. «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Тот, кто захочет начать, возьмет этот мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет, и скажет этому человеку комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет свой комплимент и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого».

Тренер очень внимательно следит за тем, чтобы мяч попал к каждому частнику группы.

Данное упражнение позволяет решить несколько содержательных задач. К ним, в частности, относятся возможности установления межличностной обратной связи в более определенной персонифицированной форме. И, что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддерживающий характер. Так как подобные упражнения, как правило, проводятся на завершающей стадии работы группы (3—4-й день), то вызываемые ими позитивные эффекты способствуют переносу результатов тренинга в повседневную жизнь и деятельность его участников, «мониторингу прогресса». В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установления позитивной обратной связи, формулирования своих впечатлений, суждений, относящихся проявлениям конкретных участников. Эти сложности иногда объясняются действием ряда стерео типов. Например, высказывание позитивных впечатлений со стороны руководителя может выглядеть как проявление слабости, может прозвучать мысль о том, что комплименты говорят льстивые манипулирующие другими люди и т. д. Поэтому выполнение упражнения в различных модификациях дает материал для обсуждения группой этих проблем, а также позволяет участникам «потренироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.



МОДИФИКАЦИЯ 1.


Участники стоят по кругу.

«Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».


МОДИФИКАЦИЯ 2.


Все становятся в круг.

«Сергей (тренер обращается к одному из участников), выйди, пожалуйста, б центр круга, посмотри на нас и скажи одному из участников группы какой-нибудь комплимент. Если человек, кому пред назначается комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг, а ты становишься на его место. Вышедший в центр в свою очередь выбирает одного из нас и говорит ему комплимент и т. д. ».



МОДИФИКАЦИЯ 3.


Все становятся в круг.

«Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2—3 минут). А сейчас все мы по очереди будем выходить в центр круга и последовательно говорить участникам комплименты».


МОДИФИКАЦИЯ 4.


Все становятся по кругу.

«Давайте подумаем о Володе. Вспомним его действия, проявления, то, как он говорит, смотрит, улыбается. А теперь мы все по очереди сделаем Володе комплимент»,


УПРАЖНЕНИЕ 71.


Участники становятся по кругу. «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты. был хиппи, то на, твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч.

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть футболку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью.

Это упражнение лучше проводить, когда члены группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.


УПРАЖНЕНИЕ 72.


Упражнение выполняется в группах по 4 человека.

«Сейчас каждый из участников группы будет говорить, обращаясь по очереди к остальным членам „четверки": „Мне кажется, что ты считаешь (думаешь), что я в общении..." и далее, продолжая эту фразу, скажет о том, какие качества или особенности поведения видит в нем именно этот человек. Например, Андрей скажет, обращаясь к Свете: „Мне кажется, что ты, Света, считаешь, что в общении я доброжелателен, порой нетерпелив, быстро реагирую, но не всегда точен в своих реакциях". Потом Андрей обратится, например, к Тане и скажет, что, с его точки зрения, о нем как о партнере по общению думает Таня и т. д. Те, к кому он будет обращаться, должны будут сказать, с чем из сказанного они согласны а с чем нет, но при этом не надо говорить, что вы еще думаете об особенностях этого человека в общении. Только выразить согласие или несогласие с тем, что было сказано»,

Для упражнения характерен большой объем личностной обратной связи, что дает участникам возможность уточнить представления о себе и других людях, потренироваться в установлении обратной связи.


УПРАЖНЕНИЕ 73.


Все участники группы садятся по кругу.

«Представьте себе, что вы все известные художники, и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставку ваш авто портрет. К сожалению, готового автопортрета у бас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам „холсты" (тренер держит в руках листы плотной белой бумаги), и каждый будет располагать некоторым временем для того, чтобы написать свой автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, импрессионизм, символизм, реализм и т, д. Помните, что творчество — процесс очень интимный, поэтому пишите автопортреты самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. Вы можете сесть там, где вам удобно. И еще один важный момент — не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки».


По мере готовности тренер собирает автопортреты, причем старается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся по кругу.

«Теперь давайте перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, которых пригласили быть экспертами на этой выставке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин и среди них оказалось неподписанное полотно. Это — автопортрет. Работа очень хорошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы высококвалифицированный специалист и можете определить автора по манере письма, Я раздам каждому из вас автопортреты, и вы должны будете надписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с другими „искусствоведами". Я постараюсь, раздавая автопортреты, сделать так, чтобы к вам не попала ваша работа, но если это все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу».

После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг, и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он подписывал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Тренер обращается ко всем с просьбой не говорить, прав «искусствовед» или нет, Автор картины тоже никак не проявляется. Все только слушают, не высказывая своих интерпретаций, и могут лишь задавать «искусствоведу» уточняющие вопросы.

После того как все работы представлены, тренер берет автопортреты, по очереди кладет их в центр круга и спрашивает: «Чей это автопортрет?»

Упражнение вызывает большую заинтересованность участников. Каждый пытается определить автора автопортрета, который вручен ему, а также авторов остальных работ.

Иногда в группе появляются несколько автопортретов одного автора. Это, как и другие ошибки, может быть связано с тенденцией к установлению портретного сходства, которую не может преодолеть участник, и с трудностями в рефлексии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет. Все это может стать предметом обсуждения в группе.












ЛИТЕРАТУРА.


1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

2. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

3. Ковалев Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. № 1. Т. 10. С. 127—136.

4. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997.

5. Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 9, 208ю.

6. Практгкум по социально-психологическому тренингу. СПб., 1997.

7. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

8. Cenin М. Podstawy teoretyczne stosownych metod treningu psychologicznego // Acta Bratisl. Pr. Psychol. 1990. № 22. p. 35—64.

9. Landy F. G. Psychology of work behavior. Dorsey Press, 1985.




























II. ЧАСТЬ.


ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ.


СЕНСИТИВНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ.


Существует по крайней мере два подхода к определению понятия «сенситивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность, для тренинга больше подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать и, добавим для себя, — что тренировать.

Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности. Основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный опыт автора.

Итак, наблюдательская сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок);

б) выразительные движения (лица и тела);

в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве;

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание;

д) запахи и локализация их источников;

е) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.

Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательской сенситивности.

Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим, проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате то, что хотим получить.

Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным искажениям образа «Я» и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия могут «программировать» наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того, что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого относится к важным задачам тренинга сенситивности.

Следующий вид — теоретическая сенситивность — рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя. Ориентация в различных теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок «по невидению» и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений. Однако, наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам «по невидению», к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.


Номотетическая сенситивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.

Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека. Комментируя этот вид сенситивности, Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей. Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения. На наш взгляд, противопоставление идеографической сенситивности другим ее видам необоснованно, например, противопоставление идеографической и номотетической сенситивности может привести к крайним формам развития идей уникальности каждого человека, к отказу от создания статистически обобщенных моделей. Целесообразнее, по-видимому, исходить из того, что идеографическая сенситивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

«1. Опыт (Esperience). Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: „старик отстал от жизни", „нормальный парень" или „чудак".

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если — что возможно — нам нужно отдать дать и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2. Сходство (Similarity). Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность вообряжения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.